Декорирование и детали

Декоративно-прикладное искусство в быту. В обстановку жилища входит множество предметов домашнего обихода, предметов разнообразных по размерам и формам, назначению и материалу. Расположение этих предме­тов всегда диктуется их конкретным назначением и взаимосвязанностью функций. Чтобы в комнате было красиво, надо найти такие формы, цвета и рисунки рядом находящихся предметов, которые подходили бы один к другому. А это значит, во-первых, что они не мешают восприятию каждого из них в отдельности, во-вторых,— они гармонично связаны между собой назначением, формой или рисунком, цветовым сочетанием или материалом, построением узора и масштабом, как бы дополняя друг друга, раскрывая и углубляя общность смысла и назначения размещения этих предметов в данном интерьере. Одновременно с основными в быту предметами, в доме есть самые разно­образные вещи: бытовая и декоративная посуда, специальные приборы и аппаратура, личные вещи, книги, сувениры, памятные и художественные изделия. Эти предметы вносят в интерьер квартиры цвет, пластику, рисунок и силуэт, непосредственно влияя на целостность ансамбля, составляют то, что и является его декоративным стилем. Естественно желание подобрать каждую вещь в интерьере красивой и гармонич­ной, а весь ансамбль решить в одном стиле. В традиционном интерьере народного жилища все продиктовано потребностями быта, подчинено основным занятиям хозяев, их понятиям прекрасного. Это проявлялось в вышивке рушника, росписи скрыни или мысника, резьбе сволока или деталей мебели. Каждая вещь, выбранная для обстановки должна быть созвучна жизни семьи, а значит проста, лаконична и точна в конструкции, удобна в употреблении, сдержана в отделке, правдива по форме и соответствию материалу. Простые формы мебели в сочетании с плоскостью стен помогают достижению целостного интерьера, так как эта мебель нейтральна по стилевым признакам и создает наилучшие условия взаимосвязи с другими элементами — цветом, узором и фактурой тканей, силуэтом светильников, разнообразием форм фарфора и стекла.

Бытовые предметы, обладающие художественными качествами, своеобраз­ной выразительностью, созданные на основе художественного творчества, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Прикладное искусство — это существен­ная сторона национальной художествен­ной культуры, которая имеет большое воспитательное значение. Произведениями прикладного искусства могут быть: мебель, посуда, одежда, ковры, декоративные ткани, хрусталь и пр., что составляет наш быт и существует в комплексе обстановки интерьера. Они воспринимаются челове­ком и производят на него впечатление, главным образом, когда находятся в ансамбле, объединяющем архитектуру интерьера и его внутреннее убранство. Тогда все художественные качества предметов выступают ярко и отчетливо. Основное же отличие прикладного искусства    выражено    самим    названием, в этих произведениях соединены две функции — утилитарная и художественная. Как выбрать ткань для обивки и драпировки! В интерьере жилища всегда есть изделия из ткани: ею обита мебель, покрыта постель, завешены окна, на пол кладут дорожки и ковры, на стены вешают панно и т. д. Для современного стиля характерно стремление освободить пространство от лишних вещей и перегрузки украшениями. Отсюда отказ от тяжелых драпировок и скатертей, плюшевых тканей и изделий с бахромой и кистями, так же как и от большого количества мелких предметов — всевозможных салфеточек на столах и накидок на спинках кресел. В нашем быту остались только те ткани, которые несут практическую нагрузку, и они стали важным элементом комфортабельности квартиры и выразительности интерьера.

Большую цветовую поверхность всовременном интерьере составляетобивка мебели. В общих комнатах, жилыхспальнях всегда стоит мягкая мебель,часто кровать заменена диваном, апостель покрывают обивочнойтканью.              .

Мебельные обивочные ткани подбирают соответственно форме и величине предмета и общему замыслу решения интерьера. Для обивки относительно больших по величине предметов мебели — раскладного дивана или кресла не следует брать ткани ярких и крупных узоров, сильно расцвеченных и выра­зительных. Диван по своим размерам и так великоват для габаритов современной квартиры, а слишком яркая обивка сделает его еще более громоздким.   Для дивана следует брать ткань несколько темнее или светлее окраски стен, а еще лучше пола, словом, основного цвета этого интерьера, так, чтобы его окраска как бы сливалась с имеющейся уже большой цветовой поверхностью. Тогда предмет не будет сильно выделяться своей величиной.

В большой общей комнате, где стоит много мебели разного назначения, а значит, разной формы и величины, можно не делать одинаковой обивки всех изделий, если нет определенной задачи объединить разнородные группы мебельных изделий. Там, где мебель стоит организованно, создавая более или менее изолированные участки, хочется подчеркнуть и углубить функции зон, различный цвет и характер узора обивочной ткани мебели поможет этому. Интересным приемом может быть тональный подбор: основной цвет крупных изделий повторен как фон меньших по размеру стульев и наоборот; или мягкий нейтральный тон обивки дивана в группе отдыха поддержан яркой обивкой небольших полумягких стульев. Для низкой и тяжелой мягкой мебели группы отдыха хорошо подбирать ткани более глубоких, сложных тонов, несколь­ко приглушенных, темных и теплых. Для мягкой мебели ткань надо подобрать более темную, чем пол: чем выразительнее, сильнее контраст, тем интереснее и легче будет восприниматься силуэт   мебели.   Обивка    может   быть    и относительно яркой, интенсивной расцветки, но материал мягкий с ворсовым или фактурным рисунком. Хороши также ткани букле, а в низкой тяжелой мебели — легкие гладкие ткани, даже грубошерстные, и матовое сукно. Для легкой мебели могут быть одинаково хороши более светлые расцветки и более интенсивные цвета тканей с мелким масштабным узором. Неплохо могут выглядеть в драпировках, обивках мебели, в коврах и панно на стене народные ткани с геометрическим орнаментом. Хорошо подбирать обивку, когда известна уже расцветка стен и цвет пола. Поэтому не стоит спешить с покупкой мягкой мебели до въезда в новую квартиру, а при текущем ремонте обязательно учитывать ее цвет. Меняя обивку, всегда изменяем общий облик комнаты, и это хорошо, так как интерьер квартиры всегда должен быть живым и время от времени изменяться, обновляться сменой обивок, перестановкой мебели и предметов декоративного убранства, переменой занавесей и т. д.

В группе отдыха с гарнитуром мягкой мебели кресла могут быть покрыты тканью более интенсивной по цвету, взятой в тон обивке дивана, или в контрастном сочетании. Одно время увлекались введением цветовых акцентов в композицию интерьера обивкой нескольких кресел разными контрастными по тону тканями. Для габаритов жилых помещений этот прием не подходит. Кресла, относительно большие предметы, окрашенные в разные, да еще и резкие   цвета,    могут   разбить    единство композиции и создать беспокойную, раздражающую пестроту интерьера. В последние годы, наоборот, замечается увлечение темно-серыми, нейтральными тонами обивок.

Если в комнате много мягких или полу­мягких стульев, то лучше воздержаться от яркой ткани и большого количества цветовых акцентов, которые особенно при передвижении вызовут беспорядок, пестроту. В этом случае ткани надо подбирать более скромных рисунков и расцветок нейтральных тонов. Там же, где стульев мало (2—4) или они стоят на постоянном месте, например, только возле обеденного стола, можно взять любые цвета, лишь бы они хорошо гармонировали с остальной обстановкой.

Цвет ткани надо согласовать с цветом древесины. Подбирают их и в тон, и по цветовому контрасту, светлее или темнее цвета конструкции. Более эффективны контрастные сочетания, а более строги и спокойны — тональные, одной светлоты. Очень хороши сочетания различных фактур дерева и ткани, например, фактурные ткани букле при зеркальной полировке деревянных частей, и, наоборот, гладкая блестящая ткань при матовой обработке древесины, при выраженной  текстуре  дерева —  ткани гладкие глубоких мягких нейтральных цветов, а при однотонной незаметной текстуре дерева — ткани узорные и т. д.

Обивки приглушенных теплых тонов (разного оттенка беж, оранжево-серые, так называемые табачные, коричневатые, красновато-коричневые, вишневые,

серо-голубые и серо-зеленые) легко связываются с теплыми серыми   тонами пола покрытого ворсолином. Холодные тона (зеленые, бирюзовые, голубые, синие и фиолетовые) соединяются труднее, они могут быть хороши в сочетании с желтым цветом карельской и обычной березы, тонально подобранные к серебристо-серому клену или темному полированному ореху с холодным оттенком цвета древесины и дубовому паркету.

Обязательно ли нужно завешивать окна! Окна закрывают занавесью там, где это практически    важно.    При    этом    следует помнить, что больше всего цветовые акценты в интерьер вносятся занавесями. Однако завешивать окна необязательно, потому что это иногда затемняет комнату. В то же время многие считают, что именно занавесь создает уют жилого ин­терьера.

В условиях городской застройки занавесь большей частью необходима, во-первых, потому, что защищает помещение в ночное время от уличного освещения, а летом от солнца. Наконец, плотная закрытая занавесь несколько смягчает уличный шум и в какой-то степени сохраняет тепло. Характер и тип ткани, прием драпировки и навески занавеси выбираются соответственно ее прямому назначению. Расцветка занавеси активно дополняет цветовое решение интерьера, подчеркивает и выправляет форму оконного проема.

 

Соответственно назначению выбирают материал   для    занавеси:    прозрачный    и легкий или плотный и тяжелый. Естественно, что летом требуются одни, а   зимой   другие.   Очень   плотная   ткань летом создаст духоту в комнате, а зимой она хороша. Прием навески, цвет и узор ткани решаются с учетом ее места как декоративного элемента в ансамбле.

В общих комнатах, в кабинетах и спальных комнатах   вешают   раздвижные   занавеси до полу, если площадь под окном свободна. Если же под окном установлены столы или другая мебель, занавеску делают короткой, до подоконника или немного ниже. Такие занавески вешают в детских комнатах, спальнях для подростков, в кухнях-столовых. Иногда короткую занавесь заменяют подымающейся шторой из легкой полотняной гладкой, полосатой или клетчатой ткани.

В интерьере современной квартиры все элементы архитектуры и формы предметов просты и целесообразны. Они легки и конструктивны, поэтому и драпировки делают простые, в прямых вертикальных линиях падающих складок, без подхватов с кистями и тяжелой бахромой. Главным украшением драпировки является складка. Надо соответственно подбирать ткани: гибкие и тяжелые для длинных занавесей и легкие для коротких.

Варианты оформления жилой комнаты с помощью декора и оформления:

а — однотипный рисунок обоев и обивных тканей; б — со­четание крупного рисунка штор и коврового покрытия; в — контрастное решение интервера.

Тяжелые плотные ткани красиво образуют складки только при большой ширине полотнища. Рассчитать ширину ткани надо так, чтобы и при закрытой занавеси складки оставались. Для этого она должна быть взята с коэффициентом не менее 1,75 к ширине проема для длинных полотнищ и 1,25—1,40 для коротких. Часто вешают двойные занавеси — прозрачные тюлевые или капроновые с более плотными. Навеска ведется по двум направляющим, скрытым общим карнизом. Раздвигаются они независимо одна от другой. Легкая прозрачная гардина закрывает комнату днем и смягчает яркость солнечного света. Обычно   она   белая   или   очень   светлая, но бывает тонированная и узорная.

Цвет занавеси подбирают в одном цветовом тоне со стеной, светлее или несколько темнее, теплее или холоднее. В общих комнатах и кабинетах, где хотят создать определенное впечатление сдержанности, изоляции и строгости, делают занавеси однотонные темные из той же ткани, что и обивка мебели. Для оживления интерьера какой-нибудь из предметов, например кресло отдыха, обивают другой, узорной тканью. Для спален и жилых комнат подбирают расцветку и узор ткани соответственно цвету и характеру других элементов отделки и мебели. Сочетания могут быть построены на тональной или контрастной цветовой гармонии. Подобия узоров, особенно в общих комнатах, следует избегать, они могут стать скучными, даже назойливыми. Если занавеси поперечнополосатые, то ковер лучше выбрать однотонный, а обои — мелкого фактурного рисунка или гладкие. При полосатых обоях можно взять полосатый коврик, лучше противопо­ложный по цвету и направлению полос.

При плотной занавеси из узорной орнаментированной ткани тюлевую хорошо взять гладкую или со строгим мелким геометрическим рисунком, а при гладкой ткани драпировки прозрачные могут быть и более выразительного рисунка и цветочного орнамента. В небольших комнатах, даже при двух окнах, красивее повесить занавесь во всю ширину комнаты. Окно будет тогда восприниматься как одно целое со стеной, а это иллюзорно расширит комнату. При несимметричном положении окна плотную занавесь помещают только с одной стороны,   при симметричном — с обеих сторон.

Тканью часто пользуются для выделения какой-нибудь части интерьера, например, ниши или спального места, наконец, для разделения комнаты или комнат. Если занавесью разделяют две комнаты, она может стать главным и выразительным элементом декоративного убранства, подчинив все остальные элементы. Но если ткань занавеси невыразительна и в комнате уже есть другие большие поверхности драпировок такого же рисунка    и    тона,    получится    неприятная перегрузка интерьера. Лучше давать сочетание орнаментированной, выразительной по рисунку ткани занавеси рядом с одноцветной драпиров­кой окна, подобранной по цвету   стены. Драпировка, как и окраска стены, создает определенный фон для стоящих рядом с ней предметов. Занавес окна, особенно там, где он повешен вдоль всей стены, станет основным цветовым элементом комнаты. Иногда при общем маловыра­зительном тональном решении ткань станет главным цветовым акцентом композиции.

Ковры в жилище всегда были основным, функционально оправданным и декоративным элементом убранства интерьера. Коврс5вый орнамент создает выразительный образ природы края, характера народа, художественная сила подчеркнута самой фактурой ткани. На Украине, в России, на Кавказе, в Средней Азии коврами пользовались как покрытием постели и пола, в парадных горницах ими завешивали проемы, вешали на стены возле низкого сиденья, скамьи-лавы или дивана. Ковры украшали помещения и защищали их от холода и ветра в кибитках и шатрах кочевников. На востоке ковры и ковровые подушки в какой-то степени заменяют и дополняют меблировку и становятся основой всего декоративного убранства. Где лучше положить или повесить ковер! Выбирают ковры соответственно назначению и роли в композиции. При этом   учитывают   не   только   цвет   и   его светлоту по отношению к цвету мебели и других предметов обстановки, но обязательно и его величину, форму и узор. Так, на стену вешают ткани или ковры  с явно выраженной вертикалью композиции рисунка и орнаментации.

Важно угадать масштаб ковра и его рисунка по отношению к архитектуре помещения. Он может быть крупным и выразительным в членениях, но тонко деталирован разработкой. Орнамент ковра на полу или ткани, покрывающей какой-либо предмет, должен быть рассчитан на обозрение с любой стороны. В украинских народных коврах, служащих главным образом для покрытия, существует особый прием создания равновесия элементов узора, имеющих выраженное направление рисунка. В композицию рисунка ковра ' вводится горизонтальная ось, создающая зеркальное отображение сторон и

Декоративная ткань по рисунку и цвету может контрастно подчеркивать строгость, простоту форм и лаконичность линий современной мебели. Фрагмент общей комнаты погашающая действие этих направлений. Равновесие достигается расположением мотивов разного направления чередую­щимися рядами.

На   пол   небольших   комнат   не   следует класть ковры крупных и красочных расцветок. Они не только вносят пестроту в ансамбль, но к тому же зрительно уменьшают помещение, особенно, если ковер положен посере­дине комнаты.

В современном интерьере хороши однотонные ковры с фактурным мелким   и легким сплошным геометриче­ским узором. Интересно смотрятся разнообразные поперечнополосатые и другие коврики типа народной ткани. Важная функция ковра — утеплить пол и погасить шум от движения по комнате. Значение теплой звукоизоляции ковров подсказало создание нового типа ковровых покрытий. Теперь они широко применяются   в   гостиницах   и    входят   в оборудование квартир. Это — ковры ворсовые и безворсовые, большей частью однотонные, обычно темно-серые или другой более или менее нейтральной расцветки. Для простых и четких форм современного интерьера квартир, перегруженных предметами обстановки, хороши однотонные ковры с тональным фактурным сплошным узором или геометрические с мелкими и более крупными элементами, свободно размещенными на фоне мелкого узора или на гладком фоне. Такие ковры кладут обычно в группах мягкой мебели. В спальнях и в группах полированной мебели кладут иногда и длинноворсовые коврики из искусственного меха. Неболь­шие коврики могут быть положены в спальнях у кроватей, в детских уголках спальных комнат и в детских в месте для игр.

Темный ковер в группе отдыха как бы сливается   с   низкой    тяжелой    мебелью, создавая единство и статичность уравновешенной и спокойной композиции. Так, в общей комнате, имеющей три основных группы мебели (высокой стеллажной, обеденного стола со стульями и мягкой в группе отдыха), впечатление уравновешенности композиции создается благодаря ворсовому ковру, положенному в группе низкой    мебели   отдыха.   Темный    ковер объединяет всю эту группу, как бы сливается с низкой мягкой мебелью, делает ее еще тяжелее и значительнее по массе, противопоставляя таким образом более высокой группе стеллажа и большей по площади группе обеденного стола.

Цветом ковра можно выявить и подчеркнуть изящество формы, легкость и тонкость мебели. Чтобы мебель казалась легче, ее нужно как бы «оторвать» от пола, «поднять» над ним. Это достигается не только конструкцией основания и формой ножек или подставок, формой изделия, цветом обивки и самой древесины, но и прозрачностью рисунка. Выявить рисунок и силуэт можно," пользуясь известными законами светлотных и цветовых контрастов. Например, постановкой светлой мебели на темном, а темной на светлом ковре. Можно ввести как декоративный акцент в убранство и фактуру,   например, блестящего пола или светлого тона ткани ворсового или гладкого ковра.

Как и куда ставить декоративную посуду! Прежде всего попробуем определить, что подразумевается под общим названием декоративная посуда, в отличие от обыкновенной бытовой. Декоративной посудой называют изделия из керамики, фарфора и стекла, художественные качества которых делают ее произведением искусства. Это может быть и чайная чашка, и ваза для цветка, и просто ваза, совершенная красота формы и расцветки которой доставляет вам эстетическое наслаждение и в которую даже не хочется поставить цветы, чтобы не нарушить и не умалить созданного ей прекрасного ощущения гармонии. Конечно, выбирая посуду бытовую,   мы также стремимся купить вещи хорошей формы, изящного рисунка, тонкой отделки.

Производство изделий из керамики, фарфора и стекла все время развивается, так как потребность в них неуклонно растет. В условиях постоянного повышения технического уровня производства над созданием новых и совершенствова­нием старых форм работает целая армия художников и технологов, профессиона­лов и народных мастеров. В массовом производстве могут быть прекрасные вещи, но произведением искусства остаются те, которые отмечены непо­средственным творчеством человека, которые отразили индивидуальные особенности художника. Вот почему совершенно особенное отношение к старинным вещам.  Они вызывают эмоции силой необъяснимого очарования, поэтичностью наслоенных временем впечатлений и образов минувшего. Фарфор и стекло ставят на открытых или прозрачных полках стеллажей и секционных шкафов. Игра отраженных гранями стекла световых и цветовых лучей, прозрачность материала, изящество линий и форм предметов оживляют некоторую сухость строгих форм стандартной мебели. Сервизы лучше держать за стеклом.

Одиночные декоративные предметы большие и средней величины ставят в группах или по одному. Так, одна хорошо поставленная вещь, подобранная из двух-трех предметов группа, удачно расположенная на невысоком шкафчике, столике или полке, может стать значительным элементом в решении всего интерьера, более выразительным, чем целая полка, тесно заставленная хрусталем. Лучше чаще менять свою экспозицию. Тогда вещи будут смотреться всегда по-новому, вызывать свежие впечатления и интерес. Постоянно видеть одни и те же предметы, в том же соотно­шении один к другому надоедает, перестаешь их замечать и получать от них удовольствие, они уже не волнуют. В этом случае их надо на время убрать. Перестановка декоративных и других предметов в быту всегда хороша. Каждый знает это по собственному опыту — почти обязательно после перестановки комната становится уютнее. Нельзя забывать, что средствами декоративного убранства главным образом и вносится индивидуальность в интерьер, составленный в основном из обычных типовых предметов. Расположе­ние их в сочетании с индивидуальным отбором дополнительного оборудования, приемов и предметов декоративного убранства сделает ваш дом отличающимся от ряда таких же квартир с мебелью того же типа.

Декоративную вещь легко выбирать тогда, когда для нее уже есть определенное место в комнате, на стене, в шкафу, когда точно знаете, что вам нужно, какую вещь, какой величины, формы, расцветки. Не зная расположения мебели, освеще­ния, колорита комнаты, нельзя дать точные указания о том, где и как помещать декоративные предметы. Выбор обусловлен индивидуальным вкусом, и никаких конкретных предложений не может быть. Разве только подсказать некоторые общие закономер­ности. Например, на стеллаже или в шкафу вещи из разного материала лучше ставить на разные полки, чтобы они не мешали друг другу.

Стекло — рюмки, бокалы — хорошо поставить группами на верхних полках, крупные изделия в разной обработке: литые, с ручной отделкой, гравированно­го, прозрачного и цветного стекла и хрусталя — отдельно. Поставленные на темной полированной мебели, они отражаются в ее зеркальной поверхности. При этом игра света стекла и хрустальных граней становится сильнее, выразительнее и заметнее. Дорогой фарфор в сервизах или отдельными предметами ставят на средних или нижних полках так, чтобы хорошо была видна тонкость формы и  рисунка,  чтобы можно было увидеть и почувствовать качество материала и расцветок. Керамику и майолику за стекло ставить не надо, она от этого проиграет. В какой-то мере стекло приглушит прелесть переливов и сочность цвета, плавность переходов различных оттенков, пластичность формы. Нельзя рядом с керамическими изделиями ставить вещи из более тонкого материала — фарфора, хрусталя, так как майолика будет казаться грубой. Не выиграет от этого соседства и другой   материал,   его   расцветки    будут выглядеть беднее, материал проще. Керамика хороша рядом с грубым материалом: на фоне штукатурки стен, на полке естественного, неполированного дерева. В народном быту для расписных мисок делали деревянные резные полки или открытые шкафчики-мысники. На открытых полках помещали также тарелки старого фаянса. На Руси в домах в красном углу на специальных полках ставилась декоративная керамическая и стеклянная посуда, штофы, кувшины, квасники, кумганы и др. На Украине в народном жилище особое место отводи­лось фигурной керамической посуде.

Красиво может выглядеть на стене современной квартиры майоликовое или фаянсовое блюдо, декоративная фарфо­ровая тарелка или небольшой рельеф. Для белой фарфоровой тарелки с мелким и тонким рисунком хороши более теплые тона или нейтральный фон. Для майолики, более насыщенного и сложного цвета и более крупного рисунка — светлая стена с грубой и выра­зительной фактурой, шероховатая. Для гуцульской керамики светло-желтой с изумрудным рисунком лучше фон теплого и сложного цвета. Керамика в современном интерьере всегда на месте. Выразительная обобщенная пластическая форма кера­мических изделий созвучна простоте и логике архитектурных форм интерьера, окраске больших поверхностей, прямоугольной строгости мебели. Не нарушая ансамбля, а как бы развивая и дополняя его, керамика органично вошла в современный интерьер и вносит в него жизнь и радость. Так же органично дополняет современный интерьер цветное стекло с яркой насыщенной светом окраской и четкостью простых форм. Если в доме есть старинная посуда, фарфор одного стиля, они украсят всю комнату. Эти прекрасные вещи ставят вместе одной группой, выделяют как произведения большого искусства, памятник художественной культуры нашего народа.

Не следует думать, что для декорирова­ния интерьера необходимы дорогие вещи из   ценных   материалов,    старинные   или сделанные руками известных художников. Красоту декоративного убранства обеспечат не стоимость отдельных уникальных вещей, не драгоценность материалов, а созвучность внесенных декоративных предметов жизни и быта семьи тем вещам, которыми она пользует­ся ежедневно, архитектуре жилища, в котором живет, трудится и отдыхает эта семья. Поэтому всегда на месте будут памятные вещи, связанные с жизнью этой семьи. Особенно хороши в интерьере собранные кем-нибудь из членов семьи небольшие коллекции сувениров. Для них отводится почетное место. Это могут быть причудливые по форме лесные или морские диковинки или вещи, созданные своими    руками,    самодельные    куклы    и безделушки, резные и лепные фигурки зверей, птиц. Любовно сделанные своими руками,   удачно поставленные для обозре­ния, такие вещи украсят интерьер, внесут в него интимность, своеобразие и индивидуальность.

Там, где собирают колекции, где есть много мелких декоративных предметов, разного типа сувениров, хорошо иметь специальный остекленный шкафчик или стеллаж, куда все это и ставят, изменяя время от времени их композицию. Небольшие группы однородных вещей — фигурок из дерева гуцульских мастеров, темной грузинской керамики, с четко выделенным блестящим красноватым геометрическим орнаментом, яркие хохломские изделия, красные миниатю­ры подлаковой росписи Палеха и Мстеры, белая расписная вятская игрушка, свистульки и коники полтавских мастеров, изделия Дагестана и   русская финифть,— все эти произведения гармонируют со строгой простотой нашей мебели и благородной скромностью современной квартиры и могут занять достойное место в ее оформлении и декоре. Именно эти вещи вносят радость, свежесть и теплоту в интерьер нашего дома. Прозрачная стеллажная и секционная мебель, установленная вдоль стен, воспринимается частью этой стены. Украшение этой стены должно стать дополнением, развитием или продолже­нием ее плоскостной композиции. На стене могут быть разнообразные произведения декоративо-прикладного и изобразительного искусства: ковры, металлические изделия, рельеф или эстамп,   гравюра и фотография, резьба или инкрустация из дерева. В небольших жилых комнатах, в детских и кухнях-столовых хорошо выглядят небольшие керамические рельефы, отделанные глазурями. В кабинетах и общих комнатах — грузинская чеканка, настенные рельефы строгих рисунков.

Картины, репродукции, фото следует вешать так, чтобы их легко было рассмотреть. Высоту навески и расположе­ние следует связать с высотой и размеще­нием стоящих у стен предметов мебели, письменного стола, рабочего столика, бюро или секретера, серванта, секционного шкафа, дивана, кровати. Если стеллаж и невысокий — 175—180 см, вешать над ним акварель или графику никогда не следует, будет и далеко, и высоко.

Несколько небольших картин — эстампов или акварелей — хорошо подобрать одного размера и одинаково их оформить на паспарту и в окантовке. Разместить их следует на одном уровне, с одинаковыми, близкими интервалами между ними или группами на разных расстояниях, но всегда на одной высоте. Это объединяет плоскостную композицию стены. Небольшие фотографии и рисунки можно связать вместе по вертикали или горизонтали, соединить их шнурами или тонкой деревянной рейкой. Картину в раме большого размера (40X60 см и более) лучше повесить одну на стене или две рядом, близко одну к другой. При выборе места надо исходить из следующих соображений: во-первых, чтобы картина была видна сразу при входе в комнату, во-вторых, чтобы она была непосредственно связана с опреде­ленной и значительной по своему положению в этой комнате группой мебели.

Большую хорошую картину в раме вешают в общей комнате асимметрично с зональным распределением отдельных групп мебели. Поэтому картину не обязательно помещать на середине стены, этим будет создан центр, который нарушит всю организованность. Большая картина, выполненная маслом или темперой, да еще в золоченой профильной раме всегда созвучна интерьеру современной квартиры.

Сложный профильный рельеф рамы подчеркивает выделение картины, как бы изолирует ее от фона стены и помещения в целом.

Назначение современных рам хорошо передает термин «окантовка». Рамы делают не профильными, а гладкими, соответственно размеру произведения более широкие или совсем узкие.