МЕБЛИРОВКА

Человеческая культура всех времен и на­родов оставила нам в наследство большой выбор разнообразных мебельных изделий. Все эти образцы мебели, сохранившиеся от разных эпох, были не случайно выработаны фантазией художника и искусством масте­ра-мебельщика. По своим формам, а также по пропорциям и украшениям они отражали историю сменявшихся стилей. В этих стилях, формируемых в зависимости от разного ро­да условий, выявляются черты, наиболее характерные для той или иной эпохи.

Какая же мебель характерна для нашей эпохи? По своему характеру и конструкции мебель все больше становится комплекс­ным оборудованием с заложенными в него еще в проекте универсальностью и целесо­образной унификацией элементов. Это дает, с одной стороны, возможность индустриали­зации всех процессов производства, и с дру­гой стороны, позволяет достичь новой эсте­тической культуры современного интерьера.

Мебель новых конструкций становится основным элементом формирования стро­гого и достаточно сухого интерьера инду­стриального жилого дома заводского изго­товления с гладкими плоскостями стен и потолков, прямыми углами помещений, ти­повыми машинными щитовыми изделиями. Достижение максимального удобства про­живания в результате не только удачной планировки квартиры, но и меблировки ее делает интерьер жилого дома функциональ­но правомерным и по-новому воспринима­емым с архитектурно-художественных пози­ций. Таким образом, мебель в новых квар­тирах, несмотря на соседство с множеством бытового и инженерного оборудования современных видов/ будет занимать, как и раньше, важнейшее место.

Наборы мебели и ее отдельные изделия, их тип, уст­ройство, а зачастую и назначение будут меняться и даль­ше. При этом влияние архитектурных требований, предъ­являемых к квартире, на процесс развития и реконструк­ции мебельного производства увеличивается и еще боль­ше будет увеличиваться в дальнейшем. Залог этому — усиление органической, функциональной, а нередко уже и конструктивной связи квартиры с мебелью. Мебель ча­сто встраивается в здание, как бы срастаясь с ним. При этом роль архитектурно-строительных организаций как «заказчика» бытовой мебели возрастает.

Однако бесспорно и наличие обратного процесса — новые типы мебели иногда изменяют и даже улучшают объемно-планировочную структуру самих квартир.

Требования, которые мы предъявляем к мебели, сво­дятся к следующему: мебель должна быть современной, экономичной, красивой и, главное, удобной.

Около двадцати лет назад шведский врач-гигиенист Б. Акерблом выпустил в свет книгу, рекламный проспект которой называется «5000 лет сидим неправильно». В этом довольно объемистом труде автор изложил основные принципы проектирования стула и на основе объективных антропологических и анатомических данных разработал наиболее «удобные линии спинки и сиденья стула, их уклон и отвал. Этими линиями при проектировании стуль­ев, кресел и диванов сейчас пользуется весь мир.

Говоря о современности изделий, мы имеем в виду не современные формы, фасон или «стиль» предметов, а их соответствие современным требованиям потребителя, его культуре, современному состоянию науки, техники, производства, соответствие повышающему общему уров­ню нашей жизни. При разработке новых моделей мебели необходимо делать акцент на их практическую полез­ность, удобства и целесообразность конструкции. Вопро­сы художественной композиции, эстетики не являются главными, хотя архитекторы никогда не перестают Уделять им большого внимания.

Эстетский подход к проектированию как в архитекту­ре жилища, так и в проектировании мебели недопустим. Вопросы функциональные, экономические не должны за­слоняться увлечением «красивостью», показным шиком.

Выразительность самих изделий и их наборов в интерье­ре квартиры, проверенная в комплексе с другими пред­метами домашнего благоустройства, хорошие пропорции, соответствие формы и отделки назначению и конструкции предметов, отсутствие ненужных украшений, подделок — вот, пожалуй, основные критерии, которыми следует пользоваться, оценивая мебель в эстетическом отноше­нии.

Создавая доброкачественные по номенклатуре набо­ры мебели для повышения их практической целесообраз­ности, необходимо и далее развивать поштучную, а для некоторых видов корпусных изделий мебели даже поэле­ментную продажу изделий. Это нужно для того, чтобы окончательный набор мебели комплектовал сам потреби­тель соответственно числу членов своей семьи, их воз­расту, профессии, склонностям.

Другими словами,— необходимы большие компози­ционные возможности из небольшого числа деталей. Шкафы всех типов должны блокироваться по фронту в группы и оцениваться с эстетической точки зрения лишь в интерьере в целом, а не в виде отдельных объемов, так как они в современных квартирах должны являться фо­ном для других предметов мебели или как бы вторым декоративным планом.

Несколько иначе обстоит дело со стульями, креслами всех типов, с диванами, диванами-кроватями, журнальны­ми столами. Здесь также нужна унификация элементов, но при самом широком разнообразии конструкций, новых рациональных форм, расцветок. Здесь, очевидно, более чем где-либо не должно быть скучных решений, серости, безликости, а необходимы поиски смелых новых решений с опорой на современную науку и технические возмож­ности, на подлинно творческий метод работы.

Что же должно отличать новую мебель от лучших образцов мебели, уже известных нам? Новая мебель дол­жна быть лучше старой по всему комплексу предъявля­емых к ней требований, т. е. быть более современной, удобной, экономичной, гигиеничной и красивой. Мы должны более рационально использовать традиционные материалы и одновременно смело применять новые ма­териалы и изделия. Современные индустриальные мето­ды производства массовых предметов не противоречат появлению высокохудожественных вещей. Но для этого архитектор должен быть творческим участником коллектива создателей мебели от момента ее проектирования до установки в квартире.

Современное жилище — единый целостный организм, состоящий из современной квартиры и современной ме­бели. Современная мебель приходит к потребителю либо в виде отдельных предметов, либо скомплектованная в наборы или гарнитуры. Набор мебели для различных квартир в целом и отдельных помещений предусматри­вает широкую вариантность по своему составу и номенк­латуре. В противоположность набору гарнитур представ­ляет собой комплект изделий как для отдельных помеще­ний квартиры, так и для функциональных зон. Номенкла­тура и состав изделий в гарнитуре строго регламентиро­ваны.

Мебель для жилых комнат включает в себя, во-пер­вых, так называемые корпусные изделия мебели. Это — шкафы для платья, белья, книг, посуды; секретеры, тумбы для постельных принадлежностей, тумбы туалетные, для телевизоров, радиоприемников и т. д.

Во-вторых, в состав мебели для жилых комнат входят столы обеденные, письменные, туалетные, журнальные, сервировочные, для телевизоров и радиоприемников.

В-третьих, это спальные места — диваны, диван-крова­ти, кресла-кровати, кровати односпальные и двуспальные, а также одинарные, полуторные и двойные матрацы.

В-четвертых,— стулья, кресла, банкетки жесткие, полу­жесткие и мягкие.

Современные корпусные изделия мебели — шкафы — можно подразделить на три основных вида: секционные, сборно-разборные универсальные и стеллажи.

В наборе секционной мебели отдельные ее элемен­ты— секции дают возможность создавать из них самые различные варианты шкафов. Такая компоновка секций в единый блок позволяет учитывать размеры комнат, их пропорции, а сам набор секции, его назначение и полез­ные объемы емкостей — демографический состав семьи и индивидуальные особенности каждого ее члена.

К недостатку секционной мебели следует отнести прежде всего наличие сдвоенных стенок при блокировке секций по фронту и высоте, что удорожает изделия и на­носит ущерб его внешнему виду. Поэтому в последнее 8ремя стали применять группы шкафов с общими кон-стРУктивными стенками — сборно-разборную универсаль-нУкэ мебель.   Как   правило,   эта   система   применяется в случаях более статичной меблировки комнаты, чем при секционной мебели. Она хороша при потребности в боль­ших полезных емкостях, а также когда длина комнаты позволяет расположить по фронту несколько шкафов подряд.

Конструктивной основой стеллажной мебели являются вертикальные несущие стойки, устанавливаемые либо «в распор» между полом и потолком при помощи специаль­ных винтов-домкратов, либо деревянные или металличе­ские (типа «лесенка»), свободно и устойчиво опирающие­ся на пол. Заполнение стеллажной мебели между опор происходит за счет комбинаций отдельных объемных сек­ций различного назначения и плоскостных элементов-полок.

Секционная, стеллажная и в определенной степени сборно-разборная мебель дает возможность из одних и тех же элементов различно компоновать мебельные из­делия. Тем самым эти изделия приближаются по своим возможностям к так называемой комбинированной или трансформируемой мебели.

Этот последний тип мебели включает в себя, помимо всех хорошо известных диванов-кроватей и кресел-кро­ватей, множество различных комбинированных предме­тов меблировки для жилых комнат, кухонь, передних. Широко применяется комбинированная мебель и при оборудовании детских учреждений — школ и детских са­дов. Основной особенностью этой мебели является изме­нение функций в различное время суток.

Познакомившись вкратце с требованиями, предъявля­емыми сегодня архитектурой жилища к бытовой мебели, а также с ее основными разновидностями, перейдем к рассмотрению конкретных примеров меблировки квар­тир, а именно — жилых комнат и их функциональных зон, останавливаясь на тех или иных заслуживающих внимания предметах меблировки.

Итак, мебель, а также правильная меблировка — осно­ва интерьера квартиры.

Под словом интерьер мы понимаем все, что относится к внутреннему пространству помещений. Интерьер — это та среда, в которой живет человек. На работе и дома, в учебном заведении и в театре человек окружен интерье­ром. Но интерьер квартиры имеет первостепенное зна­чение для человека. Это и понятно, так как в домашней обстановке проходит   значительная   часть жизни семьи.

Здесь отдыхают, занимаются домашним хозяйством, учатся, проводят часы досуга за любимым занятием, при­нимают гостей. Наконец, дома растут и воспитываются дети, здесь им прививаются культурные навыки, воспи­тывается вкус.

Поэтому и организация квартиры, ее оборудование и убранство и в первую очередь меблировка должны отве­чать всем этим требованиям, иными словами, квартира должна быть такой, чтобы удовлетворять как общие, так и индивидуальные потребности членов семьи, обеспечи­вать необходимые условия для облегчения многообраз­ных домашних работ, сокращать до минимума затрату времени и сил при их выполнении.

Хотя современная квартира односемейного заселения по своей планировке и оборудованию представляет собой единое целое, в этом едином целом часто одновременно протекают противоречивые функции: игры и учеба, рабо­та и прием гостей, отдых и развлечения. Согласование этих функций, иногда прямо противоположных друг дру­гу, и вызывает необходимость разделения квартиры на функциональные зоны, что подчеркивается планировкой квартиры, определенным значением комнат и, конечно, в первую очередь, соблюдением принципа зонирования пространства при меблировке квартиры.

Но как быть в однокомнатной квартире? Ведь здесь все функции, сопутствующие жизни семьи, соединены в одном помещении.

Тогда на помощь приходит принцип разделения одной комнаты на определенные, более или менее изолирован­ные функциональные зоны, что значительно повышает удобство пользования квартирой и улучшает условия жиз­ни проживающих.

Помимо определенной расстановки мебели, та или иная функциональная зона подчеркивается светильником, дающим местное «зональное» освещение, ковром, лежа­щим на полу, иногда (если это нужно) даже выделяется Цветом стены.

Принцип зонирования пространства и вытекающей от­сюда меблировки комнаты лучше всего проследить на примере однокомнатной квартиры, если в ней, например, проживают два человека, допустим, молодая супруже­ская пара. И в этом случае комната разделяется на функ­циональные зоны, что делает ее более удобной, уютной, а ее планировку более рациональной (рис. 13).

Рис. 13. Зонирование жилой комнаты однокомнатной квартиры или общей комнаты многокомнатной квартиры на зону отдыха и зо­ну столовой. Роль условной границы двух функциональных зон здесь выполняют две низкие секции, поставленные перпендикулярно к стене. Одна из них может служить емкостью для постельных при­надлежностей, а вторая — низким сервантом, обращенным дверцами или нишами в сторону обеденного стола. Стенка-стеллаж с полками и небольшой секцией на металлических стойках придает зонам ешв большую зрительную изолированность

Ближе к окну можно расположить зону отдыха, поста­вить сюда две тахты, диван-кровать и тахту или угловую софУ; низкий журнальный столик, одно или два кресла — все это нужно для того, чтобы спокойно почитать, занять­ся рукоделием, посмотреть телевизионную передачу, просто послушать музыку, наконец, выпить кофе и пого­ворить с друзьями. В зоне отдыха все должно создавать условия именно для отдыха, т. е. разгрузки после рабоче­го дня и восстановления психических и физических сил.

В глубине комнаты в этом случае размещается зона столовой — стол, стулья, буфет. Группа столовой мебели расположена на достаточно свободном пространстве. Это важно отметить, так как чем чаще используется тот или иной элемент обстановки, тем свободнее должен быть доступ к нему.

Итак, в нашей комнате две достаточно обособленные зоны. Для удобства пользования каждой из них, а также для того, чтобы подчеркнуть это разделение, «на грани­це» этих зон поставим две низкие секции поперек комна­ты, перпендикулярно к стене. Одна из секций — шкафчик для постельных принадлежностей открывается в сторону тахты, другая — низкая остекленная секция — сервант обращена к обеденному столу.

Частично разгородить эти две зоны можно даже до потолка, но не пользоваться для этого сплошными «глу­хими» перегородками или шкафами, а поставить на сек­цию-шкаф также под прямым углом к стене пару стел­лажных стоек с укрепленными на них полками. Эта ажур­ная конструкция с полками для книг, керамических изде­лий и декоративных растений придает комнате наряд­ность, создает определенную интимность в группе отды­ха, а также еще раз подчеркивает всю современность низкой мебели, которая находится здесь.

Говоря о спальных местах в комнате, надо отметить, что для установки одного спального места перпендику­лярно к стене особенно подходят конструкции диванов-кроватей, у которых емкость для хранения постельного белья в дневное время размещается за откидной спин­кой. Дело в том, что для удобного сидения с отвалом на спинку дивана необходима глубина 50 см, а для удобного сна 80—90 см. Откидная спинка и дает изменяемую глу­бину тахты. Это удобное изделие для общих комнат про­дается в мебельных магазинах, но его можно сделать и на заказ в специализированных мастерских по изготовлению нестандартной мебели. За основу может быть взят обыч­ный пружинный матрац на ножках (рис. 14). Спинка его может быть выполнена из брусков или реек «вразбеж­ку», т. е. со щелями между отдельными брусками, что обеспечит проветривание белья и придаст определенную зрительную легкость всему изделию. К этим рейкам на лентах-ремешках могут быть прикреплены или даже про­сто прислонены квадратные или прямоугольные подушки из поролона, обтянутые тканью, которые можно передви­гать вдоль спинки по рейкам-брускам.

В качестве второго спального места может быть ис­пользована обычная тахта без регулирования глубины сиденья — эту функцию в случае необходимости выпол­няют диванные подушки. Над второй тахтой следует уст­роить панель, верх которой равен высоте секций. Этот простейший прием предохранит стену от загрязнения и создаст более целостное зрительное восприятие зоны от­дыха.

Рассмотрим возможности меблировки однокомнатной квартиры, если в ней должны жить мать и взрослая дочь. В этом случае одно спальное место в комнате делается достаточно изолированным.

Почти в каждой однокомнатной квартире имеется альков—-небольшая часть комнаты, ограниченная с трех сторон стенами и примыкающая к основному объему по­мещения, где можно поставить кровать. Именно кровать, так как в другом месте жилой комнаты спальное место должно быть организовано при помощи дивана, дивана-кровати или тахты — иными словами, такого мебельного изделия, которое днем может служить для отдыха. Вооб­ще жилая комната в однокомнатной квартире должна быть свободна от таких предметов, как кровать, туалетный стол, и, по возможности, шкаф для платья (особенно зеркальный), ибо жилые комнаты однокомнатных квар­тир весь день используются как столовые, гостиные и ра­бочие комнаты, и только ночью могут превращаться в комнаты для сна. Если жилая комната днем будет выгля­деть как столовая, вечером как гостиная, ночью как спальня, значит вы правильно меблировали однокомнат­ную квартиру.

В рассматриваемом нами случае в жилой комнате на­ходится такой явный предмет обстановки спальни, как кровать потому, что каждый альков можно изолировать от остального объема комнаты при помощи занавески или шторы, подвешенных у потолка на обычной штанге. Будучи закрытой днем и вечером, такая штора скрывает кровать, тумбочку у изголовья и зеркало над кроватью от посторонних глаз. Такое спокойное, частично изоли­рованное спальное место может быть отведено для одно­го члена семьи старшего поколения.

Иногда альков в общей комнате используется как зона столовой —> тогда здесь располагается стол со стульями, буфет или сервант. Если в алькове есть окно, его можно использовать как кабинет. Другой, более молодой, член семьи может спать на диване-кровати, расположенной у окна — его, очевидно, не смутят ежедневные превраще­ния дивана в кровать, и наоборот, а также уборка постель­ных принадлежностей в секционный шкафчик, стоящий у изголовья. В дневное и вечернее время диван-кровать явится основным компонентом группы мебели в зоне от­дыха, куда еще войдут журнальный столик, кресло и те­левизор. У противоположной стены, у окна, можно поста­вить рабочий стол, создав тем самым в комнате еще одну Дополнительную зону — рабочую.

Удобное рабочее место может быть организовано с помощью откидного рабочего стола-секретера. Это, по сути дела, книжный шкаф, крышка которого, откидываясь вокруг горизонтальной оси, образует горизонтальную или наклонную рабочую поверхность. Внутри секретер обору­дуется  полками, одними или друмя  подвесными ящиками

Для мелких предметов, а также обоймой других отделе­ний— «пеналов» для хранения бумаг, папок и т. п. Такие шкафы-секретеры могут быть навесными и напольными с нижним отделением шкафа. Обычно нижнее отделение делается более глубоким, чем верхнее,— в нем можно хранить книги большого формата, подшивки журналов или грамофонные пластинки в вертикальном положении в специальных обоймах. Следует отметить, что секретер с поднятой доской в своем «нерабочем» положении за­нимает значительно меньше места, чем Стол. Подвесные шкафы-секретеры могут крепиться на разной высоте над полом; это очень важно для их использования в качестве рабочего места для школьников — высоту рабочей доски можно изменять соответственно росту ребенка.

Допустим теперь, что в однокомнатной квартире про­живают мать с сыном — младшим школьником.

В этом случае для зоны школьного уголка, для места школьника следует отвести лучшую часть комнаты, хоро­шо освещенную, интенсивно проветриваемую и доступ­ную солнечному свету — у окна. От остальной части ком­наты этот уголок в ночное время может быть отгорожен либо стеллажом, либо детским шкафчиком или простой ширмой, которой так любили пользоваться в недалеком прошлом.

Днем такая ширма, собираясь в «гармошку» и будучи установлена вдоль детской кровати, объединяет прост­ранство комнаты — ведь детский уголок, находясь в жи­лой комнате однокомнатной квартиры, не только не вре­дит ей своим видом, но, наоборот, придает тот особый уют, который всегда сопутствует слову «семья».

Организация зоны школьника в жилой комнате долж­на быть тщательно продумана и по возможности решена «раз и навсегда»: частые перемены места мешают ребен­ку сосредоточиться во время работы. Здесь школьник должен также отдыхать, играть, спать. Полноценный уго- i гюк школьника может быть получен с помощью таких предметов детской мебели, как рабочий стол или секре­тер, спальное место, стул и желательно шкаф общего назначения. Если нет возможности установить для школь­ника небольшой шкаф, то ему необходимо отвести пол­ки и ящики в общем шкафу, требуя, однако, постоянного поддержания там соответствующего порядка.

Спальным местом для школьника может служить ди­ван, диван-кровать, тахта или откидная кровать. Однако

Во всех случаях спальные места для детей должны быть отдельными, неширокими, достаточно жесткими, но не стесняющими свободы движений.

Рабочее место может быть организовано с помощью откидного или стационарного рабочего стола с ящиками для тетрадей, чертежных инструментов, карандашей и т. д. и полками для книг, игр и игрушек. Доска для рисо­вания мелом, сделанная из цветного линолеума, будет всегда оправдана в детском уголке как с функциональ­ной, так и с декоративной точек зрения. Вообще в отдел­ку детской мебели можно вносить яркие жизнерадостные цвета, но соблюдать при этом меру — чрезмерная пест­рота утомляет зрение и вредна для нервной системы.

Секретер или стол для занятий устанавливается таким образом, чтобы окно находилось слева или перед столом. Слева же располагаются и осветительные приборы мест­ного света —настольная лампа или бра. При естествен­ном освещении слева перед сидящим за столом школьни­ком стена — в этом случае он меньше отвлекается во время занятий.

За столом школьник проводит не только часы занятий. Здесь он охотно рисует, лепит, играет, мастерит и т. д. Желательно поэтому, чтобы крышка стола имела гигие­ничное и достаточно твердое покрытие — например, из слоистого пластика или линолеума светлых тонов. Стену над столом можно использовать для развешивания иллю­страций, 'фотографий, рисунков, географических карт и инструментов. Для этого на стене следует укрепить па­нель, например, из толстого картона, куда легко входят кнопки, мелкие гвозди и т. д.

Вся детская мебель должна быть простой, лаконичной по форме и удобной в пользовании — ведь эстетическое окружение ребенка очень важно, ибо хороший вкус при­вивается человеку с детства.

Для оборудования зоны школьника в однокомнатной квартире можно использовать комбинированную мебель. Так, в детском уголке в качестве основного мебельного изделия устанавливают шкаф с полками, с откидным ра­бочим столом и кроватью (рис. 16).

Довольно плоский и невысокий шкаф в верхней своей части имеет ниши, которые попеременно могут закры­ваться раздвижными дверцами. Ниже расположена от­кидная доска рабочего стола, которая при помощи ме­таллических кронштейнов может устанавливаться как горизонтально, так и с небольшим уклоном. При опущен­ной доске вся нижняя часть шкафа опускается и, опира­ясь на откидные ножки, образует достаточно удобную кровать. Этот «комбайн» может прослужить ребенку до студенческих лет.

Откидные кровати удобны тем, что не занимают места в дневное время, кроме того, они очень гигиеничны. По­стельные принадлежности перед подъемом кровати при­стегиваются к ней ремнями для того, чтобы они не спол­зали вниз при вертикальном положении матраца.

Итак, мы рассказали все или почти все о меблиров­ке жилых комнат однокомнатных квартир. Следует от­метить, что меблировка общих комнат многоком­натных квартир будет иметь немало схожих черт с рас­становкой мебели в жилых комнатах однокомнатных квартир. Главное — это то, что и в той, и в другой комна­те основным принципом меблировки будет зонирование пространства.

В современной квартире общая комната сочетает в себе функции столовой, гостиной, комнаты для занятий. Часто в квартире нет возможности выделить для этого отдельные помещения, кроме того, максимальная целе­сообразность в использовании жилой площади соответст­вует современному укладу жизни семьи.

При наиболее благоприятном использовании общей комнаты, когда она свободна от постоянного спального места, диван-кровать выпопняет роль лишь резервного спального места на случай приезда гостей. В этой комна­те никто не работает — нет ни отдельно стоящего, ни встроенного рабочего стола. Но даже и в этом случае комната должна разделяться на функциональные зоны, что сделает ее планировку более рациональной, комнату более уютной, и главное, удобной.

Как правило, в этом случае общая комната делится на зону отдыха и зону столовой, причем меблировка этих Функциональных зон уже не будет включать в себя транс­формирующихся предметов мебели. Зона отдыха, как правило, комплектуется диваном, креслами для отдыха, журнальным столом, секционным шкафом общего назна­чения, секциями для телевизора, радиолы, баром для на­питков. Корпусные изделия могут быть как отдельными предметами, выполненными, однако, в едином архитек­турном ключе, так и секциями различного назначения в секционной или стеллажной мебели.

Отдельно следует сказать о мягкой мебели в зоне от­дыха. Группа мебели для отдыха (диван, кресло, журналь­ный стол) может отличаться в своей архитектурной трак­товке от остальной мебели общей комнаты. Следует ска­зать, что если такой пример отказа от понятий «гарнитур» и «набор» найдет широкое применение на практике (а все основания для этого есть), то помимо многих компо­зиционных преимуществ такой меблировки помещений мебельные предприятия получат возможность еще боль­шей специализации, не будучи связанными между собой текстурой древесины и цветом отделочных тканей.

Собственная выразительность группы мебели для от­дыха может быть достигнута, например, при помощи пол­ного  закрытия  конструкций тканью (кутаная мебель),  а для журнального стола — применением металла, стекла, пластмасс или нитроэмалевого покрытия. Во всяком слу­чае, жизнеспособность   такого приема   демонстрируется художниками на выставках весьма удачно. Но при этом следует стремиться к значительному отличию их друг от друга,    ибо   архитектуре   интерьера   чужды   полумеры. В достижении более сильного различия этих двух групп мебели  помощь  архитекторам окажут как новые мате­риалы, применяемые в мебельной промышленности, так и   новая   форма   предметов,   разрабатываемая   сегодня художниками-мебельщиками.

Появление новых материалов для производства мяг­кой мебели, например такого, как пенополистирол, дает возможность получать мягкие «лепные» формы кресел, диванов и даже стульев. Эти как бы рукотворные формы чрезвычайно хорошо смягчают жесткость современного интерьера с его архитектурной прямоугольностью. Два поставленных рядом в зоне отдыха больших и очень ком­фортабельных кресла помогут создать ту необходимую в интерьере мягкую теплоту, отсутствие которой стало заметно сегодня в жилых интерьерах.

Зона столовой в общей комнате включает в себя при наличии достаточного места раздвижной стол со стулья-" ми, сервант и подсервантник. И здесь, как и в зоне отды­ха, сервант и подсервантник могут быть как в виде от­дельных предметов, так и отделениями сборно-разбор­ных или секционных шкафов.

Столы проектируются и выпускаются промышлен­ностью, как правило, прямоугольной или близкой к ней формы. Это вызвано в первую очередь тем, что даже при наличии свободного места стол со стульями почти никогда не ставится в центре комнаты, а примыкает к одной из ее стен. Только в случае празднеств стол занимает в комна­те центральное положение. Это произошло в связи с утра­той значимости обеденного стола в столовой как компо­зиционного и функционального центра сбора всей семьи. Кухня-столовая взяла на себя повседневную функцию домашнего очага. Сбор всей семьи за отдыхом происхо­дит чаще всего в зоне отдыха. Основной центр тяжести приема гостей находится здесь же. Зона столовой исполь­зуется по своему прямому назначению довольно редко, и ее устройство в ряде случаев является уже тради­ционным. Поэтому многие семьи отказываются от при­обретения столовой мебели и предпочитают иметь не-затесненную свободную общую комнату. Большое чис­ло моделей складных обеденных столов и стульев раз­личной конструкции позволяет в случае необходимости быстро и без труда организовать стол для 8, 12 и даже 16 человек.

Так, например, раскладной обеденный стол на 8 че­ловек (рис. 17) в сложенном виде занимает всего 0,16 м2 и легко устанавливается в проходе между передней и об­щей комнатой (планировочный прием квартир недавнего прошлого).

Над сложенным столом на двух стеллажных стойках укрепляются полки для книг и предметов убранства квар­тиры. В случае необходимости такой стол переносится в свободную часть комнаты и устанавливается в блоке с журнальным столиком особой конструкции. Подстолье этого стола устроено таким образом, что при его поворо­те на 90° высота крышки стола меняется с 60 до 73 см.

Рассмотрев меблировку общей комнаты, свободной от сна в ночное время, вернемся к наиболее типичному слу­чаю, когда при существующей норме заселения в общей комнате спит один из членов семьи. Как правило, это взрослый член семьи, ибо в обратном случае, как пока­зывает практика заселения, родители отдают ребенку спальню для устройства детской комнаты, а сами спят в общей комнате — случай, уже рассмотренный нами на примере однокомнатной квартиры. Итак, спальное место в общей комнате.

Наверное, самым верным приемом будет решить это спальное место при помощи дивана-кровати. В силу этого сПальное место в дневное и вечернее время будет главным предметом меблировки зоны отдыха общей комна­ты (рис, 18). Вплотную к дивану-кровати можно устано­вить секцию для книг со встроенным в нее баром дляк напитков, Этот предмет меблировки всегда уместен в об­щей комнате, в частности в ее зоне отдыха, ке занимает много места и служит для хранения напитков, рюмок, фужеров. Откидная крышка бара фиксируется в горизон­тальном положении и образует небольшой столик, где можно разлить по бокалам вино, приготовить коктейль и т. д. Внутреннее устройство бара может быть выполнено очень интересно в освещении (подсвете), цвете и обору­довании.

У второй стены комнаты размещаются еще несколько секций, в том числе ящики для постельных принадлежно­стей, полка с мелкими ящиками под телевизор, неболь­шой комбинированный туалетный стол (рис. 19) и секция с ящиками для белья. Отметим попутно, что центр экра­на телевизора должен быть чуть ниже или на уровне глаз сидящего в кресле человека. По утверждению врачей-гигиенистов более высокое расположение экрана вызы­вает усталость шейных мышц и портит зрение.

Обычные традиционные туалетные столы являются предметами меблировки спальной комнаты и размещать их в общей комнате, которая днем и вечером ничем не должна походить на спальню, не рекомендуется.

Показанный на рисунке комбинированный туалетный стол, который применяется так же, как подставка для радиоприемника, можно заказать в ателье по изготовле­нию нестандартной мебели или переделать своими сила­ми из секции с ящиками. Для этого в верхнем ящике обычной малогабаритной секции-комода на расстоянии 2—5 см от днища верхнего ящика укрепляется лист фане­ры, слоистого пластика или древесноволокнистой плиты с отверстиями-гнездами разных диаметров. Это необхо­димо для того, чтобы при резком открывании флаконы и коробки не смещались со своих мест и не опрокидыва­лись.

В верхней части ящика крепится откидное зеркало. При изготовлении такого комода своими руками или при заказе в специальной мастерской можно предусмотреть в нижней его части отделение высотой не менее 35 см для хранения пластинок в вертикальном положении. Это осо­бенно удобно, если комод-туалетный стол используется как подставка под радиолу.

Убранство зоны отдыха общей комнаты с местом для сна дополняют журнальный стол и кресло для отдыха. Ковер на полу оправдан здесь и декоративно (подчерки­вает еще раз ее границы) и функционально (служит при­кроватным ковром).

Заканчивая рассмотрение меблировки общей комна­ты, мы еще раз хотим обратить внимание на правильное зонирование, так как это весьма важно как для удобств Жизни, так и для создания современного интерьера. Ри­сунки 20, 21 и 22 дадут возможность и архитектору, и новоселу работать в этом направлении более целенаправ­ленно.

В спальных комнатах пространство также зо­нируется в соответствии с функциями, выполняемыми той или иной частью комнаты.

Спальные комнаты в зависимости от размеров и соста­ва семьи можно подразделить на три типа: служащие исключительно для сна (так называемая спальня родите­лей); спальня-детская и спальная комната с местом для работы.

Первым типом спальнйй комнаты, который мы рас­сматриваем, может быть небольшая комната площадью от 10 м2, так как в условиях квартир односемейного засе­ления маленькая спальня в ночное время может быть при помощи открытой двери объединена с остальными ком­натами квартиры, что значительно увеличивает полезный объем воздуха в комнате.

Второй тип спальной комнаты обусловлен тем, что ма­ленький ребенок до 3—4-летнего возраста требует ухода за собой в ночное время. Это предопределяет несколько большие размеры спальной комнаты (12—14 м2) и выделе­ние в ней места для детской кроватки или даже устрой­ства детского уголка. Поэтому достаточно широкое рас­пространение получил третий тип спальной комнаты.

Шум в общей комнате от радиоприемника и телевизо­ра, где подчас до позднего вечера засиживается и отды­хает вся семья, необходимость иногда спокойно и сосре­доточенно работать в вечерние часы, особенно людям умственного труда, заставляют размещать рабочее ме­сто именно в спальной комнате. При этом увеличения пло­щади последней почти не требуется. Дело в том, что ра­бочее место, особенно если это встроенный стол (рис. 23), не занимая большой площади пола, располагается всегда у окна, т. е. в том месте комнаты, которое редко исполь­зуется при расстановке кроватей и наиболее освещено естественным светом.

Одной из самых характерных особенностей жизни со­ветских людей является учеба — в школах рабочей моло­дежи, заочных и вечерних техникумах, институтах. К этому еще надо прибавить школьников, которые есть почти в каждом доме, в каждой семье.

Но если человек уже окончил учебу и только работа­ет, все равно какую-то часть своего досуга он проводит за столом. Книги, чертежи, расчеты, работа над усовер­шенствованиями и рационализаторскими предложения­ми— все это требует достаточно удобного и постоянного рабочего места дома. Заметим, что письменные столы Для ^анятий, которые достаточно громоздки и имеют лишь одно назначение, можно рекомендовать только людям, профессионально занимающимся работой за столом до­ма.

Если в спальной комнате расстояние от пола до верха подоконной доски 71—75 см, то последнюю можно объединить в одну плоскость со встроенным столом. На боковой   стене   над   столом   можно   повесить   книжную полку.

В узкой комнате такой стол может быть установлен «в распор» от стены до стены. В этом случае один край его может опираться на металлический уголок (прикреплен­ный к стене с помощью дюбелей или пробок). Другой край рабочей доски опирается на секцию с ящиками, в которых могут храниться папки, бумаги, чертежные и письменные принадлежности.

Встроенный стол не занимает много места в комна­те—его ширина не превышает 45—50 см, кроме той его расширяющаяся под углом части, которая предназначена Для письма, черчения и т. д.

На узкой части стола можно гладить, заниматься ру­коделием, пользоваться швейной машиной. Если есть не­обходимость печатать на машинке, то для нее делается выдвижная доска на расстоянии 57—60 см от пола. Здесь же может быть укреплен ящик, над которым часть крышки стола, снабженная зеркалом, откидывается и фиксируется в определенном положении, образуя встро-

 

Рис. 23. Встроенный подоконник-стол для занятий в спальной комнате. Откидная крышка с зеркалом позволяет использовать его как туалетный стол, а его длина — как стол для шитья, глажения и т. п. Выдвижная полка в тумбе, расположенная на высоте 60—65 см от пола, используется для установки пишущей машинки. Полка для книг, повешенная над столом, дополняет оборудование зоны заня­тий, которая, несмотря на ее функциональное многообразие, зани­мает в небольшой спальной комнате минимум места, достаточно удалена от «шумной» части квартиры, хорошо освещена естествен­ным светом

 

енный туалетный стол. Заметим, что обычный туалетный стол занимает место и покрывается пылью 24 ч в сутки, в то время как бывает необходим ежедневно самое боль­шее 15 мин. Встроенные туалетные столы в этом отноше­нии гораздо удобнее. Поэтому в последнее время при меблировке спальных комнат традиционные трюмо и от­дельно стоящие туалетные столы стали встречаться все реже и реже. На смену им приходят туалетные столы-тумбочки с закрывающейся верхней крышкой и больши­ми зеркалами над ними, в которые можно видеть себя во весь рост. Но возвратимся к нашему столу.

Если под окном находится батарея отопления, то в крышке стола над ней делаются отверстия «продухи» для прохода теплого воздуха. Крышка стола не должна коро­биться от тепла.

Поэтому лучше всего сделать ее из сухих досок, со­единенных «вшпунт» или на сухих шкантах. По собранно­му таким способом щиту можно положить фанеру тол­щиной 5—6 мм и сверху лицевое покрытие — линолеум или пластик. Если фанера чистая и имеет красивую тек­стуру, ее можно покрыть бесцветным лаком и уже ничем не накрывать сверху. Лицевое покрытие должно быть об­щим для подоконной доски и крышки стола. Торец крыш­ки закрывается деревянной раскладкой.

Занавеси на окнах делаются короткими — по высоте стола.

В другом типе спальной комнаты — спальне-детской вместе с родителями находится первые 3—4 года своей жизни маленький ребенок. Это предопределяет выделе­ние в спальне сначала места для детской кроватки, а за­тем большей площади для устройства детского уголка (рис. 24).

Для него выбирается по возможности обособленное спокойное место поблизости от окна, хорошо освещен­ное дневным светом с возможностью интенсивного про­ветривания.

В зависимости от площади, которую можно отвести под детский уголок/ решается его меблировка. Здесь мо­гут быть наборы детской мебели, различные по составу и числу предметов, или изображенный на рисунке «ком­байн», в котором объединяются функции шкафчика, по­лок для игрушек и детского столика.

Следует, однако, помнить, что при любой обстановке Детского уголка необходимо оставить  свободным от мебели достаточное место для игр на полу, где маленький ребенок чаще и охотнее всего проводит свое время. Эту свободную площадь хорошо закрывать ковром.

Кроватка с высокими перильцами — один из главных предметов оборудования детского уголка. Очень хороши кровати с опускающейся решеткой или сеткой, облегчаю­щие перестилку постели, подход к спящему ребенку. Есть образцы детских кроватей, которые можно увеличивать по длине по мере роста ребенка. Впрочем, обычная кро­ватка длиной 1,4 м служит ребенку до 7—8-летнего возраста. Колеса на ножках кровати делают ее подвижной и удобной в пользовании.

Шкаф для игрушек с открытыми полками, нишами и дверцами может быть снабжен небольшим откидываю­щимся столиком, обратная сторона которого использует­ся как доска для рисования мелом.

В нижней части такого шкафа в нише находятся ящи­ки-каталки на колесах, которые являются одновременно местом хранения игрушек, а также служат дпя различ­ных игр. Из них ребенок может делать табуреты, домики для кукол, гаражи, поезда и все прочее, что подскажет ему его детское воображение.

По мере роста ребенка у него увеличивается тяга к рисованию, лепке и т. д. Для этого нужен стульчик и дет­ский стол (илшвстроенный в шкаф, или в виде отдельного изделия). В последнем случае крышка его лложет быть раздвижной, а под ней укрепляется плетеная корзинка для   хранения   игрушек.

В наше время большое распространение получил дет­ский набор, состоящий из ящика для игрушек и стола с табуретом, изменяющих свою высоту. Эти предметы лег­ко задвигаются один под другой, образуя компактную группу.

Необходимо отметить, что детская мебель ни в коем случае не должна повторять по своей форме мебель для взрослых, иначе обязательно нарушится единство мас­штаба. В частности, стульчики своими простыми и в то же время необычными линиями приближаются к миру детских игрушек. Они могут даже напомнить каких-ни­будь животных. И здесь, как в случае с ящиками-катал­ками, детская мебельюстановится разновидностью игру­шек.

Несколько слов о конструкции детской мебели. Она настолько проста в изготовлении, что многие предметы детского набора может сделать каждый, владеющий сто­лярным инструментом.

Для отделки детской мебели наряду с прозрачными лаками используются нитроэмали ярких насыщенных цве­тов.

Дети любят ухаживать за растениями, рыбами, птица­ми—это развивает у них любовь к природе. Поэтому здесь же может быть устроен живой уголок — помещена клетка с певчими птицами  или аквариум. Эти предметы будут, очевидно, уместны как в детской комнате, так и в зоне дошкольника в спальной комнате.

Детские рисунки, фигурки, вылепленные из пластили­не, или просто полюбившиеся им картинки наряду с жи­выми цветами также должны занять свое место в детском уголке, помогая прививать ребенку любовь к искусству. Если же по каким-либо причинам организация детско­го уголка в спальной комнате не удается, можно восполь­зоваться комбинированным предметом детской мебели, который показан на рис. 25.

И в собственно спальне, и в спальне-детской, и в спальне с местом для работы главный предмет мебли­ровки— кровати. В отличие от дивана, дивана-кровати или тахты, которые размещаются в общих и частично в детских комнатах, кровати не используются в дневное время и постельные принадлежности с них не убираются на день. Это диктуется соображениями удобства, так как подушки, одеяла, простыни и т. д. утром только приводят­ся в порядок и застилаются покрывалом.

Застилка кроватей делается двояко. Если конструкция рамы кровати достаточно красива и выразительна сама по себе, то покрывалом закрывают только матрац, под­гибая под него концы покрывала. Кровать при этом стано­вится как бы легче, изящней, кажется, что она занимает меньше места в комнате.

Другой способ заключается в том, что края покрыва­ла свисают почти до пола. Подушки же прячутся под по­крывало, в то время как при первом способе подушки закатываются в валик и закрываются своим покрыва­лом—¦ наволочкой, сделанной из того же материала.

Спинки кроватей делаются низкими. Иногда спинка у ног вовсе отсутствует, что обеспечивает более удобную застилку кроватей, а также очень целесообразно при узких спальнях с установкой кроватей поперек комнаты. Зато спинка у изголовья делается более развитой и трак­туется как щит, на который навешиваются секции шкафчи­ков, заменяющие тумбочки, небольшие туалетные столы, различные полки и т. д. (рис. 26).

Так, навесная тумбочка, выполненная в виде скошен­ного ящика с раздвижными дверцами, хороша тем, что лежащий видит содержимое тумбочки. За дверцами та­кой тумбочки удобно хранить различные мелочи и пред­меты туалета, а на ее верхней плоскости книгу, очки, па­пиросы...

Традиционные прикроватные тумбочки, неудобные в производстве, остались сейчас только как составная часть больших и дорогих гарнит,уоов спален.

В случае раздельной установки кроватей вдоль длины стен спальной комнаты можно использовать навесные прикроватные тумбочки, сблокировав их с туалетным сто­лом (рис. 27).

Обязательным предметом меблировки спальных ком­нат являются шкафы для платья и белья. Если при расста­новке отдельно стоящих платяных шкафов и комодов встретятся затруднения, можно сделать в спальной ком­нате пристенный шкаф от стены до стены и от пола до потолка. Сократив длину спальни всего на 60 см, такой шкаф создаст бесспорные удобства для семьи и повысит комфортабельность спальной комнаты.

Следует, кстати, отметить, что в проектировании ме­бели для спальных комнат наметилась тенденция ре­шать секционные шкафы для платья и белья от стены до стены и от пола до потолка. Такая «стенка», уместная в интерьере спальни и хорошо контрастирующая с горизон­тальной плоскостью кровати, получается благодаря вы­пуску мебельными фабриками одновременно со шкафа­ми   различной   протяженности   и   антресольных частей к ним.

Эти антресоли выпускаются в расчете на высоту по­мещения как 2,5 м, так и 2,7 м.

На последней выставке мебели прибалтийских респуб­лик два совершенно одинаковых набора мебели для спальни со шкафами до потолка стояли рядом и отлича­лись только отделкой—-один был облицован шпоном ценных пород древесины, а второй покрыт белым поли­эфиром. Трудно ответить, какой набор лучше, хотя боль­шинству посетителей больше понравился вариант в по­лиэфире. Очевидно, здесь заслуживает внимания не най­денная отделка, а тенденция — в квартире, где активность текстуры стала большей с появлением встроенной мебе­ли, есть помещение очень спокойное по архитектурной выразительности, весьма гигиеничное по своему покры­тию и, главное, сокращающее затраты времени на уход за мебелью. К этим очевидным преимуществам художе­ственного и эксплуатационного порядка прибавляется чи­сто производственное — экономия древесины ценных пород; меньшая трудоемкость; возможность специали­зации предприятий по изделиям, а не по наборам, что сулит освоение новых неиспользованных резервов. Сле­дует сказать, что заметное сегодня введение архитекто­рами в интерьеры активного цвета декоративных и оби­вочных тканей значительно тактичнее при крашеных или полиэфирных поверхностях корпусной мебели.

Во многих современных и несколько ранее спроекти­рованных и построенных квартирах имеется гардероб­ная комната (рис. 28). К сожалению, она часто сдается строителями необорудованной, и многие новоселы не совсем представляют себе ее назначение.

Связанная дверью, как правило, со спальной, гарде­робная комната площадью 1,5—2,5 м2 является по сути дела большим универсальным шкафом, куда можно вой­ти; она с успехом заменяет одновременно платяной шкаф (с местами хранения головных уборов и обуви), бельевой комод, туалетный стол с зеркалом, антресоли для хранения чемоданов и хозяйственных вещей. Кроме того, гардеробная комната может быть использована для переодевания.

Таким образом, заняв в среднем 2 м2, она освобож­дает жилые комнаты от перечисленных выше предметов мебели, которые заняли бы 5—6 м2, а новоселов — от затрат, связанных с их приобретением.

Надо сказать, что гардеробную комнату новоселы до­статочно легко могут оборудовать сами. В этом может оказать помощь приводимый рисунок.

В спальной комнате все должно быть удобно. Мягкие и одновременно упругие матрацы, обеспечивающие нор­мальное положение спящего человека без вредного для здоровья искривления тела. Удобные навесные тумбоч­ки, правильно используя которые, можно все и всегда иметь под рукой, хорошие светильники-ночники, для включения которых не надо вставать с постели. Заканчи­вая наше знакомство со спальными комнатами, мы снова говорим о том главном, чего никогда нельзя забывать,— об удобстве. Поэтому в заключение мы снова предлага­ем вниманию читателей основные функциональные раз­меры, необходимые при проектировании и меблировке спальных комнат (рис. 29).

Под детскую или, как мы еще говорим, комнату для детей, подростков и молодежи обычно отводят одну из изолированных комнат в квартире. Это и понятно, так как все планировки современных квартир предполагают, что большая, иногда проходная, комната будет использована семьей как общая. Меньшие по площади и изолирован­ные комнаты квартиры обычно используются, кроме спальни, как комнаты для детей.

 

 

Действительно, когда родители еще принимают своих друзей или просто отдыхают, дети уже обычно спят; во время приготовления уроков, когда ребенку необходимо сосредоточиться, ему лучше находиться подальше от наи­более оживленных коммуникаций квартиры — это предо­пределяет выбор для детской комнаты наиболее «тихой» части квартиры.

Итак, детская комната небольшая. Разместиться же в ней должны иногда двое детей. Оборудование детской комнаты — это не только места для сна или занятий, а весь комплекс удобств, создаваемых для детей или под­ростков, создание наибольших удобств для сна, работы, отдыха, игр детей, хранения их вещей и т. д. При этом следует стараться, чтобы эти процессы не мешали друг ДРУГУ-

Дети очень любят свое, собственное место, причем они очень быстро привыкают к нему и всегда хотят, чтобы оно было уютным. Часто под этим понятием у детей под­разумевается удобство, покой. Детям не нравится, когда кто-то из них пользуется привилегией лучшего места для сна, работы или игры. Поэтому понятно, почему почти все предметы оборудования детской обычно повторяются столько раз, сколько детей в семье.

С одной стороны, это кажется удобным — надо просто удвоить тираж приобретаемой мебели. Но это и налагает определенную ответственность, так как дети часто быва­ют разными по наклонностям, темпераменту, возрасту. Поэтому выбор того или иного вида меблировки детской представляется достаточно сложным.

Однако архитекторы, художники и конструкторы-ме­бельщики создали целый ряд образцов мебели для об­становки детских комнат, которые имеют черты нужной нам в данном случае универсальности.

На рис. 30 показана небольшая детская комната для подростков площадью от 12 м2 удлиненных пропорций, часто встречающаяся в современных типовых квартирах.

Вдоль правой, длинной стены размещаются рабочие столы для детей, разделенные небольшими шкафами для одежды и белья. Собственно столы представляют собой рабочие плоскости с подвешенными снизу на направля­ющих полозках невысокими ящиками для карандашей, тетрадей,готовален и т. д.

Под окном, вдоль торцовой наружной стены комнаты находится неглубокий и низкий шкафчик для игрушек и белья, если шкафы между столами используются только как платяные. Такой низкий шкаф хорош, если в доме панельное отопление. Если же под окном находится ра­диатор отопления, средняя часть шкафа в пределах ра­диатора по фасаду делается съемной решетчатой из брусков или реек, а в верхней крышке, над батареей, про­сверливаются отверстия дпя воздухообмена — свободной циркуляции воздуха. На верхней крышке такого шкафчи­ка хорошо разместить живые цветы. Расположенные ни­же подоконника, цветы хорошо переносят холод зимой и не заслоняют света.

Естественно, что занавеси на окнах при наличии такого подоконного шкафа делаются более короткими — до верха горизонтальной доски-крышки.

Левую, длинную сторону комнаты занимают откидные детские кровати, встроенные в достаточно плоский шкаф. Ось вращения кровати совпадает с ее длинной стороной, спинки ее очень низкие, ножки откидные. Пос­ле установки кровати в вертикальное положение шкаф задергивается матерчатой шторкой. Постельные принад­лежности на день «пристегиваются» к кровати двумя ремнями для фиксирования на матраце при повороте кровати. В верхней части шкафа имеется полка. Над шка­фом для кроватей можно повесить полку для книг.

Такой прием подъема кроватей в дневное время хо­рош не только своей гигиеничностью, но и снижением так называемого «коэффициента заставленности» — площади пола, занимаемой мебелью и тем самым исклю­чаемой из общей площади комнаты.

Поэтому кровати, убирающиеся на день или занима­ющие днем минимальное место, представляют для нас большой интерес. Существуют конструкции кроватей, од­на из которых днем задвигается под другую.

В детской комнате могут быть установлены и стацио­нарные спальные места, которые используются днем как места для сиденья (рис. 31). Но даже и в этом случае их стараются сделать такими, чтобы в дневное время они занимали бы меньше места. В частности, матрацы днем могут иметь укороченную форму; крышки ящиков для постельного белья (некоторые обязательно должны быть снабжены «продухами» для проветривания постельных принадлежностей, находящихся там днем) в дневное время служат как бы столиками, а прямоугольные подуш­ки— в качестве диванных спинок. Вечером, перед сном, подушки кладутся на крышки ящиков, которые могут фик­сироваться и в положении «под углом». Такая конструк­ция кровати хороша еще и тем, что подходит для моло­дежи любого возраста, так как может быть, по нашему желанию, более длинной и короткой в зависимости от возраста детей.

Вообще детям до 3—4 лет достаточно длины спально­го места в 90—100 см; до 5—7-летнего возраста—120— 130 см.  Выпускаемые нашей промышленностью детские матрацы,   рассчитанные   на   подростков,   имеют   длину 140 см. Для взрослого же спальное место принято делать длиной 186 см.

Большой интерес для меблировки детских комнат представляют двухъярусные кровати туристского типа. К сожалению, против них существует определенное, не­сколько неверное, предубеждение как против чего-то убогого, напоминающего нары, опасного в пользовании и т. п. Между тем опыт широкого применения двухъярус­ных детских кроватей за рубежом показывает, что кроме высвобождения значительной площади пола двухъярусная кровать служит ребенку при играх, представляясь ему то палубой океанского парохода, то кабиной космического корабля. В советских прибалтийских республиках такие кровати используются довольно широко и родители всегда отмечают «борьбу» детей между собой за право спать наверху. Педагоги, может быть, предложили бы в данном случае установить очередность или давали бы право пользоваться верхним ярусом в виде поощрения. На двухъярусных кроватях спят обычно до 15—16 лет.

Двухъярусные кровати современной конструкции (рис. 32) можно снимать одну с другой вечером и исполь­зовать как две рядом стоящие кровати до утра. Для это­го на стыках ножек должны быть установлены простей­шие втулки, предотвращающие случайное разъединение кроватей в двухъярусном положении.

Ширина спального места любой конструкции для де­тей в возрасте до 7 лет рекомендуется 60 см, от 8 до 16 лет — 70 см и старше — до 80 см.

Комната для детей и подростков, имеющая удлинен­ные пропорции, может быть разбита и на отдельные функциональные зоны в результате определенной рас­становки мебели (рис. 33). Ближе к окну находится рабо­чая зона — место для занятий, рисования, чтения, лепки, работы и т. д. Здесь перпендикулярно к плоскости окна расположена широкая доска рабочего стола, встроенного в подоконный шкафчик. Ширина стола рассчитана на по­садку за него и одновременную работу с двух сторон. Низко опущенные над столом светильники обеспечивают достаточное и равномерное освещение рабочей поверх­ности. Большая доска типа классной для письма и рисун­ков мелом укреплена на свободной стене комнаты.

При помощи двух низких сещ-,ионных шкафов, постав­ленных поперек комнаты и служащих для хранения пос­тельного белья, в глубине комнаты выделена зона для сна. Здесь находятся две угловые тахты с двумя вмести­тельными ящиками для постельного белья под ними, ко­торые могут выдвигаться на роликах из-под нижней кро­вати.

Мы уже знаем, что принцип деления комнат на опре­деленные функциональные зоны весьма положителен. Однако для детской комнаты он подходит лишь в том случае, если в ней живут, например, средние или старшие школьники. Дело в том, что детвора не любит все то, что ограничивает свободу движения. Для младших школьни­ков, например, гораздо дороже свободное пространство пола, устланное ковром, где можно повозиться, побо­роться и т. д., чем удобные функциональные зоны. Да и просто лишний метр свободного пола, где можно зате­ять подвижную игру в перерыве между занятиями, весь­ма важен для них. Поэтому одним из главных правил оборудования и меблировки детской комнаты является минимальное количество свободно стоящей мебели и максимум свободного пространства в дневное время.

Правильная высота стола и стула является основной для нормальной позы пишущего, читающего или рисую­щего человека. Врачи-гигиенисты считают, что от пра­вильной посадки ребенка зависят нормальное развитие скелета, сохранение хорошего зрения и другие важ­ные для здоровья человека факторы. Естественно, что с ростом ребенка изменяются и размеры мебели для работы.

В приведенной ниже таблице даны основные размеры высоты стола и ниши для ног для детей различного воз­раста.

Помимо этого, следует учесть, что минимальный раз­мер крышки детского стола или секретера (место для р; боты) должен быть не менее 45X45 см. В том случае, если не представляется возможности увеличить рабочую поверхность стола, то вдоль заднего края крышки стола рекомендуется делать пюпитр — подставку для книг. Де­ло в том, что раскрытый учебник всегда лежит перед пишущим школьником, за тетрадью. Если рабочая плос­кость стола невелика, то учебник будет мешать свобод­ному расположению тетради на столе. Очень желательно иметь возможность изменять угол наклона крышки стопа в пределах от 0 до 15°. Свес свободного конца доски секретера за предел шкафа (глубина ниши для ног) делается для детей не менее 30 см.

Стулья или рабочие кресла, естественно, также имеют собственные высоты, зависящие от возраста и роста ре­бенка.

Итак, мы видим, что мебель для занятий — рабочие столы и стулья — претерпевают значительные изменения в своих параметрах при их длительной эксплуатации, т. е. эти предметы меблировки должны «расти» вместе с ре­бенком. Вот почему в лучших конструкциях детской ме­бели предусмотрена возможность изменения их разме­ров и тем самым увеличение срока службы мебели для детей.

Остановимся теперь несколько подробнее на устрой­стве рабочих столов.

При современном укладе жизни каждый член семьи проявляет заботу о чистоте и порядке той комнаты, где он живет, особенно это относится к детям, в которых с детства воспитывается аккуратность и трудолюбие.

Но при этом нужно заботиться и о той простоте и ла­коничности в меблировке детской комнаты, которая всей своей организацией и оборудованием должна побуждать к этому. Иными словами, при оборудовании детской ком­наты необходима простая и удобная ллебель, которая не будет создавать в комнате труднодоступных для уборки мест и облегчит тем самым труд детей, поддерживаю­щих в ней чистоту и порядок. Поэтоллу весьма важным качеством для детских рабочих столов является отсут­ствие опор (ножек), затрудняющих уборку.

В детских комнатах могут применяться столы-шкафы, крышка которых при выдвигании вперед, во-первых, обес­печивает свес, необходимый для ног работающего, а во-вторых, открывает Доступ к ящику под крышкой, в кото­ром   могут   храниться   книги,    чертежные   инструменты и т. д.

Но все же необходимо отметить, что наиболее про­стым, дешевым и гигиеничным оборудованием места для работы ребенка является рабочая плоскость — широкая доска, встроенная между какими-либо мебельными изде­лиями (рис. 34). Существует способ сделать рабочее ме­сто такого типа еще более удобным и позволяющим работать как на горизонтальной плоскости (письмо, чте­ние, лепка), так и на наклонной (черчение, рисование и т. д.). Для этого на высоте 5—6 см от крышки стола на бруске укрепляется откидная чертежная доска. В том случае, когда доска прижата к стене, ее обратную сторону можно использовать для развески рисунков, сделать ее пригодной для письма мелом (облицевать линолеумом), укрепить на ней пюпитр. При повороте такая доска опи­рается на внешний край стола и становится чертежной. Глубина стола при этом может увеличиться.

Помимо пользующихся популярностью шкафов-сек­ретеров и подвесных полок-секретеров очень хороши начинающие входить в наш быт откидные рабочие столы. Сохраняя все преимущества секретеров, такие столы, од­нако, более удобны для постоянной работы, так как име­ют большую рабочую плоскость. Не надо забывать, что наши дети — энергичные и физически здоровые — без всякого труда пользуются складной, подъемной и опуск­ной мебелью; поэтому доля трансформирующихся пред­метов меблировки может быть смело увеличена по срав­нению с другими помещениями квартиры при оборудова­нии детских комнат.

Говоря так подробно о встроенной и трансформиру­ющейся мебели, мы не хотим сказать, что только она подходит для оборудования детских комнат. Мы только показываем, что в данном случае она и удобнее, и лучше.

Начиная оборудовать детскую комнату, постарайтесь максимально представить себе психологию и вкусы ре­бенка. Постарайтесь вспомнить свои желания и запросы в этом же возрасте. Чем больше вы проникнитесь ребячь­им духом и их взглядами на вещи, тем успешнее спра­витесь с этой задачей. Грамотно решить ее вам поможет рис. 35, показывающий основные необходимые размеры функциональных зон детской комнаты.

Есть ли специфика в оборудовании жилых помещений индивидуального малоэтажного дома в сельской местно­сти? Безусловно, но она касается в основном только под­собных помещений дома и увеличивается пропорциональ­но уменьшению уровня благоустройства квартиры. Одна­ко и при одинаковых коммунально-бытовых удобствах, и при одинаковом уровне благоустройства жилища в сель­ском жилом доме появляется необходимость в допол­нительных шкафах в передней (для рабочей одежды и обуви), в кладовых, подполье или небольшом подвале и т. д., т. е. в специфических подсобных, а не жилых поме­щениях индивидуального дома.

Жилые же помещения в квартирах города и деревни должны быть одинаковыми. Это подтверждается много­численными обследованиями и опросами, проведенными в последнее время. Архитекторы также убеждены в этом, проектируя жилые помещения городских квартир и сель­ских домов в основном по одной и той же композицион­ной схеме, с одной и той же взаимосвязью жилых и под­собных помещений, с одинаковым набором комнат и их пропорциями и даже подразделением по метражу. Функ­циональные размеры зонирования общей комнаты, спаль­ни и детских в одноквартирных и блокированных домах для сельской местности идентичны городскому жилищу. Кухня, передняя, оборудование мансардного этажа и т. д., безусловно, имеют свои собственные, присущие мало­этажному строительству черты и обусловлены конструк­циями здания, наличием приусадебного участка, иногда заботами о содержании скота или птицы.

Рассмотрев принципы и способы меблировки жилых помещений современных квартир городского и сельского строительства, хочется дать будущему новоселу ряд прак­тических советов по меблировке квартиры.

Не спешите покупать новую мебель. Сначала хоро­шенько продумайте, что вам надо приобрести по соста­ву предметов меблировки и только тогда, а не раньше, можно думать, какая это будет мебель по ее форме, внешнему виду и отделке.

Для того чтобы определить состав набора мебели или перечень отдельных предметов меблировки, которые необходимо приобрести, вычертите на листе бумаги план своей квартиры, скажем в масштабе 1:20. В этом же масштабе вычертите в плане и вырежьте из бумаги изо­бражение мебели, расстаться с которой вы не захотите, переезжая в новую или занимаясь реконструкцией старой квартиры. «Расставьте» эту мебель в «комнатах», учиты­вая их назначение и зонирование пространства, о кото­ром мы так много говорили.

Попробуйте несколько вариантов. Старайтесь обой­тись минимумом предметов, не заставляйте квартиру ненужной мебелью. Напомним, что «коэффициент застав-ленности» не должен превышать 35% для общей комнаты или жилой комнаты однокомнатной квартиры и 45% для спальной.

Будем считать самой лучшей мебелью мебель удоб­ную и комфортабельную. Это самое главное требование к ней, а ту или иную конструктивную схему, вид и способ отделки, цвет мебели вы определите сами, помня при этом об удобстве в пользовании. Заметим, что есть це­лый ряд возражений против темной, полированной доро­гой мебели: обилие сверкающих поверхностей, так на­зываемых бликов, утомляет зрение и делает интерьер беспокойным; за дорогой полированной мебелью требуется постоянный уход и особая осторожность в пользова­нии ее (она боится влаги, портится от горячего). Эта ме­бель наименее рациональна в быту — человек как бы приставлен к такой мебели, она начинает прислуживать ей и из хозяина постепенно превращается в слугу.

Кроме части мебели из старой квартиры вы привезете с собой в новый дом те или иные семейные традиции в решении интерьера. Постарайтесь на время забыть о них, думайте об удобстве, логике, рациональности, гигиенич­ности, простоте эксплуатации мебели, но не вспоминайте пока о традициях! Помните, что ваша квартира новая, и уютной, красивой и нарядной она будет только тогда, когда весь интерьер в комплексе будет решен по-ново­му. Ведь не только в новой, а даже в старой квартире с уже существующей мебелью можно создать совершенно новый интерьер по духу, стилю и даже членению про­странств.

Для этого нужно только переставить мебель, а с не­которых предметов снять, если они есть, архаичные де­тали (рис. 36, 37). Карниз, например, на платяном шкафу можно убрать, а на шкаф установить дополнительную антресольную часть для хранения сезонных вещей; зер­кало при этом уместно перенести на внутреннюю сторону дверки. Верхняя часть буфета может быть превращена в остекленную полку для книг и повешена над рабочим столом. Нижнюю часть буфета теперь можно использо­вать как сервант. Снятые с кровати спинки превращены в панель. А этажерке и громоздким прикроватным тум­бочкам уже не находится места в новой квартире. Допол­нительно приобретены лишь кресло для отдыха и жур­нальный столик, а остальная мебель осталась прежней, но расставлена она теперь по-другому. Центральная часть комнаты уже не загромождена мебелью. Комната стала просторнее и современнее.

Но не только мебель имеет значение в создании со­временного жилища, хотя ее роль, как мы уже знаем, ве­дущая. Интерьер жилища формируется из гармоничного сочетания планировки квартиры, мебели, встроенного оборудования, верно выбранных цветовых решений, хо­роших декоративных тканей, современных обоев, подоб­ранных со вкусом эстампов, керамики, декоративного стекла и тому подобных элементов убранства.

Каждый человек может и должен сделать свое жили­ще удобным и красивым, для чего нужна выдумка, изо­бретательность и, мы бы сказали, творческая смелость. Поэтому хотелось бы, чтобы каждый рассмотренный в этих главах пример вызвал у новосела не столько желание подражания, сколько возбудил бы у него желание ду­мать, рассуждать и на основе этого решать самостоятель­но интерьер собственного дома.