ДВУХКОМНАТНАЯ КВАРТИРА |
В квартире из двух комнат (рис. 16) обычно проживает семья из двух-четырех человек. Одна из комнат может быть спальней родителей, спальней родителей со спальным местом для ребенка до 5 лет, спальной комнатой с местом для работы, детской или комнатой для молодежи. Вторая комната станет общей или общей со спальным местом для одного или двух членов семьи. Спальней для родителей может быть комната площадью не менее 10 м2. Здесь следует разместить две односпальные кровати или одну двухспальную, прикроватные тумбочки, шкаф для одежды и белья, трюмо или трельяж с банкеткой (рис. 17). Вместо прикроватных тумбочек можно использовать небольшие столики, а также шкафчики или полочки, подвешенные на стене или спинке кровати. Вместо трюмо или трельяжа можно повесить на стену зеркало размером 400x1200, 500x1400 или 600x1700 мм, под ним поставить туалетный столик или туалетный стол-тумбочку с откидывающейся верхней крышкой. Хорошо, если в спальне найдется место для пары стульев. Спальню-детскую оборудуют в том случае, если в семье есть ребенок до 5-летнего возраста, который требует ухода за собой в ночное время. В комнате размером 12—14 м2 кроме спальных мест для родителей выделяют место для детской кроватки и детского уголка. Обычно это самая светлая и хорошо проветриваемая часть комнаты. Главным предметом оборудования детского уголка является кроватка с высокими перилами. Удобны в использовании кровати на колесиках с опускающейся решеткой или сеткой. Шкаф для игрушек может быть снабжен небольшим откидным столиком для рисования, лепки и т. д. Малыши очень любят рисовать и часто рисуют где попало. Чтобы избежать их "художеств" на обоях, на двери комнаты или на одной из стен на уровне глаз ребенка прикрепите кусок одноцветного линолеума, чтобы ребенок мог рисовать на нем цветными мелками, карандашами и красками. Для хранения детских игрушек лучше использовать ящики на колесиках, которые легко изготовить самостоятельно. Эти своеобразные каталки служат ребенку и для различных игр. Когда у ребенка много игрушек и ему нужно отыскать нужную, он обычно переворачивает весь ящик и, сам того не желая, устраивает беспорядок. Чтобы избежать этого, ящик можно заменить домашней "витриной" для игрушек (рис. 18). А если не позволяет площадь комнаты, можно ограничиться простым детским набором, состоящим из столика с табуретом и ящика для игрушек. Эти предметы легко задвигаются один под другой, образуя компактную группу, что позволяет рационально использовать площадь детского уголка. Для безопасности ребенка оборудовать предназначенную для него часть комнаты нужно такой мебелью, у которой нет острых углов и ребер, выступающих и металлических деталей. Здесь не должны находиться ломкие и хрупкие предметы. Место для игр ребенка на полу необходимо закрыть ковриком. Нельзя забывать и об электрических розетках. Их нужно закрыть защитными крышками, которые продаются в хозяйственных магазинах. Если одному из членов семьи постоянно приходится работать за письменным столом, то рабочее место лучше всего оборудовать в спальне. Для экономии площади спальной комнаты советуем пользоваться не письменным, а встроенным столом (см. главу "Смастерим для дома"). В спальне любого типа главным предметом меблировки являются кровати. Они бывают одинарные, шириной 700, 800 или 900 мм и двойные, шириной 1100-1200 мм с сетками или матрацами. Если спальная комната небольших размеров, вместо кроватей в ней можно поставить диваны или диваны-кровати, которые днем используются для отдыха, а ночью - для сна. Кровати в спальне ставят параллельно, рядом или на некотором расстоянии одна от другой изголовьем к стене. Ширина прохода между кроватями должна быть не менее 500 мм. Вдоль стен спальной комнаты можно разместить навесные прикроватные тумбочки, блокированные с туалетным столиком. В узкой комнате кровати лучше поставить вдоль стен одна напротив другой. Шкаф для одежды и белья — неотъемлемая часть меблировки спальной комнаты. Он может быть передвижным, встроенным или пристенным. Встроенные и пристенные шкафы менее громоздки и занимают меньше полезной площади. Пристенный шкаф от стены до стены и от пола до потолка сократит длину спальни всего на 600 мм. Такую "стенку" можно получить и при помощи секционных платяных шкафов с антресолями, которые выпускают мебельные фабрики. Если в спальне есть ниша, то это самое подходящее место для встроенного шкафа. В глубокой нише можно оборудовать гардеробную для хранения одежды, обуви, чемоданов и других хозяйственных вещей. Встроенная мебель может полностью заменить изделия передвижной корпусной мебели и является мебелью наиболее экономичного типа. Во многих квартирах как современной, так и старой постройки имеется гардеробная комната, дверь которой выходит в спальню или переднюю. В гардеробной комнате, площадь которой в среднем 2—2,5 м2, хранят различные хозяйственные вещи. Здесь можно поставить детскую коляску, туалетный столик с зеркалом. Эта комната может быть использована и для переодевания. Под детскую лучше всего отвести одну из изолированных комнат в квартире. Детей разного пола дошкольного возраста можно разместить в одной комнате, а если они школьного возраста, спальную зону нужно разделить на две изолированные с помощью шкафа, раздвижной перегородки или экрана. Зоны для работы и отдыха будут у них общими. Оборудуя детскую комнату, необходимо оставить как можно больше свободного места для игри занятий ребенка. Вся детскаямебель должна быть простой, лаконичной по форме и удобной в использовании, а также соответствовать возрасту, темпераменту инаклонностям ребенка. В современной типовой двухкомнатной квартире комнату площадью 12 м2 и более удлиненных пропорций отдают обычно детям. Оборудование ее под детскую следует начинать со спальных мест. Для меблировки широко используют двухъярусные кровати различных конструкций, которые несложно изготовить и самостоятельно (рис. 19). Как правило, на верхнем ярусе спит старший ребенок, на нижнем - младший. Конструкция некоторых кроватей позволяет разъединять их и ставить на ночь рядом. На двухъярусных кроватях дети спят обычно до 15—16 лет. Ширина спального места для ребенка до 7 лет — 600 мм, от 8 до 16 лет- 700мм; длина соответственно 1200-1400 мм и 1600 мм. Вдоль противоположной стены детской следует разместить столы для занятий. Столики для школьников могут иметь прямоугольную , круглую или треугольную крышку. Наиболее удобны — с прямоугольной крышкой и закругленными углами. Стол для школьника должен иметь выдвижные ящики или тумбу с полочками. Очень удобен стол, крышку которого можно поднимать и устанавливать под углом до 15°. Удобны и занимают мало места рабочие плоскости с расположенными снизу ящиками на полозках для школьных принадлежностей. При выборе стола для занятий и стула следует учитывать их высоту, которая зависит от роста ребенка. Важно также, чтобы между высотой стола и стула, на котором сидит ребенок, существовала определенная разница. В табл. 1 приведены основные размеры стола, стула или рабочего кресла с учетом возраста и роста ребенка. Маленькому ребенку, сидящему за столом, под ноги придется сначала ставить скамеечку — они должны иметь опору. И не только ноги, но и спина, поэтому глубину стула или кресла тоже нужно регулировать при помощи валика, прикрепленного к спинке. Наиболее простым, дешевым и гигиеничным местом для занятий ребенка является плоскость в виде широкой доски, встроенной между предметами меблировки. Эта плоскость может быть горизонтальной - для письма, чтения, лепки, резьбы по дереву и наклонной — для черчения, рисования, занятий инкрустацией и т. п. Такое рабочее место нетрудно оборудовать самостоятельно (см. главу "Смастерим для дома"). Для этого на высоте 50-60 мм от крышки стола укрепляют откидную чертежную доску. При повороте она опирается на внешний край стола и становится наклонной. Когда доска находится в нерабочем положении, на ее обратную сторону можно повесить расписание уроков, календарь, рисунки, фотографии или использовать для рисования мелом. В этом случае ее поверхность нужно облицевать линолеумом. Следует отметить, что дети без особых усилий пользуются складной и другой трансформируемой мебелью, проявляя при этом живой интерес к ее конструкции. Поэтому такую мебель можно с успехом использовать при оборудовании детской комнаты. В комнате школьника вся обстановка должна настраивать ребенка на деловой лад. И место для занятий надо выбрать ему такое, чтобы чувствовалось, что это место — лучшее и самое важное. Мальчику для занятий техническим творчеством рядом с письменным столом можно поставить небольшой стол-верстак с ящиком для инструментов, оборудованный тисками (съемные тиски можно разместить сбоку на письменном столе), а девочке поставить небольшой столик для рукоделия или швейной машинки. Особое внимание нужно обратить на освещение места для занятий ребенка. Важно правильно сочетать общее и местное освещение, которое должно быть достаточно интенсивным, но не слепить ребенку глаза.
|