Освещение и светильники

Особого внимания требует освещение квартиры. Рациональное устройство электроосвещения квартиры чрезвычайно важно. Оно обеспечивает не только удобство работы по вечерам, но и здоровье и организацию свободного времени. Хорошее вечернее освещение в квартире создает благоприятные условия для всех проходящих бытовых процес­сов — отдыха, игр и занятий с детьми, приготовления и принятия пищи, личной гигиены и любых занятий — чтения, письма, шитья, вязания, рисования и т. д.

Одновременно освещение несет эстети­ческие функции в интерьере жилища. Созданные освещением свет и тень помогают выявить все пластические особенности обстановки, сделать форму и рисунок предметов более выразитель­ными, выделить или смягчить силуэт отдельного изделия, целый уголок комнаты, деталь или элементы отделки и убранства.

Искусственное освещение создает новые условия в решении цветовой композиции интерьера, прежде всего самой системой, которая располагает разными приемами получения концентрированного прямого освещения, полуотраженного, 100    отраженного и рассеянного с более или менее равномерным светораспределе-нием, со скрытыми или открытыми источниками света.

Вечером интерьер выглядит по-иному, цветовые поверхности несколько изменяют    свою    окраску:    теплые    тона светлеют, а холодные темнеют, некоторые цвета меняются не только по светлоте, но и по цвету.

Освещением можно подчеркнуть выгодные в художественном отношении фрагменты композиции и скрыть ее недостатки. Например, можно выделить светом целую группу мебели или отдельный декоративный предмет — скульптуру, картину — лучом света, падающим на красочную ткань ковра или диванной подушки, создать сочный цвет­ной акцент, в зависимости от желания и настроения, изменять впечатление от интерьера и вносить в обычную обстановку разнообразные световые эффекты, оживляющие интерьер. Для решения практических и художест­венных задач пользуются разными видами искусственного освещения: общего, местного и комбинированного, а также разными условиями распределения световых лучей. Общее освещение обеспечивает одинаковую, равномерную освещенность    всей    площади     комнаты, местное дает освещение различных абочих поверхностей и отдельных фрагментов интерьера. Комбинированное освещение объединяет общее и местное.

Приемы освещения непосредственно связаны с эстетическими вкусами и размещением основных бытовых и трудовых процессов, а значит с располо­жением мебели и другого оборудо­вания.

В современных квартирах нового типа с многофункциональными помещениями меблировка производится размещением групп одного назначения по зонам (отдых, принятие пищи, сон, занятия и т. д.). Соответственно зональному распределе­нию решается и освещение той или иной группы. Общий свет в виде центрально расположенного потолочного светиль­ника занимал в комнате определенного назначения главенствующее положение. В современном интерьере многофунк­циональной комнаты общий свет тоже вводится, но только как дополнительный для обеспечения средней видимости. Экономичность и качество бсвещения в большой степени зависят от свето-распределения светильников. Светильни­ком в электротехнике называется лампа (источник света) с осветительной арматурой, т. е. устройством для подведения тока, перераспределения потока света лампы, ограничения действия и защиты лампы от воздействия среды. По распределению световых лучей различают и светильники: П — прямого света; ПП — преимущественно прямого света; Р — рассеянного света; ПО — преимущественно отраженного света; О — отраженного света; РР — равномерно рассеянного света. Равномерно рассеянным освещением, в том числе из скрытых источников света, можно объединить все помещения, иллюзорно сделать его выше и просторнее. Центральное расположение потолочного светильника с прямым или преимущественно прямым светораспределением не только объединит, но как бы свяжет весь объем и зрительно его уменьшит.

Форму и конструкцию приборов выбирают в соответствии с практическими и эстетическими требованиями освещенности. Для прямого светораспре-деления, в зависимости от размещения и типа светильника, его материала и конструкции, устанавливается телесный угол абажура-отражателя: при прямом концентрированном свете — не более 40°, при среднем — не более 50° и широком — не менее 60°. Для получения наиболее высокого коэффициента отражения или прямой направленности света применяют непросвечивающиеся отражатели с внутренним белым покрытием.

Равномерность и мягкость рассеянного светораспределения создают рассеивате-ли из молочного или опалового свето­технического оргстекла и осветительные приборы с молочной колбой, иногда в сетке из непрозрачной цветной планки или молочные цилиндры. Подбирая материал и форму абажура-рассеивателя, получают не только равномерно рассеянный свет, имеющий преимущественно прямое или преимущественно отраженное свето-распределение.

Как известно, каждый светильник состоит из источника света, арматуры и электроустановочных изделий. Детали арматуры, предназначенные для перераспределения светового потока, абажур и колонки, рассеиватели, затемнители и отражатели вместе с источниками света — лампами — составляют светооптическую часть светильника. Она-то и является главным в светильнике, так как именно ею обеспечивается качество освещения интерьера.

В современном строительстве намечаетсяотказ от расположения светильника поцентру потолка. Это в большой степенисвязано с многофункциональностью комнат современной квартиры и стремлением получить наиболее гибкое планировочное решение интерьера. При этом обычный стационарный потолочный светильник-люстру часто заменяет подвес или группа переносных подвесов и передвижные напольные торшеры или настенные консольные бра. Номенклатуру современных светильников составляют:

потолочные: подвесы на 1—3 и более ламп; разного типа плафоны; много­ламповые люстры; настенные: бра на 1—3 лампы; ночники; консольные светильники и светильники локализованного освещения; настольные: настольная лампа на письменном столе и рабочем, ночники; большие настольные лампы в группе отдыха; лампы на струбцине; напольные светильники: торшеры одно-и многоламповые, комбинированные со столиком.

Сейчас   все   больше   входят   в   практику современного строительства светящиеся поверхности, потолки и стены, создающие особые    условия    мягкого    рассеянного, равномерного или локализованного освещения. При скрытых источниках получают отраженное освещение преимущественно прямого или рассеянно­го света. Отраженные лучи направляются соответствующей конструкцией на потолок или поверхности стены, в верхнюю или в нижнюю полусферу. Каждый тип светильника может иметь то или другое светораспределение и применяться для разных целей. Наполь­ный светильник-торшер может давать равномерно рассеянный свет, прямое освещение поверхности рабочего, обеденного столов и рассеянный свет в группе отдыха.

Бытовые светильники, их применение и размещение в интерьере. Чтобы обеспечить обязательный для всех помещений общий свет, в основном применяются стационарные потолочные или настенные светильники: в жилых комнатах — люстры, подвесы и подвесные плафоны, во вспомогательных помещениях — потолочные плафоны, подвесы и бра.

Светильник общего света в небольшой комнате рассчитывается для полного равномерного освещения ее площади. Наиболее распространенным типом потолочного прибора для современной квартиры является подвес; легкий и изящный, он масштабен интерьеру, а цветом и красотой формы может внести в него своеобразный художественный эффект. В новых квартирах с небольшими объемами комнат подвесы в 2—3 лампы применяют для общего освещения во всех жилых помещениях квартиры. В интерьере общей комнаты хорошо смотрится подвес из трех-двух приборов над обеденным столом, стоящим в углу комнаты или у стены. В этом случае может быть одновременно    применен    второй светильник, но совершенно иного типа в другом месте комнаты, например, в зоне отдыха. Необходимо выбрать соответствующие цвета и формы этих светильников. Наиболее рационально и экономично в квартире применение комбинированного освещения, цель которого обеспечить одним, стационарно установленным прибором выполнение двух или нескольких функций, т. е. уменьшить количество световых точек. В этих же помещениях применяются для общего света и некоторые типы подвесных плафонов.

Плафоны — это вмонтированный в пото­лок одноэлементный прибор. В бытовом освещении соответственно конструкции перекрытия применяют и подвесные плафоны, находящиеся не в плоскости потолка, а более или менее плотно прилегающие к нему. Одноламповые плафоны служат для освещения вспомогательных помещений: передних, кухонь и гардеробных, имеющих дополнительное рабочее освещение, а также для коридоров, санузлов, ванных, шлюзов, тамбуров и т. п.

Легкие современные бытовые люстры отличаются от старых высотой и разме­рами, конструктивным и художественным решением формы.   Часто люстру заменяет группа подвесков, соединенных в основании или висящих отдельно. Потолочные светильники общего света — люстры или подвесы, дающие отраженный свет, требуют большей мощности, чем светильники равномерно рассеянного или прямого светораспределения. Но хотя отраженным светораспределением снижается экономичность установки, гигиенические качества освещения улучшаются, уменьшается ослепленность и мягче становятся все тени.

Светильник с концентрацией прямого света рекомендуется применять для освещения горизонтальных поверхностей, обеденного или рабочего стола. Поэтому для общего освещения жилища берут светильники широкого и равномер­ного светораспределения. Для местного, рабочего освещения лучшими будут светильники прямого, концентрированного и среднего светораспределения,а именно: настоль­ные лампы, подвесы с регулируемой высотой или настенные светильники с шарнирами на длинных, повора­чивающихся кронштейнах, и торшеры.

Современные конструкции с введением шарнирных соединений и длинных штанг создали широкое поле для применения этих приборов.

Настенные бра в зависимости от абажура, его формы и степени прозрач­ности могут давать свет прямого, отраженного и рассеянного распределе­ния. Изготовляют абажуры для настенных светильников из светотехнической бумаги, пластмассовой пленки, лакоткани и лакостеклоткани. Прибор местного освещения участвует в оборудовании места одного определенного назначения и непосредственно связан с соответствую­щей группой мебели. Его используют и как прибор общего света тогда, когда это место хотят выделить как главное в помещении. Так, например, в общей комнате можно использовать для общего света светильник, входящий в группу оборудования места отдыха. По форме это может быть потолочный прибор, люстра или низко опущенный подвес, но может быть и торшер и большая настольная лампа или парное бра.

В организации интерьера значительную роль играет расположение потолочного светильника, так как, выделяя основные группы мебели и фиксируя главные элементы композиции, стационарно расположенные светильники подчеркивают схему ее построения. Стремление к экономии площади проявляется в замене отдельно стоящих настольных светильников стационарно устанавливаемыми подвесными бра и подвесками.  К таким приборам относятся настольная лампа или ночник, которые струбциной или иным способом могут быть укреплены на мебели. Простейшим видом такого прибора является одноэлементная лампочка с зажимом. Ответственной задачей в решении настольного прибора, которым пользуются главным образом во время работы,    является    обеспечение    защиты глаз от ослепленности, блескости лампы. Достигается оно введением защитного затенителя из соответствующего свето­технического материала и выбором правильной высоты и наклона лампы. Кроме рабочего светильника для занятий, имеется потребность в большом и высоком настольном или напольном приборе для уголка отдыха — гостиной в общей комнате. Эти светильники требуют повышенного качества декоративного оформления, разнообразия форм, размеров и материалов. К настольным лампам относятся и небольшие одноламповые ночники высотой от 15 до 25 см с колпаками-затемнителями или рассеивателями. Бытовой торшер — одноэлементный или многоэлементный передвижной светильник. Стойка его соединена со столиком. Стойка может быть сделана из дерева или металла, а основание — из чугуна. Торшер первоначально служил только для местного освещения и устанавливался в группе отдыха у дивана, кресла или возле низкого «журнального» столика. Гибкие стержни и шарниры позволяют изменить по желанию направленность светового потока, а новые светотехни­ческие материалы позволяют получить с помощью шарнира равномерно рассеянное общее освещение. Торшер может с успехом участвовать в установке комбинированного освещения интерьера. В интерьере он создает определенный эстетический акцент, подчеркивая и выделяя группы низкой, мягкой мебели.

В последние 15 лет широкое применение в освещении, особенно производственных помещений и интерьеров общественных зданий, получили более экономичные люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы отличаются друг от друга не только мощностью, но и цветностью. Отечественная промышлен­ность выпускает следующий ассортимент: 1) лампы дневного света; 2) лампы холодно-белого света, имеющие лучшие рекомендации для внедрения в культурно-бытовое и административно-общественное  осве­щение; 3) лампы белого света, наиболее распространенные в настоящее время, имеют желтоватый тон свечения; 4) лампы тепло-белого света, имеющие розоватый оттенок и хорошо соединя­ющиеся с лампами накаливания. Люминесцентные лампы при тех же затратах электроэнергии дают в 2—3 раза больше света и лучшего качества. Однако по ряду причин люминесцентные лампы еще не заняли большого места в освеще­нии жилых зданий массового строитель­ства в целом, но иногда применяются в общих, в спальных комнатах и в кухнях.

Применяют их большей частью в форме различного типа скрытого освещения — подсветов из-за карниза или шторы, за специальной полочкой и т. д. Цвета окраски несколько изменяются соответственно цветности люминесцент­ных ламп.

Как лучше поставить лампу, когда работаешь или читаешь! Полезно запомнить некоторые рекомендации по распо­ложению светильника во время работы. Во время письменной работы за столом следует настольную лампу поставить слева от работающего так, чтобы между центром лампы и бумаги было примерно 38 см, учитывая при этом, что лампа стоит в глубине стола на 30 см от края, а высота до абажура 38 см. Настен­ный светильник над письменным столом может быть на расстоянии 43—45 см от края стола. Для равномерного освещения в этом случае хорошо поставить два бра на расстоянии 75—76 см один от другого. Высота абажура настенного светильника от стола остается 38 и 40 см. При установке над столом полочки, закрывающей спрятанную за ней люминесцентную лампу, высоту оставляют 38—45,7 см, а глубину от края стола 30 см.

Работающему на швейной или вязальной машине светильник нужно установить на расстоянии 30 см от машины и сзади нее на 15—18 см. Высота светильника в этом случае 35—36 см от поверхности стола. Вышивальщице или занимающейся шитьем также надо установить светильник так, чтобы он падал сзади и слева в 38—40 см от сидящего в кресле или на стуле. Высота светильника от уровня пола принята 119—120 см. При работе за станком (домашнее столярничанье и другие работы) светильник (лучше люминесцентный) следует установить на высоту 120—121 см над поверхностью стола. То же расстояние по высоте рекомендуется принять для освещения при глаженьи или стирке. В кухне рабочее освещение мойки и стола для приготовления пищи делается под висящими шкафчиками, если люминесцентные лампы, защищенные полкой,  высота установки  от  пола  125— 150 см.

При чтении, сидя в кресле, нужно лампу (торшер или настольную) установить слева так, чтобы источник света хорошо освещал книгу и находился сзади читающего слева от книги на 30 и на 66 см от ее центра, абажур торшера должен быть на высоте 123—125 см от пола, при настольной лампе центр книги с левой стороны должен быть на расстоянии в 51  см, а перед ней — 40, в данном случае высота лампы 37,5;—42,5 см; ось лампы примерно на оси сиденья, а торшер всегда несколько сзади кресла. При чтении полулежа удобнее всего поставить лампу на 55—56 см слева от центра книги и на 40,5 за ней. Книга всегда должна быть перед лампой. Если это настенный светильник, расстояние до книги будет больше — до 66, а высота от пола * 122 см. У постели настенный ночник устанавлива­ют на высоту (от уровня постели) 70 см и выше. При установке светильника, служащего главным образом для чтения, следует помнить, что оптимальным 108    расстоянием книги от глаза будет 65 при том, что книга должна быть ниже уровня глаз на 37,5 см.

Место отдыха должно быть освещено равномерно рассеянным светом. Для этой цели хорошо использовать скрытые источники света, спрятанные за карнизами под самым потолком, за багетом занаве­сей или специальными полочками. Такое освещение даст общий свет. Параллельно может быть сделано и местное освещение группы отдыха —  торшером или подвеса­ми, парными бра или большой настольной лампой. Дополнительное освещение у телевизора лучше всего сделать малопросвечивающимся материалом в виде небольшого экрана или декоративного предмета. Переносное освещение места отдыха осуществляется обычно настольной лампой или торшером с гибким стержнем и несколькими лампами. Самое ценное качество этого прибора — возможность менять форму и создавать различные световые эффекты. В системе комбинированного освещения торшер наряду с бра на шарнирах и подвижном кронштейне может быть основным источником общего света и главным декоративным элементом интерьера. При этом потолочного освещения может и совсем не быть.

Обеденный стол хорошо осветить подве­сом с регулируемой высотой, тогда столом можно пользоваться для разных занятий и чтения. Еще более комфорта­бельны светильники, перемещающиеся по вертикали и горизонтали. Если стол расположен у стены, хорошо поставить настенный светильник, особен­но бра на относительно длинном кронштейне.

Общая рекомендация по приему освещения квартиры сводится к предложению широкого применения комбинированного освещения группой приборов и выбора простых форм, отделки легкой, изящной с высоким светотехническим качеством материалов и цветового согласования с расцветкой других элементов интерьера. Размещение светильников и элементов электропроводки. Основными требованиями электрооборудования являются: экономичность приемов освещения, удобство пользования и индустриальность проведения электро­монтажных работ, непосредственно связанная с размещением световых точек и электроустановочных изделий. В бытовом освещении, где особенно важно соответствие размещения электрооборудования размещению мебели, возникает затруднение в том, что меблировка не может быть точно определена. Между тем, перспективное строительство предлагает и более совершенные  архитектурно-планировоч­ные решения с разным распределением одной и той же площади квартир и свободные планировки, с трансформацией площадей уже в процессе эксплуатации жилого дома.

Эти обстоятельства вызывают особые условия и требования к проводке. Практика показывает, что большим недостатком электрооборудования является недостаточное внимание к чистоте контактов (установки розеток, подвесных ламп, коробок выключателей и штепселей   и  т.  д.).   К  тому  же  еще   не всегда и не везде требуется установка потолочного светильника по центру комнаты или высоте штепсельной розетки в 80 или 90 см.

Существует три основных приема скрытой  электропроводки:  несменяемые проводки с закладкой специальных проводов под штукатурку; закладка проводов в прокатные панели в процессе изготовления последних на заводе; возможность сменяемости проводки, закладка проводов происходит в каналы, специально изготовляемые в строительных элементах здания по данным трассам электропроводки. По наиболее экономичной системе квартирной электропроводки сеть освещения проходит в перекрытии или в полу этажа, и выпуски для потолочных светильников выводятся в нижележащий этаж. Группа проводов для установки светильников местного освещения, т.   е. для штепсельных розеток, проходит под плинтусом комнат и подводится к розеткам этого же этажа. Для светильни­ков общего освещения иногда применяются потолочные выключатели, имеющие вид грузка на шнуре, поме­щенные у входных дверей комнат на высоте примерно 150—160 см от пола. Выключатели светильников местного освещения монтируются вместе со светильниками.

Проводка под плинтусом удобна тем, что на нее не влияет устройство дверных проемов. Розетка при этом устанавли­вается на высоту 30—35 см от пола или даже непосредственно над плинтусом. Кроме экономии, такая проводка дает и значительный художественный эффект, так как освобождает поверхность стены. Особенно удобно низкое расположение штепселя возле спального места, у столиков для радио и телевизора, торшеров и т. п.

Если мебель располагается группами по периметру комнаты, следовательно, по периметру помещения должны быть размещены и светильники для освещения той или иной группы. В жилых комнатах, площадь которых меньше 10 и не более 12 м2, надо ставить две штепсельных розетки в противоположных углах комнаты, отступая примерно на 40—50 см от угла. В жилых комнатах, площадь которых больше 12 м2, следует установить три штепсельных розетки в трех разных углах комнаты, также отступая на 40—50 см от угла. При этом одну из штепсельных розеток в комнате следует делать двухгнездовой.