Красота и практичность интерьера

Каждому хочется, чтобы его квартира наряду с удобством была привлекатель­ной, уютной и красивой. А значит создавала бы определенное эстетическое впечатление, была бы эмоционально выразительной и вызывала приятные ощущения, хорошее самочувствие и на­строение. Мы хотим не только удобно расположенных, хороших по форме и габаритам комнат. Мы стремимся и обстановку этих комнат сделать удобной и красивой, отделку стен и полов приятными по цвету и фактуре отделочных материа­лов. Но ведь красоту обстановки мы можем и должны создать сами. Для этого необходимо знать, как пользоваться при выборе отдельных предметов и их разме­щении в квартире существующими закономерностями художественных построений, согласованием и сочетанием элементов между собой в создании единства ансамбля  Ведь часто, придя в магазин, чтобы купить декоративную ткань, мы останавливаемся в растерян­ности перед витриной, решая задачу выбора. То же бывает при покупке обоев, мебели и других предметов обстановки. Иногда удачно подобранный в магазине отделочный материал кажется хорошим, дома выглядит совсем иначе: цвет ядови­тый, броский и узор велик, грубоват. Старый диван, обитый новой яркой тканью, стал громоздким, все вещи в комнате как бы ушли на второй план, а стена почему-то кажется серой, бесцвет­ной, да и комната вся как будто меньше стала.

В чем же дело? А в том, что, идя в магазин за обивочной тканью, не подумали о том, в какой комнате стоит мягкая мебель, какие вещи находятся рядом с ней, какой цвет стен и пола, ковра, много ли еще мягкой мебели в комнате, как она выглядит. При покупке надо помнить, что приобретается не изолированная, самостоятельная вещь — драпировочная ткань, светильник или декоративная ваза, а какая-то часть убранства вашего дома, его обстановки, что она будет находиться среди других предметов и восприниматься не сама по себе, но связанной со всем окружением как один из элементов общей композиции интерьера.

Красота и привлекательность квартиры определяются гармонией ее организации, обстановки и быта семьи, согласован­ностью всех отдельных элементов ху­дожественной композиции ее интерьера.

Существуют определенные положения по построению композиции, которые называются художественными законо­мерностями. Они помогают разобраться в вопросах подбора и расположения предметов обстановки, использования освещения и цвета в интерьере, помогают наиболее рационально и красиво их решить, не мешая проявлению индиви­дуальных вкусов и эстетических представ­лений. Эти вопросы освещены теорией художественного построения композиции и с ними следует познакомиться каждому.

Художественная композиция интерьера включает все вопросы организации пространства интерьера, решение его по законам красоты и целесообразности. Под термином «пространство интерьера» подразумевается внутренняя архитектура (объем) отдельного помещения (комна­ты), группы помещений (квартиры) или всего здания в целом. Интерьер квар­тиры — это совокупность интерьеров всех входящих в нее помещений со всем их оборудованием и отделкой. В композицию интерьера квартиры входят: архитектура и объемно-планиро­вочное решение, распределение света и тени, цветовых элементов и членений поверхностей (пластических и графиче­ских). Наконец, размещение объемов и масс, внесенных различными предметами обстановки: мебелью и другим бытовым оборудованием, а также инженерно-техническими приборами. Эстетическая и практическая целесо­образность композиции заключается в том, что размещение и выбор пред­метов, которыми обеспечивается удобство помещений, выполнены с учетом достижения определенного художест­венного впечатления. При построении композиции интерьера пользуются различными средствами художественной выразительности. Они являются ее постоянными компонентами, т. е. неотделимыми составными ее частями. К таким художественным средствам относятся: построение самого помещения, его форма, пропорции и ритм, объем и масса, масштаб и масштабность, свет и цвет. Пропорции в композиции — это соотношение, соразмерность частей, членений и масс между собой и с архитектурным пространством. Вырази­телем отношений является масштабность, которой определяется соразмерность принятых пропорций, членений и элементов человеку. К средствам художественной выра­зительности относятся ритм, закономерности ритмических и метри­ческих построений в организации пространства и распределении в нем отдельных объемов, предметов и эле­ментов. Ритмом называют порядок повторения элементов и интервалов (паузы, промежутки) между ними. Ритм может дать равномерность распределе­ния элементов, способствовать выделению главного, созданию симметрии и асиммет­рии построения, его статичности или динамичности.

Такие средства, как пропорции, масштаб, ритм, свет, цвет, масса и объем, участвуют на всех этапах композиционного решения оборудования и убранства интерьера, в расстановке мебели и размещении тканей, распределении источников света и цветных акцентов, выборе материалов для отделки стен и покрытия полов и т. д. Свет и цвет — сильнейшие средства в создании эмоциональной выразительности и впечатляемости. Им должно быть уделено особое внимание при построении композиции. Обилие света в жилых помещениях способствует впечатлению чистоты, свежести и бодрости. Свет и цвет непосредственно влияют на ощущения и настроения человека, иллюзорно раскрывают пространство интерьера и вносят в него жизнь, движение, радость или покой.

Соответствующим подбором цветов и освещения можно корректировать впечатление зрительного восприятия объема и пропорций предметов, размеров и формы помещений. На восприятие помещения в свою очередь оказывает влияние и соответствующее размещение в нем высоких и низких, тяжелых и легких предметов, их масштаб и пропорции. Так, основная художествен­ная закономерность построения компо­зиции интерьера заключается в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии всех ее элементов между собой и с архитектурой помещения. Следовательно, эстетическое качество интерьера, его красота полностью зависят и обеспечиваются гармонией сочетаний между собой всех основных элементов композиции: площадей, высот и объемов, форм предметов с их размерами и массами, освещения с расцветками и т. д. Так, общее впечатление от интерьера комнаты создают не только сами объем и цвет стен, но и степень заполнения его мебелью и другим оборудованием, характер этого оборудования и осве­щенность поверхностей, ритмичность и уравновешенность в распределении высоких и низких объемов, легких и тяжелых предметов, светлых и темных цветов. Конечной целью построения композиции интерьера является получение единства и образной выразительности созданного ансамбля. Задача композиции — зрительно объеди­нить все элементы между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного предмета или фрагмента интерьера.

Раскрытие пространства является одной из главных задач, творчески разрешаемых архитектором в интерьере. В вопросе художественной композиции главное внимание отводится тому, какое место тот или иной элемент интерьера занимает в решении этого основного вопроса. Иллюзорное раскрытие пространства достигается при помощи всех компонентов интерьера: света — увеличением площади окон и приемов искусственного освещения; цвета — соответствующим подбором тонов, цветовых сочетаний и акцентов; предметов оборудования — облегчением их форм, тонкостью рисунка; архитектурных элементов — устройством соответствующих членений, введением тонких сочетаний облегченных конструкций и материалов, пропорций, масштаба и соотношений элементов, архитектуры помещения. В понятие пространственности интерьера входит не только восприятие соотношений всего объема помещения с объемом находящихся в нем предметов, но и представление о связи его с внешним миром, окружающим наружным про­странством, природой и пейзажем. Таким образом, в построении объемно-пространственной композиции, целью которой является художественная выразительность интерьера, участвуют все основные архитектурно-строительные элементы: стены, полы, потолки, а также приемы членения объемов и плоскостей, устройство ниш и альковов, прозрачных эркеров, лоджий и балконов, внутренних лестниц и галерей. Первое впечатление создает форма комнаты, ее объемно-пространственное решение. Небольшой объем просматри­вается сразу целиком, поэтому на восприятие интерьера прежде всего влияет сама форма помещения, ее пропорции и конфигурация площади. Форма помещения связана с его назна­чением, в зависимости от функций которого подбирается и распределяется основное оборудование — мебель и другие предметы обстановки. Разме­щение   мебели    зависит   от   размеров   и конфигурации площади, расположения световых проемов и дверей. Размещением оборудования можно усилить или смягчить впечатление затесненности, раскрыть пространство. На восприятие формы оказывает влияние высота комнаты и даже не столько ее величина, сколько оптимальная пропорциональность принятых соотношений — высоты и площади. Размеры отдельных предметов мебели, как и проходов между ними, определяются масштабностью, т. е. соразмерностью их габаритам человека. Например, комната относительно малого размера (8—12 м2) и вытянутой формы (1:2; 2:5) кажется теснее комнаты той же величины, но квадратной. Если в комнате вытянутой формы окна расположены по длинной стороне, появляется ощущение противоположной глухой стены, ее хочется отодвинуть, и чем меньше глубина комнаты, тем сильнее это ощу­щение.   Такая   форма   помещения   часто бывает в кухнях. Значительно улучшит внешний вид такой кухни расположение оборудования на коротких сторонах, длинные остаются при этом свободными. Там же,  где соотношение сторон  менее 1:2, оборудование лучше поставить под углом (буквой Г), заняв и место под окном.

Если окно находится на короткой стороне, установка относительно высокого кухонного оборудования в торце зрительно уменьшит длину помещения, и общий вид кухни станет приятнее.

При сильно вытянутой форме жилой комнаты торцевую короткую стену против окна хорошо заполнить высокой мебелью. В спальнях такой конфигурации устанавливают встроенный на всю высоту блок стенных шкафов для хранения белья и платья. В кабинете или комнате учащихся можно сделать встроенный шкаф для книг или комбинированный с отделением для одежды. Стенной шкаф не так сложно сделать и самим, если он не был своевременно предусмотрен строительством.

Зрительно увеличит, как бы расширит торцевую стену небольшой комнаты ритмическое расположение на этой стене нескольких небольших элементов декора — акварелей, гравюр, керами­ческих тарелок, деревянных резных или красочных кустарных изделий. То же впечатление сокращения длины комнаты создает повешенный в торце ковер или стеллаж для книг. Однако надо помнить, что более прозрачный, открытый или остекленный стеллаж для этой цели менее эффективен, зато на длинной стене он будет на месте, например, по коридору против открытого проема большой комнаты трехкомнатной квартиры, как бы замыкая, заканчивая эту комнату. Вытянутая форма комнаты относительно большой площади (16—20 м2) может быть хорошо использована там, где нужно выделить зоны разного назначения, например, в общей комнате или в одно­комнатной квартире. Квадратная или приближающаяся к квадрату комната — наиболее приятна по форме и удобна для расстановки мебели. Наряду с пропорциями и улучше­нием вида помещения, выправлением его формы при помощи соответственного распределения групп мебели большую роль в восприятии интерьера имеет масштабность всех его частей. Вопрос масштабности легко решается в архитектуре интерьера потому, что входящие в композицию как ее обяза­тельные компоненты предметы оборудования и условия их размещения имеют размеры, основанные на габаритах человека.

Более сложной задачей является соразмерность отдельных архитектурно-строительных элементов: размера ниши,  проема, обработки стены, двери и окна, покрытия пола, узора обоев и декора (величина картины, панно, рельефа на стене, орнамента драпировки или ковра). А это важно, так как принятый масштаб значительно влияет на общую вырази­тельность и характер интерьера. Например,   глубокая ниша в спальне или в детской комнате может быть использо­вана для устройства спального места или детского уголка; выступающий угол может послужить выделением той или иной зоны. В небольшую по глубине, но достаточно широкую нишу можно установить диван или шкаф, стеллаж, чтобы сохранить больше свободной площади самой комнаты. Такая ниша хороша для установки или навески соответствующего декоративного пред­мета: скульптурного барельефа, старинной утвари или оружия, темати­ческого ковра-гобелена и т. п. Принятый масштаб элементов интерьера, конфигурация ниши, выступов и углов может служить разным целям соот­ветственно их расположению, величине и масштабу, а главное, целесообразности использования в соответствии с назначением данного интерьера.

В композиции важно сохранить сораз­мерность и масштабность делений объема. Мелкие детали в небольшой жилой комнате можно использовать для создания впечатления раскрытости пространства. То же можно отнести к пропорциям и масштабу оконных проемов. Горизонтальные окна современной квартиры пропорциональны ее размерам, членения их соответствуют масштабу человека по высоте, улучшают обозре-ваемость и способствуют раскрытию пространства и четкости композиции. Удлиненные пропорции вертикальной формы окон хороши в очень больших и высоких помещениях, где создают определенную парадность интерьера, уменьшенные же соответственно размерам небольших комнат наших квартир вызывают ощущение затеснен-ности и замкнутости пространства. Важно правильно установить масштаб не только предметов или узоров, но и размеры всего изделия и роль его в декоративном убранстве помещения, размещении мебели. Например, драпировка окна во всю ширину комнаты раскрывает пространство, а крупный узор ткани делает ее главным элементом. Просторная комната позволяет раз­местить мебель крупными компактными группами. В то же время крупный масштаб или размер картины, фрагмента росписи или ткани, скульптуры — сильное средство декора и применение его в относительно маленьком помещении квартиры требует осторожности. Так, если крупный масштаб картины, панно или ковра станет главным элементом убранства, он подчинит в какой-то степени все остальное. Если таких элементов несколько, они будут мешать друг другу и создадут беспорядок, разрушат цельность композиции. Комната, оклеенная обоями крупного красочного узора, всегда кажется беспокойной, затесненной, маленькой, а все убранство ее останется незаметным. В то же время крупный узор или интенсивная окраска одной из стен делает ее главным элементом убранства и отделки, прежде всего привлекающим внимание в комнате. При разработке форм и размеров отдельных предметов и элементов постоянной величиной остаются габариты человеческого тела в движении и различных положениях. Соразмерно им устанавливаются высота перил лестницы, ее ширина и размер ступеней, величина дверного проема, размещение сантех­нических приборов, габариты всех предметов и элементов оборудования, минимальные размеры проходов и нормы расстановки мебели. В больших высоких помещениях старых зданий масштабный строй в большой степени определяли горизонтальные членения: тяги, панели, фризы, карнизы, разнообразные декоративные детали. В невысоких комнатах современной квартиры горизонтальные членения, например панели, профилированные и пластические детали (фризы и карнизы) зрительно уменьшат и так небольшую высоту и перегрузят комнату. Особенно при грубой обработке они будут сильно выделены, и интерьер покажется тяжелым, загруженным и тесным. Выразительность достигается их фактурой и цветом, чистотой, ясностью и пропор­циональностью геометрических форм. Отсюда и новая трактовка мебели стремление сделать ее плоской.

Художественная форма каждого предмета мебели должна быть подчинена его прямому назначению. Для нашего мебельного производства характерно всемерное повышение требований к удобству пользования, простоте конструкции, масштабности изделий. В интерьере важно соответствие набора основной функции и размерам поме­щения. Эстетические требования ограничиваются и удовлетворяются качеством самой формы и целесообраз­ностью конструкции каждой детали, качеством отделки и соответствующей обработки поверхности, полированной или матовой. Большое внимание уделяется чистоте изготовления и рисунку деталей и фурнитуры, удобству пользования и соот­ветствию набора предметов гарнитура условиям жизни и быта людей, а также размерам и высоте помещений типовой квартиры.

Простота форм современных мебельных изделий компенсируется ее целесо­образностью, качеством материала, отделкой поверхности, экономичностью массового производства. Вкрапление в современный интерьер отдельных предметов старины, резко и полностью отличающихся от остальной мебели, вполне уместно. Особенно там, где он связан с семейными традициями, индивидуальными особенностями ее быта, памятью о детстве и юности. Предмет старины как произведение искусства может внести особый художественный акцент эмоциональной выразительности и даже некоторой интимности. Это заме­чание можно отнести не только к мебели, но и ко всем другим предметам обстановки и убранства жилища. Композиция интерьера может быть симметричной и асимметричной. В интерьере жилых зданий она большей частью решается асимметрично, так как многофункциональное назначение комнат вызывает необходимость размещения мебели группами разного состава, вида и форм предметов. Поставить мебель симметрично, создать один компози­ционный центр не всегда оправдано. Такие решения могут быть только в отдельных случаях, например, при выделении части комнаты для одного определенного   назначения — столовой или детской комнаты. Индивидуальность интерьера привлекает новизной    и    нестандартностью.    Однако ошибочно думать, что цельность интерьера создаст тот или иной «поли­рованный» набор «стильной» мебели. Дело не в поверхностной схожести и стилевой выразительности отдельных вещей. Понятие интерьер современной квартиры значительно шире. Сюда входит представление не только о вещах, а и о соответствии архитектуры во всем комплексе решения ее оборудованием и убранством потребностям живущего здесь человека. Удобство размещения и подбора бытовых вещей и предметов убранства в композиции более значи­тельно, чем внешние качества отдельных предметов. Поэтому стандартные наборы мебели зачастую не удовлетворяют семью. В обстановке потребуются новые дополнительные предметы, а многие, входящие в набор, оказываются лишними.

Не следует бояться скромности простых форм современной мебели, рассмат­ривать каждый предмет в отдельности. В    интерьере    комнаты    они    составлены вместе одной объемной группой или рядом, стоящим у стены. Отсюда новое качество меблировки — взаимодействие отдельных предметов, восприятие не отдельного изделия, а группы или ряда типовых секций мебели, составляющих оформление стены. В отдельных изделиях предмет с яркой отделкой становится выразительнее, наряднее. Но в обстановку небольшой комнаты разно­цветные, различные по размерам детали могут внести пестроту и перегрузку. Простые одноцветные секции типовой мебели воспринимаются более четко, спокойным ритмическим рядом. В такой мебели особенно хороша отделка древесиной, частично полированной, частично матовой. Все предметы деко­ративного порядка в такой обстановке будут более заметны и привлекательны. Надо учесть, что большое количество полированных, блестящих поверхностей в сочетании с зеркалами и стеклами, с многократными отражениями и пре­ломлениями лучей может внести беспокойство в интерьер небольшой жилой комнаты.

Единства ансамбля композиции интерьера не только внешнего, но и более органичного внутреннего можно достигнуть разными путями и приемами. Прежде всего, выделением главного и второстепенного, отсеиванием всего лишнего, того, что мешает увидеть это «главное».

Художественная композиция интерьераотличается в понимании содержания иобразности от других произведений, вчастности, изобразительного искусства.Интерьер является продуктом синтезаархитектуры различных видов искусств,инженерного дела и технологии.Главным элементом художественнойкомпозиции интерьера может стать та илииная группа мебели или один предмет,наиболее остро отражающий спецификуего назначения. Все остальные элементырассчитаны на то, чтобы лучше показатьсмысл выделенной группы предметов —быт и вкус людей, их потребности иотношение к проходящим тут процессам,домашним занятиям и обязанностям.Цвет стен и драпировка окон, картина настене, ваза с цветами, узор коврарасскажут о художественных вкусах, овозрасте и культуре живущих здесьлюдей, об их требованиях к устройствусвоего отдыха и эстетике быта. В спальнеосвещение и цвет, материал и отделка, каки все предметы меблировки, подчиненыодному назначению — наилучшимобразом обеспечить ночной отдых.Поэтому здесь висит плафон отраженногосвета, дающий рассеянное общее освещение, пол покрыт мягкой тканью, заглушающей шум, а стены окрашены в светлый тон, создающий ощу­щение покоя и свежести и т. д. В спальне, кроме двух кроватей, может быть и детская кроватка, уголок для игр малыша, кресло и рабочий столик матери. Здесь одинаково важно обеспечить ночной отдых взрослых и жизнь малыша, место работы и игры, занятия с ним матери, не выделяя какую-то из этих трех групп как главную. Объединить их можно,не умаляя значения каждого, но выявляя и используя их взаимодействие. Объединению служит само назначение (спальня) и вызванное им расположение предметов, соразмерность и согласованность форм и цветов. Так, кроватка ребенка стоит близко от постели матери, возле которой на столике светильник с приглушенным светом; мягкий ковер положен в месте игры ребенка. Несколько подвесов рассеянного света над этой группой равномерно освещает все уголки. На рабочем столике может стоять настольная лампа прямого света. Она позволит матери работать и тогда, когда малыш спит. Тон окраски теплый, солнечный и радостный, но поскольку тут спят, цвет несколько 20   приглушенный и спокойный. Ковер в детском уголке с простым геометри­ческим рисунком или гладкий в тон цвета стен, возле кроватей небольшие коврики-дорожки. Узоры на стенах масштабные и понятные^ ребенку. Аналогично можно разобрать и композицию общей комнаты. Она всегда многофункциональна, т. е. выполняет несколько назначений. Иногда одно из них становится главным. Например, в квартире специалиста (преподавателя, научного работника, писателя и др.), работающего в этой комнате, главным назначением комнаты будут постоянные занятия его за письменным столом. Комната служит прежде всего кабинетом. Обеденный стол, особенно при небольшой семье, бывает нужен редко, как и группа мягкой мебели, которой пользуются главным образом для приема гостей.

В этих условиях письменный стол, книжные шкафы библиотеки и материалов специалиста займут главенствующее положение, а группы остальной мебели соответственно подчиненное. Отделкой, освещением и цветом, распределением элементов декоративного убранства надо создать благоприятную для работы обстановку — покоя, тишины и сосредоточенности.

Так, в любых условиях построения композиции самым важным и основным в создании цельности ансамбля остается взаимодействие и взаимосвязь между всеми элементами. Чем оно глубже по смыслу, тем ощутимее это единство. Взаимодействие функционально связанных в одну группу предметов имеет практическое значение, одновременно участвует в художественной композиции, выраженной согласованностью формы и цвета, силуэта и объема отдельных элементов между собой и с архитектурой помещения в целом.

Взаимодействием элементов  пользуются для того, чтобы один помог выявить значимость и красоту формы другого. Например, гладкая блестящая поверх­ность рядом с шероховатой, рельефной или узорчатой усилит ее выразительность и наоборот. Поэтому узорчатую ткань нельзя повесить на стену, оклеенную обоями с крупным рисунком. К таким стенам не подойдет и узорчатый пол или ярко расцвеченный орнаментальный ковер и т. д.

Стилевая взаимосвязь между элементами основана не на подобии и повторении отдельных деталей и элементов, а на общности ритмического строя, характера пропорций и поставленных цветовых задач. Поэтому, не нарушая цельности интерьера, в одной комнате может стоять у обеденного стола легкий деревянный стул, а в группе отдыха тяжелое мягкое кресло.

Следовательно, взаимодействие и взаимосвязь осуществляются двумя путями: с одной стороны — функ­циональная, смысловая, с другой — внешняя, стилевая. Они неразрывно связаны, как неразрывно связана функциональная и художественная сторона в решении каждого компонента интерьера.

Приобретение мебели всегда большое событие в жизни семьи. Мебель обычно служит долго, к ней привыкают, в ней как бы сохраняется что-то от семьи, и часто среди новой современной мебели оставляют любимое кресло отца, дедушки, письменный стол или секретер матери. И не только как память о близких, а как домашнюю, свою вещь, к которой привык.

Одинаковых вкусов, навыков и потреб­ностей   быта   нет.   Перед   тем   как   идти покупать мебель, надо хорошо продумать, какие вещи и для чего нужны, где они будут стоять, что будет стоять рядом, и, прежде всего, для кого они, кто будет ими пользоваться. Не торопитесь, подберите постепенно то, что нужно, то, что задумано. Выбор вещей, размещение и подбор их в группы создаст определенный характер интерьера вашей квартиры, его основу. Подбор расцветок, освещение и мелкие декоративные изделия внесут своеобразие, индивидуальность и неповторимость вашего жилища. Редкую семью, удовлетворит стандартный набор. Когда смотришь интерьер выставки, кажется, что все хорошо, все нужное в быту на месте. А у себя в квартире оказывается, что книжный шкаф явно мал, а сервант для нарядной посуды (остальная в кухне) велик, четырех полумягких стульев для обеденного стола мало, а четыре больших мягких кресла некуда поставить, их многовато для группы отдыха, в которой есть и диван. Недостающее в доме приходится приобретать отдельно: кресло, журнальный столик, книжные полки, платяной шкаф и другие предметы. Наспех купленные, плохо выбранные и случайно поставленные вещи комфорта не создадут. Современная мебель, удобная и простая по форме с легким рисунком силуэта, имеет общий характер и подобрать однотипные вещи по цвету и отделке всегда удастся. Если в семье есть старинная мебель, ее хорошо ввести в интерьер на тех же основаниях, что и отдельные специальные предметы. В сочетании с простыми современными формами старинные секретер, кресло, резной стол и другие получат только особую выразительность. При самом удачном расположении мебели не надо считать, что для нее найдены постоянные места. Нельзя забывать, что жизнь и настроения меняются, а вещи надоедают. Размещая мебель или устанавливая зоны опреде­ленного назначения, надо учитывать, что при бытовых изменениях в семье возникнут и изменения назначения отдельных зон и появится потребность их перемещения, пересмотра состава групп.

Интерьер   квартиры  должен   быть  будто «живым», только тогда он будет уютным и приятным. Как главный предмет оборудования мебель стала и важнейшим элементом композиции. При этом для объемно-пространственной композиции имеет значение не только количество и типы изделий, но и расположение их в комнате, связь с другими предметами бытового оборудования, т. е. меблировка. Мебель ставят по-разному: у стен, возле окон, посредине комнаты, против входа или в стороне от него. В современной квартире отказались от старого приема симметричной композиции или свободного размещения отдельных предметов. Небольшие объемы и отсутствие четкого назначения комнаты потребовали особого подхода и приема меблировки. В этом сказалась зависимость меблировки от архитектуры поме­щения — конфигурации площади и расположения проемов, т. е. объемно-планировочного решения квартиры и многообразия функций. В большой степени размеры площадей комнат определяют количество нужных предметов и их габариты, но количество и габариты предметов зависят от видов и типов мебели, а типы и виды создают прием меблировки. Такова функцио­нальная взаимосвязь архитектуры и планировки квартиры, приема меблировки и типов мебельных изделий. Различные виды мебели в обстановке квартиры. В старой городской квартире комнаты одного функционального назначения — спальня, столовая, гостиная и кабинет — обставлялись «гарнитуром», т. е. набором предметов одного функционального назначения и единой стилевой направленности. Между собой гарнитуры отдельных комнат по своей художественной выразительности связаны не были.

При последующем бурном развитии жилищного строительства появилась возможность односемейного заселения квартир. Комплект можно было заменить набором мебели на комнату или квартиру с ограниченным количеством предметов, учитывающим имеющуюся площадь. Одновременно происходит и развитие новых видов и типов мебельных изделий для массового производства. Одним из наиболее распространенных приемов меблировки современной однокомнатной квартиры является применение так называемой стенки, которая состоит из ряда конструктивно связанных между собой отдельных предметов мебели различного назначения. В такой стенке может быть встроен стол-секретер для письменных занятий, остекленные отделения для книг и декоративных произведений, фарфора и стекла, место для установки телевизора и приемника, проигрывателя и хранения пластинок. В нижних отделениях — полки и ящики для хранения постели, белья и все­возможных предметов обихода, в составе блока есть и гардеробный шкаф. Самым сложным в бытовом оборудовании была организация мест хранения — шкафов. Эти предметы не только занимали много площади, они требовали и большого количества древесины. Наряду с разработкой заменителя древесины шла и разработка нового вида мебели, которая получила название секционной. Секцией называется элемент — ящик, из которого составлено все изделие.

Секционная мебель получила широкое распространение. Для развития различных типов этой мебели характерно все большее упрощение и облегчение конструкций, совершенствование художественных форм, применение новых приемов отделки и недефицитных материалов.

Преимущество мебели этого вида — возможность объединить ряд изделий пристройкой и надстройкой секций одной к другой. В небольшой комнате современной квартиры это представляет особый интерес, так как установка одного крупного изделия вместо нескольких меньших, отдельно стоящих, помогает решить композицию интерьера более выразительно и масштабно. На базе проектирования секционной мебели развиваются новые типы и виды мебели монтажной, стеллажной и сборно-разборной. Типизация элементов, уни­фикация и взаимозаменяемость деталей обеспечивают индустриаль-ность ее производства и массовый выпуск. Большим удобством стеллажной мебели является возможность дополнить ее разнообразными встроенными в нее деталями — откидными полками и столами, ящиками, секретером, поставить на полку телевизор или радиоприемник, сделать секции закрытыми, застеклен­ными или открытыми. Словом, имея основной каркас стеллажной или секционной мебели дома, постепенно и своими средствами можно его видо­изменять, приспосабливая к потребностям семьи    и    времени.    В    этом    отношении особый интерес представляет широко распространенная сборно-разборная мебель. Она и монтируется дома самими жильцами в различных сочетаниях и комбинациях, которые периодически легко меняются. А ведь потребность перемен возникает в семье постоянно. В этом отношении сборно-разборная мебель незаменима, так как простейшая перегруппировка элементов уже может создать новый внешний вид предметов. Компактно размещенные группы предметов обстановки экономично и удобно решают меблировку комнат, выполняющих несколько назначений. Прием зонального распределения площади и установка мебели группами, объединенными единым назначением и общностью стиля, формы, материала и отделки как основной принцип вошел в меблировку современных квартир. Отсюда и удобная для каждого воз­можность приобретения мебели небольшими наборами отдельных групп.

Распределение мебели группами в отдельных уголках, частях комнаты предполагает заранее задуманное хозяевами квартиры деление помещения на отдельные части — зоны того или иного назначения. Зонирование отвечает задачам построения композиции интерьера, так как способствует восприятию пространственности, как бы раскрытию помещения, которое кажется шире и выше, словно воздуха стало больше. Прием содействует гибкости планировочной организации квартиры, возможности  перераспределения комнат и их функций.

Характерно, что в современном жилом интерьере соединенные в один объем или поставленные рядом корпусные секционные изделия не смотрятся как отдельные самостоятельные предметы, а воспринимаются как часть целого, элемент интерьера. В этом кроется принципиальная разница решения формы современного и старого мебельного изделия. Новая секционная мебель отличается легкостью конструкции и простотой форм от громоздкой сложной старой корпусной мебели, украшенной архитектурными элементами и мотивами, резьбой, как, например, буфеты, бюро и другие предметы «стильной» обстановки прошлого. В то же время она не лишена деталей и декоративных элементов, которые выполняются в аннодированном металле, стекле, пластмассе. Современная мебель, стоящая у стены, величиной и массой, объемной формой органически связана с архитектурой помещения и сливается с плоскостью стены, врастает в нее как ее продолжение и развитие. Отсюда стремление сделать эти изделия еще легче, прозрачнее, ввести элементы открытые или остекленные, в том числе небольшой глубины полки в верхних отделениях, и придать горизонтальную форму более глубоким нижним. Легкие, решетчатые изделия — стул, стол, кресло, иногда прозрачный стеклянный стеллаж, обозреваемые со всех сторон, выполняют другую роль. Они служат важными акцентами в пространстве и построении каждой группы в отдельности и объемной композиции интерьера комнаты.

Для стоящих у стен предметов секционной или стеллажной мебели существенным, влияющим на общее решение интерьера, будет характер их компоновки и взаимосвязь с деталями различной величины, введенными в конструкцию дополнительными объемами. В свободно стоящих, четко просматри­ваемых предметах мебели для сидения и отдыха (которые вносят в общую композицию отдельно стоящие объемы и массы), особенно важна законченность художественной формы, пластика линий, силуэт и рисунок каждой детали. В соответствии с характером архитектуры, гладкими поверхностями легких панелей, стен и потолков предметы мебели современной квартиры просты и логичны в конструкции, легки и лаконичны по форме,    отделаны    цветом    и    фактурой материала, дополнены декором бликующих деталей. В настоящее время в различных по площади, конфигурации и назначению комнатах квартир мебель в основном располагается по периметру.

Группа мебели стоит у стены, и поверхность ее воспринимается как некоторая плоскостная композиция. Кроме силуэта группы мебели и каждого отдельного изделия, в эту композицию входит и все настенное убранство: картина, рельеф, стенные часы или полочка, декоративное блюдо, подвесное кашпо с цветком, ветки вьющегося растения и т. д. Так наглядно определяется роль стены в композиции интерьера, на которой, как на постоянном фоне, просматриваются все предметы обстановки. Пол также служит фоном для находящихся на нем предметов. Это следует всегда помнить, особенно тогда, когда кладут ковер в группу мягкой мебели или выбирают цвет и узор покрытия. В квартире стена и пол заполнены предметами и связаны между собой, поэтому потолок как правило делают спокойным, он как бы связывает эти две сильно насыщенные деталями плоскостные композиции. Однако потолок не обязательно должен быть очень светлым — белым без рисунка. Его можно окрасить в цвет или оклеить обоями с мелким рисунком. Уравновешенность меблировки нередко определяется созданием главной стены, выделенной декором, высокими или объемными стоящими возле нее предметами. Такая стена в отдельных случаях может быть решена симметрично с соответственно установленными возле нее предметами мебели. В условиях многофункциональных помещений современной квартиры ее часто решают асимметричным расположением различ­ных элементов или равномерно заполненной книжными полками, заве­шенной ковром, оклеенной фотообоями или интенсивно окрашенной. Во всех случаях она должна быть главным элементом, держащим всю композицию. Другим приемом построения композиции интерьера является создание нескольких углов, которые объединяют располо­жение отдельных предметов группы. Следует отметить, что при этом приеме плоскостные композиции стен всегда решаются асимметрично.