ДВУХКОМНАТНАЯ КВАРТИРА

В квартире из двух комнат (рис. 16) обычно проживает семья из двух-четырех человек. Одна из комнат может быть спальней ро­дителей, спальней родителей со спальным местом для ребенка до 5 лет, спальной комнатой с местом для работы, детской или комна­той для молодежи. Вторая комната станет общей или общей со спаль­ным местом для одного или двух членов семьи.

Спальней для родителей может быть комната площадью не менее 10 м2. Здесь следует разместить две односпальные кровати или одну двухспальную, прикроватные тум­бочки, шкаф для одежды и белья, трюмо или трельяж с банкеткой (рис. 17). Вместо прикроватных тумбочек можно использовать не­большие столики, а также шкаф­чики или полочки, подвешенные на стене или спинке кровати. Вместо трюмо или трельяжа мож­но повесить на стену зеркало раз­мером 400x1200, 500x1400 или 600x1700 мм, под ним поставить туалетный столик или туалетный стол-тумбочку с откидывающейся верхней крышкой. Хорошо, если в спальне найдется место для пары стульев.

Спальню-детскую оборудуют в том случае, если в семье есть ребе­нок до 5-летнего возраста, кото­рый требует ухода за собой в ночное время. В комнате размером 12—14 м2 кроме спальных мест для родителей выделяют место для детской кроватки и детского угол­ка.  Обычно   это  самая   светлая и хорошо проветриваемая часть комнаты.

Главным предметом оборудова­ния детского уголка является кро­ватка с высокими перилами. Удоб­ны в использовании кровати на колесиках с опускающейся решет­кой или сеткой. Шкаф для игрушек может быть снабжен небольшим откидным столиком для рисова­ния, лепки и т. д.

Малыши очень любят рисовать и часто рисуют где попало. Чтобы избежать их "художеств" на обоях, на двери комнаты или на одной из стен на уровне глаз ребенка при­крепите   кусок   одноцветного   линолеума, чтобы ребенок мог ри­совать на нем цветными мелками, карандашами и красками.

Для хранения детских игрушек лучше использовать ящики на ко­лесиках, которые легко изготовить самостоятельно. Эти своеобразные каталки служат ребенку и для различных игр.

Когда у ребенка много игрушек и ему нужно отыскать нужную, он обычно переворачивает весь ящик и, сам того не желая, устраивает беспорядок. Чтобы избежать этого, ящик можно заменить домашней "витриной" для игрушек (рис. 18). А    если    не    позволяет   площадь комнаты, можно ограничиться простым детским набором, состоя­щим из столика с табуретом и ящи­ка для игрушек. Эти предметы легко задвигаются один под дру­гой, образуя компактную группу, что позволяет рационально исполь­зовать площадь детского уголка.

Для безопасности ребенка обору­довать предназначенную для него часть комнаты нужно такой ме­белью, у которой нет острых уг­лов и ребер, выступающих и ме­таллических деталей. Здесь не должны находиться ломкие и хрупкие предметы. Место для игр ребенка на полу необходимо зак­рыть ковриком. Нельзя забывать и об электрических розетках. Их нужно закрыть защитными крыш­ками, которые продаются в хо­зяйственных магазинах.

Если одному из членов семьи постоянно приходится работать за письменным столом, то рабочее место лучше всего оборудовать в спальне. Для экономии площади спальной комнаты советуем поль­зоваться не письменным, а встроен­ным столом (см. главу "Смастерим для дома").

В спальне любого типа главным предметом меблировки являются кровати. Они бывают одинарные, шириной 700, 800 или 900 мм и двойные, шириной 1100-1200 мм с сетками или матрацами. Если спаль­ная комната небольших размеров, вместо кроватей в ней можно пос­тавить диваны или диваны-кровати, которые днем используются для отдыха, а ночью - для сна.

Кровати в спальне ставят парал­лельно, рядом или на некотором расстоянии одна от другой изго­ловьем к стене. Ширина прохода между кроватями должна быть не менее 500 мм. Вдоль стен спальной комнаты можно разместить навес­ные прикроватные тумбочки, бло­кированные с туалетным столиком. В  узкой  комнате   кровати лучше поставить вдоль стен одна напротив другой.

Шкаф для одежды и белья — неотъемлемая часть меблировки спальной комнаты. Он может быть передвижным, встроенным или при­стенным. Встроенные и пристенные шкафы менее громоздки и занима­ют меньше полезной площади. При­стенный шкаф от стены до стены и от пола до потолка сократит длину спальни всего на 600 мм. Такую "стенку" можно получить и при по­мощи секционных платяных шка­фов с антресолями, которые вы­пускают мебельные фабрики.

Если в спальне есть ниша, то это самое подходящее место для встро­енного шкафа. В глубокой нише можно оборудовать гардеробную для хранения одежды, обуви, чемо­данов и других хозяйственных ве­щей. Встроенная мебель может полностью заменить изделия перед­вижной корпусной мебели и яв­ляется мебелью наиболее экономич­ного типа.

Во многих квартирах как совре­менной, так и старой постройки имеется гардеробная комната, дверь которой выходит в спальню или переднюю. В гардеробной ком­нате, площадь которой в среднем 2—2,5 м2, хранят различные хозяй­ственные вещи. Здесь можно поста­вить детскую коляску, туалетный столик с зеркалом. Эта комната может быть использована и для переодевания.

Под детскую лучше всего от­вести одну из изолированных ком­нат в квартире. Детей разного пола дошкольного возраста можно раз­местить в одной комнате, а если они школьного возраста, спальную зону нужно разделить на две изо­лированные с помощью шкафа, раздвижной перегородки или эк­рана. Зоны для работы и отдыха будут у них общими.

Оборудуя детскую комнату, не­обходимо    оставить    как    можно больше свободного места для игри занятий ребенка. Вся детскаямебель должна быть простой, лако­ничной по форме и удобной в ис­пользовании, а также соответст­вовать возрасту, темпераменту инаклонностям ребенка.

В современной типовой двух­комнатной квартире комнату пло­щадью 12 м2 и более удлиненных пропорций отдают обычно детям. Оборудование ее под детскую сле­дует начинать со спальных мест. Для меблировки широко исполь­зуют двухъярусные кровати раз­личных конструкций, которые не­сложно изготовить и самостоятель­но (рис. 19). Как правило, на верхнем ярусе спит старший ребе­нок, на нижнем - младший. Конст­рукция некоторых кроватей поз­воляет разъединять их и ставить на ночь рядом. На двухъярусных кроватях дети спят обычно до 15—16 лет. Ширина спального места для ребенка до 7 лет — 600 мм, от 8 до 16 лет- 700мм; длина соот­ветственно 1200-1400 мм и 1600 мм.

Вдоль противоположной стены детской следует разместить столы для занятий. Столики для школь­ников   могут   иметь   прямоугольную , круглую или треугольную крышку. Наиболее удобны — с прямоугольной крышкой и закруг­ленными углами. Стол для школь­ника должен иметь выдвижные ящики или тумбу с полочками. Очень удобен стол, крышку кото­рого можно поднимать и устанав­ливать под углом до 15°. Удобны и занимают мало места рабочие плоскости с расположенными сни­зу ящиками на полозках для школьных принадлежностей.

При выборе стола для занятий и стула следует учитывать их высоту, которая зависит от роста ребенка. Важно также, чтобы меж­ду высотой стола и стула, на кото­ром сидит ребенок, существовала определенная разница. В табл. 1 приведены основные размеры сто­ла, стула или рабочего кресла с учетом возраста и роста ребенка.

Маленькому ребенку, сидящему за столом, под ноги придется сна­чала ставить скамеечку — они должны иметь опору. И не только ноги, но и спина, поэтому глубину стула или кресла тоже нужно регу­лировать при помощи валика, при­крепленного к спинке.

Наиболее простым, дешевым и гигиеничным местом для занятий ребенка является плоскость в виде широкой доски, встроенной между предметами меблировки. Эта плос­кость может быть горизонталь­ной - для письма, чтения, лепки, резьбы по дереву и наклонной — для черчения, рисования, занятий инкрустацией и т. п. Такое рабочее место нетрудно оборудовать само­стоятельно (см. главу "Смастерим для дома"). Для этого на высоте 50-60 мм от крышки стола укреп­ляют откидную чертежную доску. При повороте она опирается на внешний край стола и становится наклонной. Когда доска находится в нерабочем положении, на ее об­ратную сторону можно повесить расписание уроков, календарь, ри­сунки, фотографии или использовать для рисования мелом. В этом случае ее поверхность нужно обли­цевать линолеумом.

Следует отметить, что дети без особых усилий пользуются склад­ной и другой трансформируемой мебелью, проявляя при этом живой интерес к ее конструкции. Поэтому такую мебель можно с успехом использовать при оборудовании детской комнаты.

В комнате школьника вся об­становка должна настраивать ре­бенка на деловой лад. И место для занятий надо выбрать ему такое, чтобы чувствовалось, что это мес­то — лучшее и самое важное.

Мальчику для занятий техничес­ким творчеством рядом с письмен­ным столом можно поставить не­большой стол-верстак с ящиком для инструментов, оборудованный тисками (съемные тиски можно разместить сбоку на письменном столе), а девочке поставить не­большой столик для рукоделия или швейной машинки.

Особое внимание нужно обра­тить на освещение места для заня­тий ребенка. Важно правильно со­четать общее и местное освещение, которое должно быть достаточно интенсивным, но не слепить ребен­ку глаза.