ОТДЕЛКА И УБРАНСТВО |
В отделке, меблировке и убранстве современной квартиры очень большую роль играет цвет. Это можно объяснить тем, что помимо художественно-декоративных качеств, цвет обладает также рядом свойств сугубо практического значения. Здесь прежде всего следует иметь в виду психологическое воздействие цвета на человека, которое бывает очень разнообразно. Так, например, красный цвет вызывает ощущение тепла, кратковременный прилив энергии, но быстро утомляет. Желтый цвет создает приподнятое настроение, а зеленый действует освежающе и успокаивающе. Очевидно, последнее вызвано тем, что человеческое зрение за миллионны лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету — цвету окружающей растительности. Поэтому и сегодня зеленый цвет — самый благоприятный для человека. Голубой цвет действует на нервную систему успокаивающе, даже сильнее зеленого, и т. д. Следует сказать, что эти объективные критерии воздействия цвета на человека многократно подтверждены опытами. Под воздействием того или иного цвета у нас может возникать чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться работоспособность и т. д. Под воздействием цвета один и тот же предмет может производить на нас впечатление легкого или тяжелого, теплого или холодного. Наконец, что очень важно для интерьера квартиры, цвет изменяет наше впечатление о величине помещения, которое может казаться нам более просторным или более тесным. Необходимо также помнить о способности цвета по-разному отражать падающий на цветовую поверхность свет (так называемый коэффициент отражения), что имеет важное значение для освещенности помещений. Вот почему сделать свое жилище приятным и уютным вы можете только при условии правильного использования свойств цвета. Понятно, что, используя те или иные его свойства, не следует забывать и о своих личных вкусах, любимых цветах и их сочетаниях. Все, что мы видим вокруг себя, имеет тот или другой цвет, причем эти цвета чрезвычайно разнообразны. Как же разобраться в таком изобилии цветов и их оттенков? Из всего многообразия цветов, которые мы наблюдаем вокруг нас, основным являются семь цветов. К ним относятся — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эту группу цветов и их оттенков называют хроматическими. Вторую группу цветов, не входящих в состав спектра, составляют белый, серый и черный, которые называются ахроматическими. Другие цвета и оттенки можно получить, смешивая между собой некоторые основные цвета или добавляя к ним белую или черную краски. Так, например, если красную краску смешать с фиолетовой, мы получим пурпуровую и т. д. Если же к красной добавить белую, мы получим розовую, а добавляя к основным цветам черную, можно из красной получить бордо, из оранжевой — коричневую и т. д. Различные цвета и оттенки, напоминающие нам о цвете солнца, пламени или раскаленном металле, принято условно называть «теплыми». Это — красный, оранжевый, желтый, а также другие цвета, имеющие их оттенки (желтовато-зеленый), красновато-коричневый и т. д. «Холодными» обычно называют цвета, связанные с нашими представлениями о цвете неба, воды или льда. К ним относятся синий, голубой, голубовато-зеленый, фиолетовый с оттенком синего и др. Теперь следует сказать о практической возможности использовать те или иные свойства цвета при решении интерьера жилища. Для того чтобы помещение с окнами, выходящими на северную часть горизонта, казалось светлее и солнечней, целесообразно использовать для его окраски теплые цвета — золотисто-желтые, светло-оранжевые, желтовато-зеленые. Для отделки помещений с окнами, выходящими на юг, лучше использовать холодные цвета и их оттенки — голубые, зеленовато-голубые и др. В южных районах страны, где всегда много яркого солнечного света, следует применять более темные цвета, способные поглощать избыток световых лучей,— синий, темно-голубой, терракотовый. В отделке помещения с недостаточным естественным освещением необходимо использовать светлые, теплые цвета, исходя из того, что белый, а также светлые цвета, такие, как оранжево-желтый, желтый, серый, зеленовато-желтый, зеленый и голубой, в 1,5—2,5 раза больше отражают солнечного света, чем другие цвета. Использование именно этих цветов будет способствовать лучшей освещенности помещений. Мы уже отмечали способность цвета изменять наше впечатление о величине помещения. Действительно, если комнату окрасить в теплый цвет — желтый, оранжевый или красный — будет создаваться впечатление, что комната стала меньше. Это объясняется еще одним свойством указанных цветов — как бы приближаться к зрителю, выступать вперед. Наоборот, холодные цвета, такие, как голубой, светло-зеленый и фиолетовый и их оттенки, зрительно удаляются от нас, как бы отступают назад. Поэтому помещение, окрашенное в светлые холодные цвета, кажется всегда более просторным. Использовать эти свойства цвета можно и для исправления неудачных пропорций помещения. Например, если в длинной и узкой комнате торцовые стены окрасить в теплые цвета (красный, оранжевый), а продольные — в холодные (зеленовато-голубой, серый) будет создаваться ощущение, что комната стала шире и короче. С помощью соответствующей окраски можно достигнуть и кажущегося увеличения или уменьшения высоты помещения. Так, если в очень высокой комнате потолок окрасить теплым цветом, а стены холодным, она будет казаться ниже, и, наоборот низкая комната будет производить впечатление более высокой, если потолок окрасить в белый или светлый холодный цвет, а стены в тот же, но более насыщенный. Используя в интерьере тот или иной цвет, следует иметь в виду, что наиболее благотворно воздействуют на нервную систему человека желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые и серебристо-серые цвета. Поэтому именно их целесообразно применять в цветовом решении интерьера в качестве главных, доминирующих. Следует помнить также, что красный, фиолетовый и синий цвета возбуждают нервную систему, утомляют зрение. Исходя из этого, применять их в интерьере следует осторожно, используя лишь для отделки небольших плоскостей и отдельных предметов. Мы рассказали о некоторых свойствах цветов и практическом их использовании в отделке в зависимости от размеров и высоты помещения, его ориентации по странам света и т. д. Однако этим не исчерпываются многочисленные проблемы, которые могут возникнуть при общем цветовом решении интерьера квартиры, т. е. при выборе цветовых сочетаний и отделке стен, предметов меблировки и убранства. Какие же могут быть цветовые сочетания в интерьере квартиры и как их выбрать? В интерьере жилища можно использовать самые разнообразные гармоничные цветовые сочетания в зависимости от назначения помещения и ряда других факторов, а также, конечно, от вкусов живущих в квартире людей. Можно указать на два основных приема создания цветовой гармонии интерьера жилища. Первый из них заключается в создании гармоничных сочетаний оттенков одного или нескольких близких цветов. В этом случае цветовая гармония строится на нюансных соотношениях светлоты и насыщенности одного, например синего, цвета или дв'ух близких цветов, например желтого и зеленого, желтого и оранжевого, зеленовато-голубого и зеленовато-желтого и т. д. Если вы будете использовать этот прием при цветовом решении интерьера вашей квартиры, следует большие поверхности помещений, такие, как стены и потолки, окрашивать в светлые тона, а для находящихся в комнате мебели, декоративных тканей можно выбрать более насыщенный цвет. Это не означает, конечно, что в интерьере совсем не будут присутствовать другие цвета и их оттенки. Отдельные небольшие предметы обстановки или убранства (журнальный столик, изделия из керамики, диванные подушки и т. д.) могут быть другого цвета. Эти предметы внесут в интерьер яркие цветовые «пятна», не нарушая общей спокойной нюансной гармонии его доминирующего цвета. Нужно помнить, что в интерьере нельзя допускать монотонности и однообразия — здесь необходимы хотя бы незначительные контрасты, так как их отсутствие также утомляет нас, как и злоупотребление большим количеством насыщенных цветов и наличием резких контрастов. При цветовом решении интерьера следует иметь в виду также, что ахроматические цвета, т. е. белый, серый и черный, хорошо сочетаются со всеми хроматическими цветами — синим, зеленым, желтым и др. Поэтому их можно успешно применять при решении самых разнообразных цветовых гармоний. Как же практически решить интерьер, используя нюансные сочетания близких оттенков и цветов? Проследим это на нескольких примерах. Допустим, что вы решили построить интерьер на различных оттенках одного и того же цвета, например синего. В этом случае стены могут быть светло-голубого цвета, а диван и кресла синего. Декоративную ткань на окна можно выбрать в цвет стены или белую с легким рисунком синего тона, а ковер на полу — светло-серого цвета. Отдельные предметы убранства, например подушка на диване или керамическая ваза на журнальном столике, могут быть контрастными, например желтыми. Или другой из возможных вариантов: стены зеленовато-серые, диван светло-зеленый, ковер того же, но более насыщенного цвета, декоративная ткань на окне в тон дивана с рисунком желтого цвета, кресло и подушка на диване желтые. Этот же интерьер можно решить и на основе нюансной гармонии двух близких цветов и их оттенков. Так, например, одним из многих возможных вариантов такого решения интерьера может быть и такой: стены светло-желтые, диван желто-оранжевый, ковер серовато-голубой, декоративная ткань на окне белая с жёлтым рисунком, кресло фиолетовое, а подушка на диване черная. Прием гармоничных сочетаний оттенков одного или двух близких цветов наиболее часто используется в интерьере жилища. Это и понятно, поскольку мягкие, нюансные сочетания близких цветов и их оттенков и отсутствие резких контрастов создают спокойную обстановку и наиболее благоприятные условия для отдыха и занятий. Второй прием решения цветовой гармонии интерьера, в отличие от первого, заключается в сочетании взаимно контрастных или, как их еще называют, дополнительных цветов. Какие же это цвета? Их может быть много, но основными из них являются следующие пары: желтый и синий; красный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желто-зеленый и фиолетовый; пурпурный и зеленый. В качестве одного из примеров контрастных цветовых сочетаний в интерьере можно привести следующее решение: стены в комнате окрашены в голубовато-зеленый цвет, а ковер имеет красный цвет. Обивка для мебели выбрана желтого, а декоративная ткань на окне белого цвета с голубым рисунком. Такой прием контрастных сочетаний используется обычно для решения интерьера не всей квартиры, а только ее отдельных помещений, так как такое цветовое решение будет утомлять и быстро надоест. Таким образом, в интерьере квартиры вы можете использовать не один, а два приема цветового решения — нюансный и контрастный. Так, например, интерьер детской комнаты вы можете построить на контрастных сочетаниях светло-красного, голубого и желтого цветов. Эти чистые яркие цвета особенно любят дети. Здесь для пола или ковра на полу можно выбрать светло-красный цвет, для мебели — голубой, а для окраски стен—светло-желтый. Цветовую гамму общей комнаты и спальни вы можете, наоборот, решить в мягких, спокойных тонах— золотисто-желтом, серебристо-сером, светло-оранжевом, а для кухни выбрать светло-голубой цвет для стен, с которым хорошо будет сочетаться кухонная мебель, окрашенная в светло-желтый цвет холодного оттенка. Кроме того, нюансные и контрастные сочетания цветов можно использовать и в интерьере одной, предположим, общей комнаты квартиры. Если, например, решить весь интерьер комнаты на нюансных соотношениях желтого и коричневого цветов, то, для того чтобы выделить уголок отдыха, сделать его особенно живописным, следует применить контрастные сочетания цветов, допустим голубого для дивана и оранжевого для кресла. Наконец, очень интересно можно решить интерьер, используя в качестве основных ахроматические цвета, т. е. белый, серый и черный. Например, стены комнаты вы можете окрасить в очень светлый серый цвет, ковер выбрать серого цвета с черным, а для обивки дивана и кресел использовать ткань черного цвета. Декоративную ткань и некоторые предметы убранства в этом случае нужно выбрать белыми в сочетании с яркими, насыщенными цветами — желтым и др. Выбирая цвет для отделки стен, следует учитывать и цвет дверей. В большинстве случаев двери в квартире окрашивают в белый цвет. На цветном фоне стены они выглядят довольно резко, особенно в комнатах, в которые выходят несколько дверей. Этого можно избежать, применив в отделке дверей цвет, согласованный с цветовым решением стен. В этом случае можно рекомендовать несколько вариантов окраски дверей. Так, двери можно окрасить в тот же цвет, что и стены. Окрашенные таким образом двери не будут выделяться на общем фоне стены. Если для стен выбран светлый цвет, двери можно окрасить в тот же, но более насыщенный цвет. При насыщенном цвете стен двери могут быть того же, но более светлого тона. Наконец, не исключена возможность окраски дверей и стен в контрастные цвета, например в желтый и голубой. В этом случае нужно особенно внимательно подойти к выбору их сочетаний, чтобы не нарушить общую цветовую гамму интерьера случайным цветовым «пятном» двери. Эти же цветовые приемы отделки можно применить и для дверей встроенных шкафов, имеющихся в квартире. При отделке квартиры можно использовать различные виды отделочных материалов. Клеевые краски, состоящие из порошка сухих красок (пигмент), раствора животного (столярного) клея и молотого мела, следует применять для отделки стен в помещениях, не имеющих повышенной влажности — общие комнаты, спальни, детские и др. Масляные краски, сухие краски (пигменты), размешанные на олифе (натуральной, полунатуральной ок-соль или искусственной) выпускаются промышленностью в виде пасты, которую нужно разводить на олифе, или готовых к употреблению составов. Масляные краски целесообразно использовать для окраски стен помещений с повышенной влажностью (ванная комната, кухня), а также столярных изделий (окна, двери), полов, подоконников и т. д. Эмалевые краски приготавливают из сухих пигментов, растертых на масляных лаках. После высыхания эти краски дают ровную, гладкую, красивую глянцевую поверхность. Эмалевые краски целесообразно использовать для окраски кухонной и встроенной мебели, дверных полотен, оконных переплетов. Бутадиен-стирольные и водно-эмульсионные синтетические краски влагостойкие, непачкающие, долговечные и красивые могут быть использованы для окраски стен кухонь, санузлов, общих комнат. Обои предназначены для отделки стен и потолков помещений квартиры. В зависимости от цвета бумаги, текстуры, числа наносимых на нее красок и ряда других признаков обои делятся на несколько видов. Негрунтованные обои печатаются на бумаге без предварительного покрытия ее слоем краски (без грунта). Эти обои недолговечны вследствие того, что часть бумаги, не покрытая краской, под воздействием света довольно быстро желтеет, и обои меняют цвет. Целесообразно использовать их для оклейки стен помещений в индивидуальном доме с печным отоплением, где они требуют довольно частой замены (а это позволяет их невысокая стоимость), в помещениях, не имеющих прямого естественного освещения или освещенных вторым светом (кладовые, коридоры и др.). Грунтованные обои печатаются на бумаге, предварительно покрытой грунтом. Срок службы этих обоев более продолжителен, чем негрунтованных, однако стоимость их значительно выше. Грунтованные обои находят широкое применение в отделке жилых комнат, передних, коридоров. Так называемые однопроцессовые обои, в которых грунт наносится на бумагу одновременно с печатью рисунка,* по внешнему виду и качеству очень похожи на грунтованные обои, однако стоимость их немного ниже. Тисненые обои вырабатываются из плотной загрунтованной бумаги, на которую наносится рисунок масляными красками с одновременным тиснением. Эти обои долговечны, но стоимость их выше, чем грунтованных. Фоновые обои имеют цветной грунт без рисунка или белый для потолков. Влагопрочные обои, или моющиеся, являются новым отделочным материалом, в состав краски которого входит эмульсия из синтетических смол. Многокрасочные грунтованные влагопрочные обои выпускаются как печатные, так и тисненые, матовые и лакированные. Эти обои долговечны, их можно мыть теплой мыльной водой. Влагопрочные обои можно рекомендовать для передних, кухонь, встроенных шкафов и т. д. Линкруст — рулонный материал, состоящий из бумажной подосновы, покрытой слоем пластической массы, обладает значительной прочностью, водостойкостью. Выпускается с гладкой или рельефной лицевой поверхностью различных расцветок. Линкруст можно использовать для оклейки жилых комнат, хотя обычно он используется в отделке общественных зданий, железнодорожных вагонов и т. д. Поливинилхлоридные пленки — новый синтетический рулонный материал различных видов. Рекомендуется для отделки стен в санузлах, встроенной мебели. Полистирольные плитки изготовляют из пластической массы. Плитки стойки к воздействию холодной и горячей воды и слабых растворов кислот и щелочей. Выпускаются квадратной формы размером 10X10 см и 15X15 см и разнообразной расцветки — черные, белые, желтые, зеленые, голубые и др. Рекомендуются для облицовки стен ванных комнат. Плитки керамические имеют гладкую, глазурованную поверхность. Наиболее распространены плитки белого цвета. Выпускаются квадратной формы (15X15 и 10Х Х10 см) и прямоугольной (15X10 и 15X1,5 см). Применяются для облицовки стен ванной комнаты и участков стен над кухонным оборудованием. Плитки керамические, или так называемые метлахские (для полов), изготовляют с гладкой, шероховатой или тисненой лицевой поверхностью разного цвета. Плитки выпускают квадратной, шестигранной и восьмигранной формы. Размер плиток 15X15 см, 10X10 см и т. д. Применяются они для отделки полов в санитарных узлах. Древесноволокнистые плиты (твердые, офактуренные водостойкими эмалями) производятся с применением синтетических смол; используются для облицовки ванных комнат, стены над рабочим оборудованием кухни. Для стен жилых комнат наиболее распространенным и экономичным видом отделки является оклейка обоями или окраска клеевыми красками. При этом следует иметь в виду, что клеевая окраска наряду с хорошими декоративными качествами обладает и известными недостатками. Они заключаются в том, что ее шероховатая поверхность не имеет достаточной прочности и довольно быстро загрязняется. При соприкосновении с мебелью, постельными принадлежностями и т, п. на окрашенной стене могут остаться некрасивые пятна или полосы, устранить которые значительно сложней, чем заменить испачканный кусок обоев новым. Кроме того, отделка клеевыми красками требует больших затрат времени и средств, чем оклейка обоями. В кухне наиболее целесообразно применить для отделки стен масляную краску или моющиеся обои (злаго-прочные), а для передней и коридоров предпочтительней моющиеся обои. В ванной комнате Для отделки стен лучше всего использовать глазурованную керамическую плитку или древесноволокнистые эмалированные плиты, красивые и прочные. Выбирая цвет и рисунок обоев или цвет окраски для отделки стен и потолка помещения, нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, следует помнить, что стены в большинстве случаев должны являться только фоном для находящейся в комнате мебели, декоративных тканей, картин и т. д. На таком нейтральном фоне стен все эти предметы будут выглядеть более выразительно. Если же для отделки стен использовать обои с крупным ярким рисунком или такого же характера накат или трафарет при окраске, то это может создать в интерьере зрительное беспокойство. От характера и трактовки стен зависит выбор декоративных тканей, ковров, картин и т. д. Спокойный фон придает предметам убранства большую выразительность. При отделке комнаты важно также учитывать ее размеры, т. е. площадь и высоту. Так, например, для небольших комнат площадью 9—12 м2 целесообразно выбрать светлые обои с мелким, неярким рисунком типа «сетка» или фоновые. Это как бы расширит небольшую комнату, сделает ее просторней. Если комната имеет площадь 15—20 м2, для ее отделки можно использовать обои и с более крупным рисунком, хотя и в этом случае рисунок не должен быть ярким и контрастным, а выдержанным в близких по тону расцветках. При этом, в зависимости от освещенности, обои для больших комнат можно выбрать как светлых, так и насыщенных тонов. В комнатах высотой 2,5—2,7 м для зрительного увеличения их высоты обои (или окраску) нужно начинать на расстоянии 4—5 см от потолка. Значительно лучше довести обои непосредственно до потолка. Особенно желательно это сделать в комнатах, оборудованных встроенными шкафами, а также в мансардных помещениях. Однако следует иметь в виду, что сделать это значительно сложней, так как добиться четкого и ровного сопряжения потолка и обоев довольно трудно. Бордюр, обычно заканчивающий обои под потолком (окантовка обоев), должен быть узким, шириной около Бордюры имеют ширину до 50 см и состоят из одинаковых многополосных рисунков. Поэтому их легко разрезать на несколько нужных вам узких полос. Впрочем возможно оканчивать оклейку обоями «под обрез», без бордюра. Для обоев однотонных и типа «сетка» рисунок бордюра можно выбрать также однотонным, но более яркого цвета. Например, золотисто-желтые обои могут быть окантованы вверху узким бордюром светло-коричневого цвета. Если обои имеют мелкий или средний рисунок, цвет бордюра может быть выбран того цвета, что и фон обоев. Для окантовки обоев вместо бордюра можно использовать также багет — деревянную рейку шириной 2—3 см, которую вы можете окрасить масляной краской внужный цвет или, тщательно обработав и проморив, покрыть бесцветным лаком. Следует сказать несколько слов о зрительном восприятии габаритов и пропорций помещений в зависимости от приемов отделки стен и потолка. Так, обои с четко выраженным вертикальным рисунком в сочетании с оконными занавесями, доходящими до пола, создают общую вертикальную композицию, способствующую зрительному увеличению высоты комнаты. И наоборот, обои с узором, расположенным горизонтально, совместно с короткими занавесями шириной в оконный проем способствуют тому, что комната кажется ниже и шире. При использовании обоев различного по размеру рисунка комната с мелким рисунком кажется более просторной. В узком и длинном помещении, а также в комнате с большой высотой потолка одну треть стены от потолка оставляют белой. Желательно в таких случаях начинать окраску от верхнего наличника двери. В этом случае потолок будет казаться ниже; пропорции комнаты улучшаются. Что касается потолков, то их обычно принято белить. Однако и белый цвет потолка целесообразно согласовать с цветом отделки, придавая ему теплый или холодный оттенок, используя для подцветки синюю или желтую краски. Возможен также вариант окраски или оклейки обоями потолка и стен в один и тот же цвет. Это создаст определенный художественный эффект. До сих пор мы говорили, по существу, об однотонной отделке стен. Однако совсем не обязательно применять только такую отделку. Возможен и другой художественный прием, предусматривающий комбинированную отделку, т. е. отделку с использованием не одного, а нескольких цветов или рисунков. Например, в общей комнате одну из стен (торцовую или алькова) можно оклеить узорчатыми обоями, а три другие — однотонными, гладкими. В этом случае для хорошего цветового сочетания цвет гладких обоев должен соответствовать цвету основного фона рисуночных обоев. Таким же образом можно оклеить узорчатыми обоями две смежные стены, а две другие — однотонными. Возможно также сделать комбинированную отделку, используя обои с одним и тем же рисунком, но различной расцветки. Так, например, одну из стен можно оклеить обоями с белым рисунком на бежевом фоне, а другие — обоями с тем же рисунком, но бежевого цвета на белом фоне. Однако окраска стен в одном помещении не самоцель, а только средство, помогающее достичь того или иного архитектурного эффекта. Так, например, для выделения зоны столовой в торце комнаты этот прием будет уместен. Угловое расположение спальных мест также может быть поддержано цветом. Ни в коем случае нельзя применять этот прием лишь как дань моде. В этом случае, как правило, интерьер «расползается», превращаясь из единого целого в отдельные, ничем не связанные между собой части. Как мы уже знаем, в современной квартире кухня перестала быть только рабочим помещением для приготовления пищи. Поэтому при отделке следует стремиться сделать кухню красивой и уютной, такой, чтобы в ней было приятно работать. Сделать это вы можете сами без затраты больших средств. Обычно стены в кухне окрашивают масляной краской в темный «не маркий» цвет на высоту около 1,6 м от пола. Такую окраску нельзя признать удачной, так как панель, расчленяя стены кухни, снижает тем самым ее высоту, придает ей непривлекательный и унылый вид. Значительно лучше, конечно, окрасить стены масляной краской или оклеить моющимися обоями на всю высоту от пола до потолка. Такая отделка более красива и гигиенична. Для отделки стен кухни всегда следует выбирать светлые, чистые цвета. Это будет способствовать тому, что небольшое по площади помещение кухни зрительно будет выглядеть большим, чем оно есть. Например, для отделки хорошо применить светло-голубые, светло-зеленые, серебристо-серые цвета или светло-кремовые, светло-розовые, лимонно-желтые, светло-оранжевые и другие оттенки теплых цветов в зависимости от ориентации кухни. Наряду с однотонной в кухне вполне допустима и комбинированная отделка стен. Так, если вы решили применить для отделки моющиеся обои, стену, к которой примыкает кухонное оборудование, можно оклеить гладкими обоями светло-голубого цвета, а остальные стены—узорчатыми обоями светлого лимонно-желтого цвета. Здесь будет уместно выбрать обои более яркого тона и рисунка, чем, например, для общей жилой комнаты. Такой прием можно использовать и для отделки стен масляной краской. При этом весьма желательно, чтобы окрашенные стены имели матовую, а не блестящую, глянцевую поверхность. Этого можно достигнуть окраской стен «под торцовку» и добавлением в краску скипидара и мела. При отделке стен масляной краской желательно облицевать глазурованной керамической плиткой часть стен над плитой, мойкой и рабочим столом на высоте не менее 45 см. При оклейке моющимися обоями такую облицовку нужно делать обязательно. Плитки для облицовки можно использовать белые, кремовые, черные или подобрать их в цвет стен. При выборе того или иного цвета для отделки стен вам следует одновременно решить вопрос о цвете кухонной мебели. Необязательно, чтобы она была только белого цвета. Кухня будет выглядеть очень нарядно, если, например, на фоне светло-желтой стены рабочие столы, навесные шкафы и шкафчик под мойкой будут окрашены в светло-голубой, светло-зеленый или светло-розовый цвет. Вы можете, конечно, подобрать и целый ряд других интересных сочетаний. Перекрасить в нужный нам цвет готовую кухонную мебель несложно, если пользоваться для этого не масляными, а эмалевыми красками. Кухонную мебель, покрытую полиэфирными эмалямперекрашивать нельзя. Наконец, несколько слов об отделке ванной комнаты. Здесь хорошо использовать только светлые, чистые цвета—розовый, голубой, голубовато-зеленый, лимонно-желтый. Однако в отделке ванной комнаты не следует допускать большого разнообразия красок. Лучше, если цветовая гамма отделки и оборудования будет построена, в основном, на двух или даже на одном цвете. Например, если стены вашей ванной комнаты отделаны белой облицовочной плиткой, то душевой занавес, шторку под умывальником, мыльницы, полотенца и т. п. вам следует подобрать одинакового, предположим, светло-розового цвета. В этот же цвет нужно выкрасить и ящик-табурет для белья, шкафчик для туалетных принадлежностей и т. д. Ванная комната, решенная в такой бело-розовой цветовой гамме, будет выглядеть очень красиво. Вместо розового вы можете выбрать и другой приятный вам цвет. Может быть и другое решение, когда и для отделки стен и для некоторых предметов оборудования выбирают одинаковый, например светло-голубой цвет. В этом случае вместо наиболее распространенной в строительстве белой облицовочной плитки стены могут быть окрашены масляной краской нужного цвета или отделаны древесноволокнистыми эмалированными плитами, которые выпускаются самых разнообразных и очень красивых расцветок. Такая отделка с белым умывальником и ванной на фоне светло-голубых стен и предметов оборудования будет выглядеть очень эффектно. Если же для отделки ванной комнаты использовать только один белый цвет, ее интерьер будет несколько однообразен. Передняя в квартире очень часто не имеет непосредственного естественного освещения, а пребывание здесь бывает кратковременным. Поэтому для отделки передней можно использовать как различные светлые, так и насыщенные цвета холодного и теплого оттенков. Рассказав кратко об отделке отдельных помещений, в заключение мы остановимся на некоторых примерах отделки всей квартиры. В однокомнатной квартире предпочтительна самая скромная как по цвету, так и по рисунку отделка стен комнаты, так как последняя выполняет функции гостиной, столовой и спальни. Для передней же и кухни можно использовать более яркие цвета и рисунки. Так, например, если для комнаты вы выбрали жемчужно-серые обои, то переднюю можно оклеить обоями более насыщенного зеленого цвета, а кухню — лимонно-желтого. Или другой пример: для комнаты можно выбрать золотисто-желтые обои, для передней оранжевые и для кухни голубые. Понятно, что для этой отделки не обязательно использовать только обои. Так, отделку комнаты и передней можно выполнить клеевыми красками, а в кухне применить масляную окраску. В двухкомнатной квартире две смежные комнаты можно окрасить в один цвет или оклеить их одинаковыми по рисунку и цвету обоями. Такая отделка при открытых дверях будет как бы объединять два помещения и зрительно увеличивать их размеры. В некоторых случаях одинаковыми обоями можно объединить общую комнату с находящейся рядом передней, а иногда и всю квартиру. Можно рекомендовать и другой прием, при котором две смежные комнаты отделываются обоями одного рисунка, но разного цвета. Например, для общей комнаты можно подобрать золотисто-желтые обои с светло-коричневым рисунком, а для второй комнаты — светло-коричневые с золотисто-желтым рисунком. Передняя в этом случае может быть отделана обоями голубого цвета, а кухня окрашена в светло-розовый цвет. В многокомнатной квартире стены могут быть по цвету более интенсивными, чем в однокомнатной. Однако и здесь отделка общей комнаты должна быть по цвету более сдержанна, чем другие помещения. Важным элементом интерьера квартиры являются полы. Поэтому, решая вопрос об отделке стен, не следует забывать и о полах. В жилых домах применяется несколько видов полов — паркетные (дубовые, буковые и др.), дощатые или реечные, окрашенные масляной краской, из линолеума или плиток из синтетических смол (поливини лхлоридных). Паркетные полы имеют очень красивый вид и хорошо сочетаются с любой отделкой помещения. Однако паркетный пол можно легко испортить , если натирать его яркой по цвету оранжевой или коричневой мастикой. Чтобы сохранить натуральный цвет и текстуру древесины паркета (в этом и заключается его красота), паркет следует натирать очень светлой восковой мастикой, разведенной на скипидаре. Почти такого же хорошего результата вы достигнете, если вместо воска покроете паркет (после циклевки) бесцветным масляно-смоляным лаком. Хотя паркет и не будет иметь такого мягкого блеска, как натертый воском, но зато уход за ним будет намного легче, так как поверхностный слой лака имеет достаточную прочность, не боится воды и его можно протирать влажной тряпкой. Деревянные дощатые полы обычно окрашиваются в малопривлекательный темно-коричневый цвет. Значительно лучше более светлые цвета — светло-серый, зеленый, желтый и другие, согласованные с цветом стен. В отличие от деревянных крашеных, полы из линолеума и плиток бывают самых разнообразных расцветок — синие, голубые, зеленые, бежевые, светло-серые и т. д. Для покрытия полов в жилых комнатах не следует выбирать особенно ярких, насыщенных цзетов, лучше использовать светлые нейтральные цвета. Например, бежевые стены и светло-коричневый пол, золотисто-желтые стены и зеленовато-голубой пол, светлые серовато-зеленые стены и светло-серый пол и т. д. Если для покрытия пола используются поливинилхло-ридные плитки, их следует укладывать одного цвета, не составляя каких-либо рисунков из плиток разного цвета. Линолеум различных видов — рулонный материал для устройства полов, изготовляемый из синтетических материалов /поливинилхлоридный, грифталевый, резиновый и др.). Линолеум выпускается весьма разнообразных расцветок (однотонный и многоцветный). Полы из синтетических линолеумов гигиеничны, хорошо моются теплой водой, имеют красивую лицевую поверхность. Линолеум можно рекомендовать для покрытия полов в жилых комнатах, кухне, санитарных узлах. Для жилых комнат предпочтителен линолеум однотонный, в кухнях и санузлах может быть использован многоцветный. Помимо линолеума на той же основе выпускаются синтетические плитки для полов (поливинил-хлоридные, резиновые и др.), обладающие теми же качествами, что и линолеум. Более подробные сведения о различных видах отделочных материалов можно найти в специальной литературе. Таковы общие приемы и некоторые закономерности в решении цветовых гармоний в интерьере квартиры. Невозможно, конечно, предусмотреть все необычайно разнообразные и интересные цветовые композиции, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае. Поэтому нельзя дать и каких-либо готовых рецептов, применимых во всех случаях жизни. Каждый новосел при устройстве своего жилища должен выступить и как архи^ тектор, и как художник и создать интерьер в соответствии со своими наклонностями и вкусами. Различные приемы убранства, в том числе и определенная расстановка мебели, могут даже исправить некоторые погрешности существующего жилища. Например, правильная драпировка окон как бы расширяет оконный проем — он будет казаться шире. Правильная расстановка мебели с учетом зонирования помещения, о чем мы говорили выше, может в известной степени улучшить зрительное восприятие узкой и длинной комнаты. Обстановка комнаты не должна носить только отпе-'чаток утилитарности, хотя мы и договорились считать их главными критериями в оценке современного интерьера. Поэтому комнаты индивидуального жилого дома, обставленные самой удобной мебелью и оснащенные самым совершенным, с точки зрения его полезности, встроенным оборудованием, еще не выглядят обжитыми. Достаточно комфортабельные, но лишенные своей неповторимой индивидуальности, связанной со вкусами и эмоциональным восприятием человека, они всегда будут холодны и безлики. Помочь делу здесь призваны различные предметы декоративно-прикладного и народного искусства, правильный и строгий отбор которых создает убранство квартиры. Итак, в интерьере квартиры важную роль играют так называемые предметы убранства — изделия из керамики, фарфора и стекла, декоративные ткани и ковры, картины, эстампы, художественная фотография, скульптура и т. д. Многое из перечисленного выше является произведениями народного искусства, творением мастеров художественных ремесел или промыслов, отличающихся национальным своеобразием. Современные художники декоративно-прикладного искусства черпают в этих традициях неповторимую красоту и прелесть красок и форм. Многие из «старых», традиционных изделий являются и сегодня, пожалуй, лучшим украшением современного жилища и его интерьера. Это глиняные вятские игрушки и хохломские росписи по дереву, богородские деревянные игрушки-скульптуры, украинская, скопинская и грузинская керамика и каслинское художественное литье из металла и др. Присутствие этих вещей дополняет и украшает наше жилище, придает ему индивидуальные черты. Особенно важен элемент национального рисунка в интерьере сельского жилого дома. Успешно проводимое в жизнь правильное направление на типизацию сельских жилых домов, связанное с применением индустриальных элементов и конструкций, вытеснило из архитектуры фасада некоторые присущие только данной республике или данному району народные архитектурные элементы и детали. Попытки, пренебрегая тектоничностью сооружений, украсить современный индустриальный сельский дом национальным архитектурным декором повсеместно терпят неудачу. Несомненно, поиски в этой области должны быть продолжены, однако делать это надо с большим тактом, осторожностью и с чувством уважения к традициям. Значительно лучше читается национальный рисунок в интерьере, особенно в предметах убранства — коврах, мебели, посуде, изделиях из дерева и металла. Сюда и должно быть направлено в первую очередь мастерство народных умельцев и внимание сельских новоселов. Однако, занимаясь убранством как квартиры, так и индивидуального жилого дома, нужно соблюдать чувство меры, не перегружать стены картинами, фотографиями, декоративными тарелками и т. д., не загромождать серванты случайнее собранными, а нередко безвкусными изделиями из хрусталя, фарфора, пластмассы. Даже ценные с художественной точки зрения произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства теряют присущие каждому из них индивидуальные особенности, «мешают» друг другу и даже утомляют, когда их собрано слишком много. Поэтому, если у вас уже имеется ряд интересных художественных предметов, лучше украшать ими квартиру не сразу всеми, а только некоторыми из них, время от времени заменяя одни предметы другими. Приобретая те или иные предметы декоративного убранства, не обязательно выбирать только дорогие или антикварные вещи, тем более, что стоимость вещи далеко не всегда определяет ее художественные качества. Для убранства квартиры можно с успехом использовать, например, различные керамические изделия — кувшины, куманцы, вазы, блюда и т. д. Многие из них отличаются изяществом формы, яркими и сочными красками рисунков и орнаментов. Изделия из керамики хорошо гармонируют с современной мебелью, декоративными тканями и могут служить украшением любого помещения квартиры — общей комнаты и детской кухни, передней или спальни. В магазинах художественных изделий имеется много разнообразных декоративных предметов из керамики, которые производятся во многих союзных республиках — на Украине, в Латвии, Грузии, Эстонии и др. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них; все они имеют свои художественные достоинства, отличаются своеобразием. Вот почему, выбирая то или иное изделие из керамики, нужно учитывать конкретную обстановку в квартире. Часто обычный керамический кувшин для воды может хорошо выполнять роль декоративной вазы для цветов. Как в открытых или застекленных нишах современных секционных мебельных изделий, так и просто на длинных полках для книг из предметов декоративного убранства одно изделие из керамики или их группа образуют как бы цветовое пятно, так необходимое иногда в строгом современном интерьере. Традиционными предметами убранства квартиры являются разнообразные изделия из фарфора. Из их числа можно выбрать отличные художественные вещи, которые могут занять достойное место в убранстве квартиры. Для убранства квартиры могут быть использованы и многие другие художественные изделия из разнообразных материалов. Очень эффектно, например, выглядят в современном интерьере оригинальные изделия из стекла, камня или кости. Наконец, это могут быть и предметы домашнего обихода — шкатулка из бересты или плетеная корзинка для рукоделия из ивовых прутьев, в которую положено несколько клубков яркой разноцветной шерсти. Очевидно, нет нужды перечислять все художественные изделия, которые могут украсить наше жилище. Каждому нужно выбирать их по своему вкусу, возможностям и с учетом общего решения интерьера. Декоративные изделия имеют более короткую жизнь в интерьере, чем, например, мебель, не говоря уже о самом доме, который призван служить нескольким поколениям людей. Следовательно, предметы убранства — наименее постоянный элемент в нашем доме. Поэтому экспериментирование в этой области создания интерьера собственной квартиры неизбежно. Постепенная замена одних изделий другими, замена устаревших или просто надоевших предметов новыми — явление правомерное. Однако, создавая свой интерьер заново, следует помнить о той художественной логике и чувстве меры, которые помогут сделать облик вашей квартиры современным, отвечающим как духу времени, так, безусловно, и возросшим культурным запросам наших людей. Например, совершенно различный подход должен быть к однотонной гладкой стене, окрашенной клеевой краской, и к стене, оклеенной обоями с крупным рисунком, или даже гладкой спокойной по цвету стене, но имеющей раскреповки, пилястры, уступы, ниши и т. д. Если в первом случае стену можно зрительно раздробить при помощи эстампов или картины, то во втором случае лучше подумать над тем, как лучше сохранить иллюзию единой плоскости стены. Предметы убранства следует расставлять в комнате не случайно, а так, чтобы все они создавали живописную композицию. В большинстве случаев это будет, очевидно, асимметричная композиция, как более характерная для современного интерьера. При расстановке декоративных изделий нужно стремиться сочетать различные по размерам предметы. Так, на низком серванте или комоде уместно поставить высокую, узкую вазу, плоскую тарелку. Та'кое сочетание высокого и низкого будет уравновешивать общую композицию. Можно также объединить группу небольших предметов с одним более крупным. Например, поставить на сервант керамический кувшин вместе со стаканчиками, а с другой его стороны более крупную вазу, завершив композицию небольшим эстампом, повешенным над сервантом. Особенно внимательно следует отнестись к выбору картин. Лучше всего, конечно, если есть возможность, приобрести одну или несколько подлинных картин. Можно также ограничиться и хорошей копией картины. Однако не следует приобретать копии или репродукции слишком известных картин. В художественных магазинах наших городов имеется в продаже очень много интересных эстампов, гравюр, акварелей. Здесь можно без труда выбрать интересный пейзаж, натюрморт, портрет. Эти вещи будут, безусловно, хорошим украшением квартиры. Можно повесить на стену и хорошую художественную фотографию. При наличии нескольких картин или эстампов их не следует развешивать на одной стене, чтобы они не мешали одна другой. Лучше распределить их в комнате свободно на высоте около 1,4—1,7 м (от пола до центра картины), учитывая при этом высоту мебели, над которой размещается картина. Большое внимание следует уделять драпировке окон в комнатах. Необходимо помнить, что размеры и форма окон довольно активно влияют на общий вид комнаты. Такими элементами убранства, как занавески, можно зрительно исправить некоторые недостатки в размерах, форме и расположении в комнате оконных проемов. Большое значение при этом играют декоративные ткани, различающиеся по своей плотности, цвету и узору. Известно, что широкое окно всегда украшает интерьер. Поэтому даже при небольшом окне занавеси подвешиваются таким образом, чтобы окно казалось шире. Для этого они должны быть укреплены непосредственно под потолком и не доходить до пола лишь на 5—7 см. Оконные занавеси крепятся к стене на круглых деревянных, металлических или пластмассовых штангах с кронштейнами или без них — «в распор» между двумя противоположными стенами. Кроме того, в настоящее время широко применяются современные плоские карнизы из металла или пластмассы с устройством для раздвижных занавесей. Такие карнизы крепятся к стене или к потолку при помощи кронштейнов на винтах, заделываемых на растворе или на деревянных пробках. По имеющемуся в карнизе пазу легко передвигаются обычные ролики, прикрепленные к ткани при помощи нитки, специальных захватов или проволочных крючков. Штанга, или карниз для занавесей, укрепленные по всей ширине комнаты «в распор» между ее стенами, делают комнату и окно как бы шире. Если в двух одинаковых комнатах одно окно задрапировать занавесями, навешенными на всю высоту стены от потолка до пола и закрывающими оба простенка по обеим сторонам окна, а второе закрыть занавесями только в пределах окна, то мы не отделаемся от впечатления, что находимся в разных по размеру помещениях. При первом приеме убранства окна занавеси не задерживают проникания света в комнату, высота потолка как бы увеличивается, вся комната кажется просторнее. Во втором случае занавеси закрывают часть проема, карниз, на котором укреплены занавеси, повешен у самого края верхнего откоса оконного проема, занавеси не доходят до пола. Несомненно, что этот прием зрительно дробит стену, дает менее благоприятные результаты целостного восприятия пространства, зрительно уменьшает окно, снимая декоративные качества интерьера. Аналогичным образом решается драпировка двух или трех окон, расположенных на одной стене комнаты. Многооконные комнаты характерны для традиционного русского рубленого дома, однако современный интерьер требует их объединения средствами декоративного убранства. Поэтому описанный выше прием драпировки одного окна подходит и для рассматриваемого случая с той лишь разницей, что днем ткань собирается в пределах не только боковых, но и средних простенков. При закрытых занавесях вся наружная стена объединяется тканью в одну спокойную плоскость. Если окно смещено по отношению к продольной оси комнаты в сторону, драпировка при открытом окне закрывает более широкий простенок от угла комнаты до оконного проема. Чтобы улучшить зрительное восприятие окна, расположенного в углу комнаты, рядом с ним на смежной стене вплотную к углу прикрепляют большое зеркало. Отражение в зеркале создает впечатление широкого углового оконного проема. Следует отметить, что во всех случаях драпировки будут выглядеть красиво лишь тогда, когда ткань заложена глубокими ровными складками. Вообще законченный эстетический внешний вид квартиры в значительной степени зависит от гардин и занавесей, закрывающих окна и балконные двери. Окно объединяет интерьер комнаты с внешней средой, связывая нас с окружающей природой. В современном жилище с относительно небольшой высотой помещения большое окно не только украшает комнату, но и обеспечивает наиболее благоприятные условия естественного освещения и вентиляции. Умелым использованием гардин и занавесей можно регулировать освещение в помещении в дневное и вечернее время, акустику; занавеси и гардины защищают помещение от просматривания в дневное и вечернее время, а также частично поглощают шумы, проникающие снаружи, служат для защиты от сквозняков в зимнее время и излишней солнечной радиации и перегрева помещений летом. Поэтому, подбирая материал для занавесей и гардин, нужно помнить не только об эстетическом их восприятии в интерьере, но и их функциональном назначении. Наиболее употребительными для оконных занавесей являются два вида тканей — плотные непрозрачные ткани и прозрачные (гардинная сетка, тюль). Занавеси из прозрачной ткани, смягчая резкость освещения и рассеивая солнечный свет, делают в то же время комнату днем как бы «невидимой» с улицы. Такие занавеси, очевидно, наиболее целесообразно применять при близко стоящих соседних домах. Поэтому в зависимости от тех или иных условий или просто по собственному желанию вы можете выбрать для оконных занавесей только одну плотную или одну прозрачную ткань или сделать занавеси из плотной и прозрачной тканей, повесив их в два ряда. Для смягчения контраста между ярким солнечным светом из окна и тенью комнаты, а также для рассеивания световых лучей по всей комнате лучше всего служат гардины из прозрачных легких, тонких тканей, по возможности мало поглощающих свет. Это — тюль, сетка. Однако для этого могут быть использованы и более плотные льняные и шелковые ткани. Правда, они менее эффектны в интерьере, чем синтетические, которые отличаются жесткостью, прозрачностью, хорошо сохраняют форму и поэтому всегда смотрятся наиболее нарядно. При выборе цвета гардин нужно помнить об общей цветовой гамме интерьера. Так, если гардины не белые, а с подцветкой, то дневной свет, проходя через них, придает соответствующий цветовой тон всему помещению. Желательно подбирать ткань для гардин без узоров, либо с едва заметным мелким узором, так как любое уплотнение ткани увеличивает поглощение света. Гардины могут иметь длину двух видов — короткие, доходящие до подоконной доски, либо длинные, доходящие до пола. По ширине в обоих случаях они должны быть больше ширины проема в 1,5—3 раза. Обычно более тонкая ткань требует большего количества складок, следовательно, должна быть шире, а более плотная может быть уже. При выборе длины нужно помнить о ширине верхней и нижней кромок, а также о возможной усадке ткани. Измеряется длина от места подвески гардины. Иногда вместо гардин непосредственно на окон-H'.ie створки укрепляют маленькие занавески из полупрозрачного материала обычного светлого тона. Для их изготовления достаточна ширина ткани в 1,5 раза больше ширины стекла. По высоте они крепятся, как правило, от низа до середины окна. Занавески могут быть свободно висящими, натянутыми вверху на деревянный или металлический стержень или натянутые на стерженьки вверху и внизу. В дневное время, когда появляется необходимость изолировать помещение от яркого дневного света, и особенно в вечернее время используют занавеси. Декоративная роль оконных занавесей более значительна, чем гардин. Они являются одним из главных элементов интерьера. При входе в комнату привлекает к себе внимание прежде всего оконная стена. Поэтому при выборе цвета и фактуры ткани необходимо это учитывать. Занавеси, сшитые из одноцветной, нейтральной ткани, позволяют разнообразить цвета остальных элементов обстановки комнаты, и интерьер может быть решен с большей свободой. И наоборот, занавеси яркого цвета или крупнорисунчатые подчиняют себе все остальные элементы интерьера. Подбирая ткань для занавесей, необходимо также помнить, что помимо декоративных качеств их функциональное назначение — оптическая, звуковая и тепловая изоляция" помещения. Зная это, необходимо выбирать ткани плотные, мягкие, способные хорошо закрывать оконный проем и хорошо прилегать к боковым стенам и полу. Например, для хорошего поглощения внутренних шумов необходимо выбирать такие размеры полотнищ, чтобы занавеси имели больше складок. По условиям звуковой и тепловой защиты необходимо применение для занавесей плотных мягких тканей. Однако плотная ткань дорога, собирает много пыли и требует постоянного ухода за собой. Поэтому сейчас широко применяют для занавесей легкие дешевые ткани с набивным рисунком. В летнее время желательно, чтобы занавеси были сделаны из тканей легких или средней плотности, создающих впечатление воздушности. Учитывая также гигиенические требования (возможность чистой и быстрой стирки), лучше иметь два комплекта занавесей. Зимний комплект может быть сделан из плотной ткани, обладающей хорошими теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами, а летний комплект — из тонкой плотной ткани соответствующей расцветки, стойкой против воздействия солнечных лучей. Достигнуть звукоизоляционных свойств в легкой ткани можно путем обилия складок. Применяя два комплекта занавесей, можно при желании менять цветовой климат интерьера по сезонам с учетом таких факторов, как яркие солнечные лучи летом и искусственное освещение зимой, холодная зона у окна зимой и свежий воздух летом. Нельзя забывать и о психологическом факторе, о разном восприятии вечеров в зимнее и летнее время. Небольшая стоимость легких декоративных тканей позволяет без больших затрат легко разнообразить и даже изменять общий вид комнаты, заменив некоторые из имеющихся в ней декоративных тканей на новые. Такую «трансформацию» следует приурочить к началу лета и началу зимы. Сделав чехлы на диван и кресла и подобрав к ним легкие яркие оконные занавеси и диванные подушки, можно получить новый «летний» интерьер. В убранстве квартиры немаловажное значение имеют ковры. Постеленные на полу они украшают комнату и придают ей особую теплоту и уют. Особенно хорошо сочетаются с современной мебелью и декоративными тканями одноцветные ковры или ковры с очень простым спокойным рисунком. Большие ковры, покрывающие всю площадь пола, теперь используются редко, так как уход за ними требует много сил и времени. Поэтому для большой комнаты можно использовать два небольших ковра, гармонирующих друг с другом по цвету и рисунку. Например, один из ковров, допустим, синего цвета, можно положить на пол в уголке отдыха, а другой — серого цвета— у письменного стола. Рисунки многих ковров имеют ярко выраженный композиционный центр, что обязывает к симметричной расстановке мебели. Поэтому такие ковры плохо увязываются со свободной расстановкой мебели в современных квартирах. Лучшими коврами считаются ворсовые. Однако необязательно приобретать именно эти ковры. Можно подобрать очень красивые и более дешевые ковры, выполненные в узловой технике (без ворса). В убранстве квартиры можно использовать и настенные, более яркие панно, но не ковры. Вешать их нужно только на однотонной стене и подбирать в соответствии со всей обстановкой квартиры. Не стоит применять вместо ковров разного рода дорожки, особенно учрежденческого типа с широкой продольной полосой посредине и несколькими узкими по краям. Широкое применение в интерьере имеют декоративные ткани, которые используются для обивки мебели, оконных и дверных занавесей, покрывал для кроватей, скатертей и т. д. Вместе с тем они играют очень важную роль в цветовом решении интерьера. Вот почему выбору фактуры, цвета и рисунка тканей нужно уделить особое внимание. Из большого количества мебельно-декоративных тканей различных видов, расцветок и рисунков, имеющихся в продаже, для оконных драпировок можно использовать как более тяжелые жаккардовые ткани, так и легкие хлопчатобумажные с набивным рисунком. Для обивки мягкой мебели лучше применять фактурные ткани, такие, как ворсовые, букле, бобрик с различным переплетением нитей из синтетического и натурального волокна. Большое количество современных тканей, выпускаемых промышленностью, одновременно и облегчают, и усложняют их выбор. В продаже в широком ассортименте имеются гладкие, клетчатые и полосатые ткани, ткани с геометрическим, растительным или народным орнаментом, различного рода условными рисунками рыб, цветов и т. д. Поэтому выбирая ткани, вам нужно тщательно подбирать их не только по цвету, но и по рисунку, учитывая их согласование между собой, а также с отделкой стен и другими предметами в помещениях вашего дома. В интерьере можно использовать самые разнообразные сочетания рисунков тканей. Так, например, если ваш диван и кресла обиты гладкой тканью, то для оконных занавесей лучше выбрать узорчатую, полосатую или клетчатую ткань. И наоборот, когда мебель обита тканью с рисунком (предпочтительно, чтобы рисунок был мелкий), для оконных драпировок следует применить гладкие ткани. Хорошо выглядят на гладкой обивке дивана или тахты декоративные подушки из клетчатой и полосатой ткани. Неплохое впечатление производит также сочетание согласованных по цвету подушек из гладкой и рисунчатой ткани. Помимо сочетаний гладких и рисунчатых тканей в некоторых случаях может быть очень интересно и сочетание тканей с одинаковым рисунком. Так, в спальне одинаковые по цвету и рисунку занавеси на окнах и покрывало на кровати выглядят всегда очень современно. Обивка мягкой мебели (дивана, кресел) может иметь самый разный, но всегда согласованный между собой цвет и рисунок (чаще всего одинаковый). Однако такую мебель довольно часто приобретают не всю сразу, а постепенно, частями. В этом случае лучше выбрать мебель с гладкой обивкой, так как в дальнейшем к ней будет легче подобрать остальные предметы мягкой мебели с подходящей по цвету тканью. Например, если диван и стулья обиты гладкой тканью коричневого или красного цвета, то кресла к ним можно подобрать зеленого цвета, или нейтрального серого. Если же уже имеющаяся у вас мебель имеет обивку с четко выраженным рисунком, к ней нужно подбирать мебель только с гладкой тканью, так как разнохарактерный рисунок на мягкой мебели, стоящей в одной комнате, всегда производит неблагоприятное впечатление. Желательно согласовать не только рисунок и цвет обивки мебели и занавесей, но вообще всех тканей, которые могут быть в интерьере—портьеры в алькове, ширма детского уголка и т. д. При этом не следует забывать и об отделке стен. Так, при гладких обоях для занавесей лучше применить ткань с рисунком, а при узорчатых обоях — гладкую, без рисунка. Очень хорошим украшением жилища являются комнатные растения различных видов. Однако для их развития необходимы определенные условия. Поэтому очень важно в зависимости от тог<* или иного вида растения найти для него подходящее место в комнате. Такие неприхотливые растения, как алоэ, драцена, папоротник и другие, можно разместить на подоконнике или вблизи окна, выходящего на северную сторону. Светолюбивые растения — аспарагус, кактусы — лучше поставить на окне южной стороны. На фоне оконного проема красиво выглядят растения, подвешенные при помощи шнура и колец к металлическому прутку, укрепленному на потолке вдоль окна и с небольшим отступом от него. Цветы в горшках или кашпо можно передвигать по прутку при открывании окон, а также создавать различные композиции из растений. Крупное декоративное растение можно разместить на низкой подставке или даже на полу у одной стороны оконного проема. На фоне прозрачной гардины из тюля очень, красиво вырисовывается силуэт тонкого рисунка листьев филодендрона или аралии. В сочетании с горизонтальными линиями современной низкой секционной мебели стройный высокий цветок, поставленный у стены, создает запоминающуюся композицию. В комнатах (например, в детской) иногда довольно трудно найти место для больших растений. В этом случае можно рекомендовать свисающие растения. Из наиболее распространенных можно назвать цебрину и аспарагус. Эти неприхотливые растения с красиво спускающимися или вьющимися стеблями и очень декоративными листьями прекрасно выглядят в современном интерьере. Декоративные комнатные растения не всегда следует размещать на подоконниках, Горшки с растениями мешают открыванию окна и задерживают весьма много света. Если в комнате достаточно места, лучше расположить их возле окна, чуть ниже уровня подоконника, размещая на легких металлических или деревянных подставках с полками из стекла или пластмассы. Очень хорошо также поставить свисающее растение, например традесканцию или цебрину, наверху секретера, книжного шкафа и другой корпусной мебели даже в том случае, если эта мебель находится не у окна, а в глубине комнаты. Однако не следует загромождать комнаты слишком большим количеством комнатных растений. Их обилие вредит современному интерьеру, как и большое количество других предметов убранства. К сожалению, приходится говорить об искусственных цветах из бумаги. Их распространение в быту достаточно частое явление. Это украшение интерьера свидетельствует о плохом вкусе. Несколько слов о кашпо — декоративной посуде для горшков с живыми цветами. Как правило, керамические кашпо выпускаются двух видов — подвесные и настольные и служат для того, чтобы предохранить мебель и другие предметы убранства от просачивающейся через цветочный горшок воды. Следовательно, такая «одежда» цветочного горшка функционально оправдана. Глазурованные, насыщенные по цвету кашпо могут быть, кроме того, достаточно активным компонентом интерьера, а вместе с красивыми цветами иногда и главенствующим элементом убранства в той или иной части комнаты. Несмотря на то что в индивидуальном жилом доме связь интерьера с природой обеспечена придомовым участком, все сказанное выше о цветах можно отнести и к дому в сельской местности. К числу новых предложений относятся и «зеленые комнаты». Глухая стена соседней квартиры (блока) используется как ограждение террасы, образуемой за счет взаимного смещения блоков в плане (так называемая ступенчатая блокировка домов). Терраса является естественным продолжением общей комнаты, что как бы расширяет ее, связывает участок с домом, разнообразит интерьер. В одной книге очень трудно рассказать о всех поисках, которые ведутся в области проектирования жилища. В то же время все больше и больше проектировщиков подключается к разработке этой интереснейшей и важной области архитектуры. К некоторым работам мы можем адресовать архи-текторов-жилищников.
|