ОКРАСКА СТЕН И ПОТОЛКА

На даче (садово-огородном домике) для стен и потолков помеще­ний применяют всевозможные краски: известковые, клеевые, водо­эмульсионные, масляные, эмалевые и т.п., но при этом следует по­мнить одно правило (об этом уже говорилось): дом должен дышать. То есть стены жилых помещений нельзя красить масляными и эмале­выми красками, а лучше использовать известковые и клеевые (и, ко­нечно, обои). Стены же и потолок служебных помещений (туалет, ванна, душ) покрывают масляными или эмалевыми красками (плен­кой или клеенкой), но при этом устраивают в этих помещениях вы­тяжки.

При окраске помещений, особенно во вновь отстроенных домах, необходимо подумать о затратах. Например, дом имеет оштукатурен­ные внутренние стены (или они покрыты сухой штукатуркой). Ко­нечно, эстетичнее оклеивать стены хорошими обоями. Но если учесть, что обои в неотапливаемых зимой помещениях приходится менять через 2—4 года (они обесцвечиваются, отклеиваются и т.п.), то, конечно, выгоднее окрасить стены известковой или клеевой кра­ской, которая служит в таких помещениях 5—8 лет. А если учесть, что известковыми и клеевыми красками можно получить рисунок с помощью набрызга, валиков, трафаретов и т.п., то по внешнему виду такие стены не уступают покрытым обоями.

Порядок выполнения работ. Прежде чем приступить к отделке по­мещений, необходимо четко продумать порядок выполнения работ. Если, например, потолок и стены окрашивают известковой или клее­вой краской в один цвет, то порядок выполнения работ следующий. Грунтуют потолок и стены, затем окрашивают их. Удаляют (протира­ют) с переплетов, откосов, подоконников, наличников, дверей следы краски. Если необходимо, моют их. Грунтуют их (если надо) и по­крывают масляной или эмалевой краской.

Отмывают полы и плинтусы от следов краски и красят их.

Если используются две краски, то сначала грунтуют и окрашива­ют потолок. После этого грунтуют и красят стены. Далее, как в пер­вом случае.

Если же стены оклеивают обоями, то порядок выполнения работ несколько изменяется. Грунтуют и покрывают известковой или клее­вой краской потолок. Затем окрашивают окна, двери, плинтусы и по­лы. А затем уже наклеивают обои.

Известковые краски применяют не только для окраски стен и по­толков внутри помещений, но и для окраски внешних оштукатурен­ных стен и домов из кирпича, бетона.

Известковые краски самые дешевые и готовятся непосредственно перед работой. За основу обычно берут известковое тесто или известь-кипелку (негашеную известь). Для упрочения краски в нее добавля-

ют небольшое количество поваренной соли, алюмокалиевых квасцов или натуральной олифы. На 10 л краски требуется 3—4 кг известко­вого теста или 1,50— 1,75 кг извести-кипелки (остальное вода).

Известковое тесто разводят водой в эмалированной посуде, добав­ляют в полученный раствор 100 г поваренной соли или 200 г алюмо­калиевых квасцов. Соль и квасцы отдельно разводят в небольшом ко­личестве воды и вливают в известковый раствор, все тщательно пере­мешивают и процеживают через сложенный вдвое капроновый чулок.

Известь-кипелку гасят водой и во время гашения одновременно вливают раствор поваренной соли. Раствор соли можно заменить 100 г натуральной олифы, которую понемногу вливают в гасящий раствор при энергичном перемешивании. После полного гашения извести рас­твор процеживают через двойной капроновый чулок.

Таким образом получают известковую краску белого цвета. Для того чтобы получить краску необходимого цвета, добавляют 350—400 г пигмента, который предварительно тщательно растирают и растворя­ют в воде, процеживают и вливают в общий раствор.

Сухой пигмент различных цветов продается в хозяйственных ма­газинах и называется сухой известковой (щелочностойкой) краской.

Если поверхность раньше не красили и она полностью готова (все зашпаклевано, подмазано и выровнено), то ее обильно опрыскивают водой и сразу же грунтуют. В качестве грунта используют следующий раствор. В 4—5 л воды размешивают 3 кг известкового теста. Отдель­но в 2 л кипящей воды распускают 200 г хозяйственного мыла. В горя­чий раствор мыла тонкой струйкой при энергичном перемешивании вливают 100 г натуральной олифы. Суспензию мыла и олифы понем­ногу вливают (при перемешивании) в известковый раствор. Грунтов­ка готова.

Грунтовку кладут одним слоем. После ее полного высыхания на­носят два слоя известковой краски, причем первый слой должен хоро­шо высохнуть.

Окрашенные ранее поверхности тщательно моют, удаляют слой старой краски, ремонтируют (шпаклюют и подмазывают все дефекты на стенах и потолке, выравнивают и сушат). Затем увлажняют, грун­туют и окрашивают в два слоя.

Грунтуют стены кистью. При этом сцепление краски с поверхно­стью получается более надежным.

Грунтовку и окраску (последнее можно сделать с помощью кра­скопульта) известковыми красками проводят обязательно в закрытых помещениях (чтобы не было сквозняков).

Клеевые краски состоят из просеянного мела, пигмента нужного цвета и небольшого количества столярного клея.

На 10 л клеевой краски белого цвета берут 3,0—3,5 кг мела, 250 г столярного клея и около 150 г ультрамариновой синьки (чтобы отбе­лить мел).

Мел насыпают в эмалированную посуду и, подливая понемногу воду, разводят его до нужной консистенции. Консистенцию проверя­ют так: капают краской на чистое и сухое стекло и ставят его верти­кально; если капля опускается на 20—30 мм, консистенция считается нормальной.

Синьку разводят в небольшом количестве воды и вливают в мело­вой раствор.

Столярный клей заливают водой и выдерживают 8—12 ч, затем распускают в клееварке.

Раствор клея вливают в краску небольшими порциями, тщательно все перемешивая. После добавления 75% клеевого раствора перед до­ливанием новой порции каждый раз проверяют краску на готовность, так как недостаток клея или его излишек делают краску некачествен­ной. Проверяют краску так: наносят ее на сухое и чистое стекло и вы­сушивают; если клея в краске достаточно, она не пачкает сухую ру­ку. Появление на поверхности краски блестящих полос после прове­дения по ней рукой говорит об излишке клея. В этом случае в краску добавляют мел. Готовую краску процеживают через двойной капро­новый чулок.

Для того чтобы приготовить цветную клеевую краску, в нее добав­ляют водорастворимый пигмент (или смесь пигментов). На 10 л клее­вой краски берут обычно 300—400 г сухого пигмента, разводя его в небольшом количестве воды. Вводят пигмент до добавления клея в краску.

Цвет получившейся краски определяют, нанеся ее на сухое и чис­тое стекло и дав высохнуть.

При окраске стен и потолков клеевыми красками важно качест­венно выполнить грунтовку поверхностей.

Применяют обычно купоросные грунтовки. Можно использовать грунтовку такого состава: вода — по расходу, мел — 2,5 кг, купорос медный — 125 г, мыло хозяйственное — 250 г, клей столярный — 200 г, олифа натуральная — 30 г.

В эмалированной посуде доводят до кипения 3 л воды и в ней рас­творяют купорос. Отдельно в 2 л воды распускают столярный клей (предварительно замачивают и выдерживают 8—10 ч). Мыло распу­скают в 2 л горячей воды. Мыльный раствор вливают в клеевой и тща­тельно перемешивают. Затем в него понемногу добавляют олифу при энергичном размешивании. И лишь после этого в общий раствор тонкой струйкой (при перемешивании) вливают раствор медного купороса.

В остывшую смесь высыпают мел, все размешивают и доливают воды до объема 10 л. Получившуюся грунтовку процеживают через двойной капроновый чулок. Используют ее в течение суток.

Грунтовку без пропусков втирают жесткой кистью в подготовлен­ную поверхность. После высыхания грунтовки краску можно нано­сить с помощью краскораспылителя (пылесоса) за два прохода.

С ранее окрашенной поверхности старую клеевую краску смывают теплой водой. Затем поверхность грунтуют и окрашивают.

Все работы проводят в закрытом помещении, без сквозняков и же­лательно не в жару.

Масляные краски и эмали применяют, как было сказано, для ок­раски стен и потолков в нежилых помещениях: туалетах, ванных, ду­шах.

Масляные краски продаются двух видов: густотертые и готовые к употреблению. Необходимо знать некоторые особенности маркировки красок.

Известно, что масляные краски на натуральной олифе самые ка­чественные. За ними идут краски на глифталевой и пентаглифтале-вой олифах, далее краски на олифе оксоль, затем на комбинирован­ных олифах.

Готовые к употреблению масляные краски маркируются не по правилам, принятым для всех лакокрасочных материалов (см.прило-жение 10). Например, марка «Краска МА-15, синяя» расшифровыва­ется так: краска масляная, синяя, для наружных работ (цифра 1) на комбинированной олифе (цифра 5). Если первая цифра 2, это означа­ет, что краску применяют только для внутренних работ. Вторая циф­ра говорит об олифе, на которой краска приготовлена: 1 — натураль­ная олифа; 2 — оксоль; 3 — глифталевая; 4 — пентафталевая и 5 — комбинированная олифа. Для обозначения густотертых красок перед первой цифрой добавляется ноль, остальные цифры имеют то же зна­чение, что и для готовых к употреблению красок: вторая обозначает наружные или внутренние работы, третья — сорт олифы, на которой приготовлена краска (например, «Охра МА-011» расшифровывается так: охра густотертая, для внешних работ, на натуральной олифе).

Густотертые краски разбавляют соответствующей олифой до кон­систенции жидкой сметаны. Все краски перед работой процеживают через мелкое сито.

Подготовленные неокрашенные стены (кирпичные, оштукатурен­ные, деревянные и др.) грунтуют два раза олифой, дав первому слою высохнуть. Чтобы получить более качественную окраску, можно грунтовать густотертой краской нужного цвета, разбавленной олифой 1:1. После полного высыхания грунтовки поверхности 2—3 раза кра­сят, причем каждый раз стараются класть тонкий слой краски без пропусков. Каждый слой сушат.

Окрашивание масляными эмалями ничем не отличается от окра­ски обычными масляными красками, только эмали перед употребле­нием и во время работы должны быть нагреты до 50—80 градусов (на­пример, с помощью горячей воды).