ЭЛЕМЕНТЫ ФОНА - СТЕНЫ, ПОЛЫ, ОКНА

Каждый предмет в помещении имеет задний план,или фон, на котором он смот­рится и который играет важную роль в общем впечатлении, создающемся у челове­ка, смотрящего на этот предмет. При изме­нении предмета изменяется существующее состояние, а при смене фона изменяется и само впечатление, производимое предметом на зрителя. Так, например, насколько все богатые и разнообразные картины экстерье­ра изменяет климат в разные времена года! Возьмем  обычную  городскую среду:  улица та же, дома те же, аллея деревьев та же, но небо и воздух очень различны в жаркий летний день, полный золотых солнечных красок, и в холодный зимний полдень, наполненный серостью неба и ледяной белиз­ной снега. Огромная разница этих двух картин лишь частично обусловлена измене­нием самих предметов, главная причина заключается в общем изменении фона — неба и воздуха. Но вернемся к интерьеру. Что является фоном, на котором можно произ­водить группировку элементов оборудова­ния в соответствии с каждым помещением квартиры? Какие элементы, остающиеся в некотором смысле "скрытыми", представля­ют собой тем не менее весьма важный фак тор, на котором базируется реализация оформления помещения? Для жилого ин­терьера составными элементами фона явля­ются стены, пол и окна. Каждый из этих трех элементов имеет свои собственные, совсем различные функции, но все вместе они образуют целое, основание, на котором базируется весь интерьер.

Стены, которые окружают нас, полы, по которым мы ходим, и, наконец, окна, связы­вающие квартиру с внешним миром, могут создать такое впечатление, что помещение будет холодным или теплым, привлечет или оттолкнет нас. С их помощью и в соот­ветствии со своим вкусом мы создаем себе среду современную или классическую или же что-то совсем наше, оригинальное. Поэтому архитектурный облик наших поме щений   не  определяется   только  элементами

мебели и декоративными предметами. Их задача, хотя и достаточно большая, не может быть выполнена без синхронизации с их фоном.

Окрашенные стены

На неровной стене плохо смотрятся нежные и изысканные пастельные тона, которые так хорошо соответствуют совре­менному жилому интерьеру и которые на такой стене подчеркивают все неровнос­ти, так что помещение производит впечат­ление старого и бедного. Здесь нам могут помочь рисунки-узоры, но это ни в коем случае не должна быть золотая и серебряная окраска с разбросанным цветным рисунком, а сдержанные, более узкие или широкие вертикальные полосы или клетки того же цвета или на один-два тона темнее основного цвета.   Это,   к   сожалению,   нелегко   сделать при устарелом способе окраски и без соот­ветствующего инструмента. Новые способы отделки обеспечивают неограниченные воз­можности для выбора желаемого внешнего вида стен в соответствии с назначением и характеристикой помещения.

Обои

Обои, которые получили большое распро­странение и широкое применение, не только очень просты в работе и гигиеничны (легко моются) , но и обеспечивают неограниченные возможности имитации самых различных материалов. Благодаря им можно в комнате дневного пребывания иметь стену из комби­нации кирпича и дерева, в детской — мотивы из животного и растительного мира, в спаль­не — скромные рисунки и цветные узоры, в кухне и ванной — разнообразные виды керамической плитки. Они бывают различ­ного рисунка — от очень простых геометри­ческих узоров до остроумных, эстетически совершенных мотивов, которые как имита­ция разных строительных материалов — дерева, кирпича, камня, мрамора и т.д. или текстиля — льна, шелка и др., производят впечатление вполне натуральных, так как получаются простым фотографированием с оригинала.

Стена, оклеенная обоями, имеет много достоинств:

легко моется водой и ее легко постоянно содержать в чистоте;

повреждения стены можно незаметно исправить, наклеив новый кусок обоев;

оклеить все помещение обоями можно легко и быстро, без мытья пола и мебели.

Нужно отметить, что натуральные мате­риалы всегда лучше и дороже выглядят чем их имитация (дерево, кирпич, шелк и т.д.) . Однако если говорить о практичности, то новые синтетические материалы имею! перед ними преимущество.

Керамическая плитка на стенах исполь­зуется в кухне и ванной и относится к наиболее подходящим материалам благодаря своим функциональным и эстетическим качествам.

Плитки    из    лесонита    и    других    новых материалов,      получаемых      искусственным путем,   дешевы   и   успешно   применяются   в| массовом     жилищном     строительстве     для облицовки стен.

ПОЛЫ

Деление пола на теплый (дерево, подолит, таписом, линолеум и пр.)  и холодный (кера-мическая плитка, террацо и др.)    в квартире с      различными   помещениями   четко   диф-1 ференцировано.    В    современной    квартире теплый   пол   —  в   жилых   помещениях   (все j комнаты и кухня) , а холодный пол во вспо­могательных     — ванная,    туалет,   кладовая, а возможно, —и прихожая.

Теплый      пол.      Несомненно,  что  окон-1 чательное      впечатление      хорошо     оформ-J ленного    помещения    придает     ковер    при правильном     выборе     его    величины,    ка-1 чества      и   цвета.   Величина   ковра      может быть   различной,   это   зависит   от   величины помещения и  красоты оформления деревян! ного   пола.   Если   сама поверхность пола не] имеет каких-либо особых достоинств, лучше1 всего    застелить   ковром   всю   комнату   от стены до стены.  Если  комната имеет особо отделанный  пол   (мозаичный паркет, камен­ная   мозаика,   мрамор   и   т.д.),   то   можно расположить    маленькие    коврики    под   от­дельными группами   мебели. Обычная  вели­чина комнаты 15-25 м: очень удобна, чтобы ее    полностью    покрыть    ковром:    комната производит     впечатление     более     удобной, "мягкой",  уборка легче   (с  помощью пыле­соса) ,  а стирка ковра с помощью холодной пены    может    производиться    только   один раз в месяц   (если краски не слишком свет­лые) . Кроме    всего прочего   ковер является хорошей акустической изоляцией, что имеет большое значение для новых жилых зданий, где такая изоляция слаба, а также и тепло­изоляцией (хотя эта особенность имеет значение только для холодного времени года, тогда как летом вся комната может произвести впечатление слишком теплой) . Для ковровых покрытий пола в настоящее время применяется специальный вид ковра (таписом, итисон и др.) , который приобре­тается на метр в виде дорожки шириной 2 м. Одновременно со все большим приме­нением таписома в виде дорожки для покры­тия пола сейчас используются и "клетки" из таписома. Эти "клетки" имеют ряд дос­тоинств: легко заменяются поврежденные куски на тех местах, где больше всего ходят в помещении, и в этом случае легче избежать эстетических ошибок, возникающих при производстве. При раскладке "клеток" их можно расположить так, что эти ошибки будут не видны. Таписом можно использо­вать для всех помещений, за исключением кухни и ванной.

Что касается качества, то существует длинный список разных видов материалов, применяемых для ковров, среди которых на первом месте стоит шерсть как наиболее качественный материал, а затем вискозное волокно и разные синтетические волокна, достоинствами которых являются хорошие цвета и легкость содержания. Следует упо­мянуть и кокосовое волокно, из которого делаются прекрасные материалы для покры­тия всего помещения и которые отличаются жесткой поверхностью и прочностью. Ткани также могут быть различными: твид, букле, вельвет, тафта и др. И наконец, нужно ска­зать о цвете и рисунке. Современный жилой интерьер требует одноцветных ковров мяг­ких   тонов,   так   как   это   одно  из   условий обеспечения хорошего решения интерьера в небольшом помещении. Хотя восточные ковры высоко ценятся как по колориту, так и по качеству, в малом помещении они с трудом сочетаются с остальными элемен­тами оборудования, и могут быть хороши лишь сами по себе.

Однако наряду с современными одно­цветными коврами, достоинство которых в простоте, и с восточными коврами, ценность которых в сложном, но правильном орна­менте рисунка, существует худший тип — "модернистский" ковер, в котором сво­бодная реализация рисунка состоит в без­вкусных узорах без порядка и смысла и который неприемлем для любого помещения.

Поливинилхлоридный теплый пол тоже имеет хорошую термозвуковую изоляцию, устойчивость к химическим воздействиям, хороший внешний вид, и его легко содержать в порядке.

Холодные полы из керамики могут быть особенно красивы благодаря свойствам са­мого материала, который представляет ог­ромные возможности в области цвета и отделки поверхности.

Дешевый материал, такой, как террацо, венецианская мозаика и пр., в настоящее время больше всего используется в массо­вом жилищном строительстве.

ОКНА

Окна — единственные элементы, которые видны как внутри помещения, так и снару­жи, на фасаде здания. Поэтому очень важно, чтобы их оформление производило хорошее впечатление и снаружи, и изнутри. Занавеси, прикрывающие окна, воздействуют эстети­чески при удобном выборе расцветки и материала в соответствии с формой окна и архитектурным обликом комнаты, и функционально — закрывая помещение от взглядов снаружи . и пропуская меньше или больше света.

Современный жилой интерьер требует простых, со множеством складок занавесей (в 2—3 раза шире окна), которые распо­лагают по всей длине стены от пола до потолка. Даже и в том случае, если под ок­ном находится радиатор, следует избегать коротких занавесей. Это возможно, если карниз выдвинуть внутрь помещения на 10—13 см и спустить занавеси до пола, так чтобы они не прикасались к радиатору. Для рабочей и жилой кухни и детской комнаты вполне достаточны и очень хорошо смотрят­ся занавеси из самого простого белого синте­тического материала, без всякого рисунка. Этот вид занавесей очень практичен, так как легко стирается, и тем самым обеспе­чивается чистота в помещениях, которые больше всего загрязняются.

Что касается драпировок над окном и по его бокам, то они должны быть выполне­ны в виде двойных совсем непрозрачных занавесей (если нет ставен), но ни в коем случае не как жалкая полоса ткани, подве­шенная для украшения окна.

В настоящее время существует богатый выбор материалов для занавесей: из хлопча­тобумажного или шелкового волокна, из шерсти, а также ряд синтетических тканей, которые легко стираются и не требуют глажения.

Рисунок занавесей тоже может быть очень разнообразным. Прозрачные занавеси лучше всего выглядят при чистом простом рисунке, тогда они производят приятное и свежее впечатление в любом помещении. Если же выбирать цветные занавеси с крупным рисунком, следует учитывать, что темные и светлые тона, а также расположение узоров влияют на кажущиеся пропорции помещения. Крупный геометрический рисунок неприятен в маленьком помещении, вертикальные поло­сы не подходят для высоких стен, а самый лучший цветной рисунок на занавеси будет мешать, если этот рисунок не единственный узор в данном помещении. Рисунок декора­тивных занавесей должен быть чистым, хорошо распланированным й приятным для глаза, а краски — гармоничными и скром­ными.

Виды занавесей. Когда речь идет о зана­весях, прежде всего мыслится их основная функция — закрывать оконный проем. Между тем занавеси в квартире могут иметь и другое назначение — разделить помещения или закрыть проем в стене или визуально корректировать какие-либо недостатки поме­щения. Примеры могут быть разными, а также и причины, по которым производится выбор материала, цвета и рисунка.

Чтобы не говорить только об общих правилах, приведем несколько примеров.

1. Занавеси на окне

Эти занавеси обязательно должны быть прозрачными, чтобы пропускать достаточно света, и единственными., если кроме них имеются деревянные ставни или полотняные шторы.    Если    подоконная    стена   свободна.

занавеси могут быть от пола до потолка, простыми, со множеством сборок. Если внизу находится радиатор или какой-нибудь встроенный или свободно стоящий элемент мебели, занавеси могут быть только от потолка до подоконника, расположенного обычно на высоте 80—100 см от пола. Если же в этом случае все-таки желательно иметь длинные занавеси до пола (что лучше) , то карниз под потолком нужно выдвинуть в помещение настолько, чтобы занавеси не касались предмета, расположенного под ок­ном, а падали свободно и беспрепятственно. В качестве материала для таких простых занавесей можно выбрать какую-нибудь синтетическую ткань (диолен, дралон, орлон, тревиру и т.п.), так как эти ткани легко стираются, прочны и очень хорошо смотрят­ся. Что касается натуральных материалов, таких, как шелк или шерсть, занавеси, сделанные из них, могут украсить квартиру и выглядеть очень эффектно, но сейчас очень редко можно найти ткань, соответст­вующую по цвету и рисунку современной квартире. Кружевные занавеси, несомненно, представляющие собой большую ценность, не соответствуют единому последовательно оформленному жилому интерьеру, общая гармония которого при таких занавесях нарушается. Кружевные занавеси можно рекомендовать только в определенной стилизованной среде и только в тех случаях, когда здесь сосредоточены дорогие натураль­ные материалы и очень хорошие ткани. Однако наихудшая комбинация — когда пытаются создать ложный блеск дешевыми кружевными занавесями самого низкого качества, которые при первой же стирке садятся и деформируются так, что вместо красоты создается совсем противоположный эффект. Из натуральных материалов, сме­шанных с синтетическим волокном, можно рекомендовать занавеси из так называемого "тусора", которые бывают однотонными или со скромным геометрическим рисунком, прекрасно соответствующие современно оборудованному жилому помещению. Кроме них могут использоваться и другие материа­лы, например, маркизет (натуральный или синтетический) , так как его ткань и строгая простота смотрятся сдержанно и приятно в любом помещении.

Очень часто возникает вопрос о необхо­димости драпировки над окном и по его бокам. Такие "фальшивые" драпировки совсем не нужны, потому что хорошо выб­ранные, дорогие и изысканные занавеси не требуют никакой оправы и могут быть достаточно красивыми сами по себе. Дра­пировка    (еспи    это   не   двойные   занавеси, которые   днем   раздвигаются   по  сторонам) не могут исправить  плохой выбор занавесей.

2. Занавеси в качестве перегородки

Современные квартиры зачастую проекти­руются   так,   что  одно  большое   помещение должно   использоваться   для   разных   целей. Например, кухня имеет помещение для еды в  продолжении  рабочей  части, или   комната дневного  пребывания  имеет  нишу для  при­готовления    пищи,    или    комната   дневного пребывания   имеет   нишу  для   постели,  или спальня  имеет  рабочий   уголок  и так далее. Все это вытекает из стремления к рациональ­ному   использованию   имеющегося   помеще­ния, в котором проще сделать только нишу, чем   строить  стену  с  дверью.  Однако  ниша сама  по себе часто  не  может отделить пол­ностью    две    различные    фун1#ции,    потому что  разделение  неполно, если  помещение и далее    представляет    собой    единое    целое. В  таких случаях обычно используются зана­веси,   которыми   ниша   может   частично   или полностью   закрываться,   так   что   визуально эти     два    помещения     совсем     отделяются друг  от друга.  Какие занавеси выбрать для этого    случая,   и    от   чего    зависит   выбор? Во-первых, эти занавеси должны быть непроз­рачными   и   из   плотного   материала.   Затем, выбор материала и цвета следует полностью согласовать   с   остальными    материалами   в помещении.    Конечно,   вероятность   ошибки будет    меньше,    если    выбрать   однотонный материал,   так   как   если   не   принимать   во внимание цвета, то пестрота интерьера комна­ты еще больше увеличится с пестрыми зана-" весями.    Это   особенно    важно    и    потому, что    подобные   примеры   часто   встречаются в новостройках, где помещения сравнительно малы,   а давно известно,  что  пестрый  мате­риал   еще    больше    уменьшает    (визуально) помещение.   Если   решиться   на  рисунок,  то он должен быть очень скромным, геометри­ческим   или  чрезвычайно "упорядоченным", чтобы производить впечатление спокойствия и уравновешенности. Эти занавеси должны быть от пола до потолка, и очень важен способ их подвешивания, обеспечивающий передвижение занавесей без помех. Для таких занавесей лучше всего использовать хлопчатобумажный или синтетический материал, который хотя и не совсем глад­кой фактуры (имеет только небольшой рельеф) , производит впечатление современ­ного и вносит гармонию в помещение. Между тем простые дешевые материалы, если речь идет о занавеси, дают лишь иллюзорную экономию.    После   нескольких    стирок    эти

3. Занавеси как декоративный элемент

С помощью занавесей, наконец, можно исправить и некоторые недостатки внешнего вида помещения. Если, например, помещение очень высокое, можно выбрать такие зана­веси, чтобы рисунок или полосы шли в го­ризонтальном направлении, а сборки и форма поддерживали движение в ширину. Если помещение очень низкое, хорошо сделать занавеси с вертикальными полосами и сборками в том же направлении. Если на стене имеется ряд маленьких окон, лучше через всю стену сделать сплошные занавеси, чем повесить несколько маленьких кусков с промежутками между ними. Также если в стене есть дверь, которой не пользуются, ее можно прикрыть занавесью в качестве драпировки, так что она будет закрывать дверь и в то же время явится декоративным элементом. В этом случае следует принять во внимание и занавесь на окне, так чтобы эти две занавеси визуально дополняли друг друга.