ОТДЕЛКА И УБРАНСТВО

В отделке, меблировке и убранстве со­временной квартиры очень большую роль играет цвет. Это можно объяснить тем, что помимо художественно-декоративных ка­честв, цвет обладает также рядом свойств сугубо практического значения. Здесь преж­де всего следует иметь в виду психологиче­ское воздействие цвета на человека, кото­рое бывает очень разнообразно. Так, напри­мер, красный цвет вызывает ощущение тепла, кратковременный прилив энергии, но быстро утомляет. Желтый цвет создает при­поднятое настроение, а зеленый действует освежающе и успокаивающе. Очевидно, по­следнее вызвано тем, что человеческое зре­ние за миллионны лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету — цвету окружаю­щей растительности. Поэтому и сегодня зе­леный цвет — самый благоприятный для че­ловека. Голубой цвет действует на нервную систему успокаивающе, даже сильнее зеле­ного, и т. д. Следует сказать, что эти объек­тивные критерии воздействия цвета на че­ловека многократно подтверждены опыта­ми. Под воздействием того или иного цвета у нас может возникать чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться рабо­тоспособность и т. д. Под воздействием цвета один и тот же предмет может произ­водить на нас впечатление легкого или тя­желого, теплого или холодного. Наконец, что очень важно для интерьера квартиры, цвет изменяет наше впечатление о величине по­мещения, которое может казаться нам более просторным или более тесным.

Необходимо также помнить о способности цвета по-разному отражать падающий на цветовую поверхность свет (так называемый коэффициент отражения), что име­ет важное значение для освещенности помещений. Вот почему сделать свое жилище приятным и уютным вы мо­жете только при условии правильного использования свойств цвета. Понятно, что, используя те или иные его свойства, не следует забывать и о своих личных вкусах, любимых цветах и их сочетаниях.

Все, что мы видим вокруг себя, имеет тот или дру­гой цвет, причем эти цвета чрезвычайно разнообразны. Как же разобраться в таком изобилии цветов и их от­тенков?

Из всего многообразия цветов, которые мы наблюда­ем вокруг нас, основным являются семь цветов. К ним относятся — красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий и фиолетовый. Эту группу цветов и их оттенков называют хроматическими. Вторую группу цве­тов, не входящих в состав спектра, составляют белый, серый и черный, которые называются ахроматическими. Другие цвета и оттенки можно получить, смешивая меж­ду собой некоторые основные цвета или добавляя к ним белую или черную краски. Так, например, если красную краску смешать с фиолетовой, мы получим пурпуровую и т. д. Если же к красной добавить белую, мы получим розовую, а добавляя к основным цветам черную, можно из красной получить бордо, из оранжевой — коричневую и т. д.

Различные цвета и оттенки, напоминающие нам о цве­те солнца, пламени или раскаленном металле, принято условно называть «теплыми». Это — красный, оранже­вый, желтый, а также другие цвета, имеющие их оттенки (желтовато-зеленый), красновато-коричневый и т. д.

«Холодными» обычно называют цвета, связанные с нашими представлениями о цвете неба, воды или льда. К ним относятся синий, голубой, голубовато-зеленый, фиолетовый с оттенком синего и др. Теперь следует ска­зать о практической возможности использовать те или иные свойства цвета при решении интерьера жилища.

Для того чтобы помещение с окнами, выходящими на северную часть горизонта, казалось светлее и солнечней, целесообразно использовать для его окраски теплые цвета — золотисто-желтые, светло-оранжевые, желтова­то-зеленые.

Для отделки помещений с окнами, выходящими на юг, лучше использовать холодные цвета и их оттенки — голубые, зеленовато-голубые и др. В южных районах страны, где всегда много яркого солнечного света, сле­дует применять более темные цвета, способные погло­щать избыток световых лучей,— синий, темно-голубой, терракотовый.

В отделке помещения с недостаточным естественным освещением необходимо использовать светлые, теплые цвета, исходя из того, что белый, а также светлые цвета, такие, как оранжево-желтый, желтый, серый, зеленовато-желтый, зеленый и голубой, в 1,5—2,5 раза больше от­ражают солнечного света, чем другие цвета. Использо­вание именно этих цветов будет способствовать лучшей освещенности помещений.

Мы уже отмечали способность цвета изменять наше впечатление о величине помещения. Действительно, если комнату окрасить в теплый цвет — желтый, оранжевый или красный — будет создаваться впечатление, что ком­ната стала меньше. Это объясняется еще одним свойст­вом указанных цветов — как бы приближаться к зрителю, выступать вперед. Наоборот, холодные цвета, такие, как голубой, светло-зеленый и фиолетовый и их оттенки, зрительно удаляются от нас, как бы отступают назад. Поэтому помещение, окрашенное в светлые холодные цвета, кажется всегда более просторным. Использовать эти свойства цвета можно и для исправления неудачных пропорций помещения. Например, если в длинной и уз­кой комнате торцовые стены окрасить в теплые цвета (красный, оранжевый), а продольные — в холодные (зеле­новато-голубой, серый) будет создаваться ощущение, что комната стала шире и короче.

С помощью соответствующей окраски можно достиг­нуть и кажущегося увеличения или уменьшения высоты помещения. Так, если в очень высокой комнате потолок окрасить теплым цветом, а стены холодным, она будет казаться ниже, и, наоборот низкая комната будет произ­водить впечатление более высокой, если потолок окра­сить в белый или светлый холодный цвет, а стены в тот же, но более насыщенный.

Используя в интерьере тот или иной цвет, следует иметь в виду, что наиболее благотворно воздействуют на нервную систему человека желтые, желто-зеленые, зе­леные, зелено-голубые  и серебристо-серые цвета.  Поэтому именно их целесообразно применять в цветовом решении интерьера в качестве главных, доминирующих. Следует помнить также, что красный, фиолетовый и синий цвета возбуждают нервную систему, утомляют зрение. Исходя из этого, применять их в интерьере сле­дует осторожно, используя лишь для отделки небольших плоскостей и отдельных предметов.

Мы рассказали о некоторых свойствах цветов и прак­тическом их использовании в отделке в зависимости от размеров и высоты помещения, его ориентации по стра­нам света и т. д. Однако этим не исчерпываются много­численные проблемы, которые могут возникнуть при об­щем цветовом решении интерьера квартиры, т. е. при выборе цветовых сочетаний и отделке стен, предметов меблировки и убранства.

Какие же могут быть цветовые сочетания в интерьере квартиры и как их выбрать?

В интерьере жилища можно использовать самые раз­нообразные гармоничные цветовые сочетания в зависи­мости от назначения помещения и ряда других факторов, а также, конечно, от вкусов живущих в квартире людей. Можно указать на два основных приема создания цветовой гармонии интерьера жилища. Первый из них за­ключается в создании гармоничных сочетаний оттенков одного или нескольких близких цветов. В этом случае цветовая гармония строится на нюансных соотношениях светлоты и насыщенности одного, например синего, цве­та или дв'ух близких цветов, например желтого и зелено­го, желтого и оранжевого, зеленовато-голубого и зе­леновато-желтого и т. д.

Если вы будете использовать этот прием при цветовом решении интерьера вашей квартиры, следует большие поверхности помещений, такие, как стены и потолки, окрашивать в светлые тона, а для находящихся в комнате мебели, декоративных тканей можно выбрать более на­сыщенный цвет. Это не означает, конечно, что в интерье­ре совсем не будут присутствовать другие цвета и их оттенки. Отдельные небольшие предметы обстановки или убранства (журнальный столик, изделия из керамики, диванные подушки и т. д.) могут быть другого цвета. Эти предметы внесут в интерьер яркие цветовые «пятна», не нарушая общей спокойной нюансной гармонии его до­минирующего цвета. Нужно помнить, что в интерьере нельзя допускать монотонности и  однообразия — здесь необходимы хотя бы незначительные контрасты, так как их отсутствие также утомляет нас, как и злоупотребление большим количеством насыщенных цветов и наличием резких контрастов. При цветовом решении интерьера следует иметь в виду также, что ахроматические цвета, т. е. белый, серый и черный, хорошо сочетаются со всеми хроматическими цветами — синим, зеленым, желтым и др. Поэтому их можно успешно применять при решении самых разнообразных цветовых гармоний.

Как же практически решить интерьер, используя ню­ансные сочетания близких оттенков и цветов? Проследим это на нескольких примерах. Допустим, что вы решили построить интерьер на различных оттенках одного и того же цвета, например синего. В этом случае стены могут быть светло-голубого цвета, а диван и кресла синего. Декоративную ткань на окна можно выбрать в цвет сте­ны или белую с легким рисунком синего тона, а ковер на полу — светло-серого цвета. Отдельные предметы убранства, например подушка на диване или керамичес­кая ваза на журнальном столике, могут быть контрастны­ми, например желтыми. Или другой из возможных вари­антов: стены зеленовато-серые, диван светло-зеленый, ковер того же, но более насыщенного цвета, декоратив­ная ткань на окне в тон дивана с рисунком желтого цве­та, кресло и подушка на диване желтые.

Этот же интерьер можно решить и на основе нюанс­ной гармонии двух близких цветов и их оттенков. Так, на­пример, одним из многих возможных вариантов такого решения интерьера может быть и такой: стены светло-желтые, диван желто-оранжевый, ковер серовато-голу­бой, декоративная ткань на окне белая с жёлтым рисун­ком, кресло фиолетовое, а подушка на диване черная.

Прием гармоничных сочетаний оттенков одного или двух близких цветов наиболее часто используется в интерьере жилища. Это и понятно, поскольку мягкие, нюансные сочетания близких цветов и их оттенков и от­сутствие резких контрастов создают спокойную обста­новку и наиболее благоприятные условия для отдыха и занятий.

Второй прием решения цветовой гармонии интерьера, в отличие от первого, заключается в сочетании взаимно контрастных или, как их еще называют, дополнительных цветов. Какие же это цвета? Их может быть много, но основными из них являются следующие пары: желтый и синий; красный и голубовато-зеленый; оранжевый и го­лубой; желто-зеленый и фиолетовый; пурпурный и зе­леный.

В качестве одного из примеров контрастных цветовых сочетаний в интерьере можно привести следующее ре­шение: стены в комнате окрашены в голубовато-зеленый цвет, а ковер имеет красный цвет. Обивка для мебели выбрана желтого, а декоративная ткань на окне белого цвета с голубым рисунком.

Такой прием контрастных сочетаний используется обычно для решения интерьера не всей квартиры, а толь­ко ее отдельных помещений, так как такое цветовое решение будет утомлять и быстро надоест. Таким образом, в интерьере квартиры вы можете использовать не один, а два приема цветового решения — нюансный и контраст­ный. Так, например, интерьер детской комнаты вы може­те построить на контрастных сочетаниях светло-красного, голубого и желтого цветов. Эти чистые яркие цвета особенно любят дети. Здесь для пола или ковра на полу можно выбрать светло-красный цвет, для мебели — го­лубой, а для окраски стен—светло-желтый. Цветовую гамму общей комнаты и спальни вы можете, наоборот, решить в мягких, спокойных тонах— золотисто-желтом, серебристо-сером, светло-оранжевом, а для кухни вы­брать светло-голубой цвет для стен, с которым хорошо будет сочетаться кухонная мебель, окрашенная в светло-желтый цвет холодного оттенка.

Кроме того, нюансные и контрастные сочетания цве­тов можно использовать и в интерьере одной, предполо­жим, общей комнаты квартиры. Если, например, решить весь интерьер комнаты на нюансных соотношениях жел­того и коричневого цветов, то, для того чтобы выделить уголок отдыха, сделать его особенно живописным, сле­дует применить контрастные сочетания цветов, допустим голубого для дивана и оранжевого для кресла.

Наконец, очень интересно можно решить интерьер, используя в качестве основных ахроматические цвета, т. е. белый, серый и черный. Например, стены комнаты вы можете окрасить в очень светлый серый цвет, ковер выбрать серого цвета с черным, а для обивки дивана и кресел использовать ткань черного цвета. Декоративную ткань и некоторые предметы убранства в этом случае нужно выбрать белыми в сочетании с яркими, насыщен­ными цветами — желтым и др.

Выбирая цвет для отделки стен, следует учитывать и цвет дверей. В большинстве случаев двери в квартире окрашивают в белый цвет. На цветном фоне стены они выглядят довольно резко, особенно в комнатах, в кото­рые выходят несколько дверей. Этого можно избежать, применив в отделке дверей цвет, согласованный с цвето­вым решением стен. В этом случае можно рекомендо­вать несколько вариантов окраски дверей. Так, двери можно окрасить в тот же цвет, что и стены. Окрашенные таким образом двери не будут выделяться на общем фо­не стены. Если для стен выбран светлый цвет, двери мож­но окрасить в тот же, но более насыщенный цвет. При насыщенном цвете стен двери могут быть того же, но более светлого тона. Наконец, не исключена возмож­ность окраски дверей и стен в контрастные цвета, напри­мер в желтый и голубой. В этом случае нужно особенно внимательно подойти к выбору их сочетаний, чтобы не нарушить общую цветовую гамму интерьера случайным цветовым «пятном» двери.

Эти же цветовые приемы отделки можно применить и для дверей встроенных шкафов, имеющихся в квар­тире.

При отделке квартиры можно использовать различные виды отделочных материалов.

Клеевые краски, состоящие из порошка сухих красок (пигмент), раствора животного (столярного) клея и мо­лотого мела, следует применять для отделки стен в по­мещениях, не имеющих повышенной влажности — общие комнаты, спальни, детские и др.

Масляные краски, сухие краски (пигменты), разме­шанные на олифе (натуральной, полунатуральной ок-соль или искусственной) выпускаются промышленностью в виде пасты, которую нужно разводить на олифе, или готовых к употреблению составов. Масляные краски це­лесообразно использовать для окраски стен помещений с повышенной влажностью (ванная комната, кухня), а также столярных изделий (окна, двери), полов, подокон­ников и т. д.

Эмалевые краски приготавливают из сухих пигментов, растертых на масляных лаках. После высыхания эти крас­ки дают ровную, гладкую, красивую глянцевую поверх­ность. Эмалевые краски целесообразно использовать для окраски кухонной и встроенной мебели, дверных поло­тен, оконных переплетов.

Бутадиен-стирольные и водно-эмульсионные синтети­ческие краски влагостойкие, непачкающие, долговечные и красивые могут быть использованы для окраски стен кухонь, санузлов, общих комнат.

Обои предназначены для отделки стен и потолков по­мещений квартиры. В зависимости от цвета бумаги, тек­стуры, числа наносимых на нее красок и ряда других признаков обои делятся на несколько видов.

Негрунтованные обои печатаются на бумаге без пред­варительного покрытия ее слоем краски (без грунта). Эти обои недолговечны вследствие того, что часть бумаги, не покрытая краской, под воздействием света до­вольно быстро желтеет, и обои меняют цвет. Целесооб­разно использовать их для оклейки стен помещений в индивидуальном доме с печным отоплением, где они требуют довольно частой замены (а это позволяет их не­высокая стоимость), в помещениях, не имеющих прямого естественного освещения или освещенных вторым све­том (кладовые, коридоры и др.).

Грунтованные обои печатаются на бумаге, предвари­тельно покрытой грунтом. Срок службы этих обоев более продолжителен, чем негрунтованных, однако стоимость их значительно выше.

Грунтованные обои находят широкое применение в от­делке жилых комнат, передних, коридоров.

Так называемые однопроцессовые обои, в кото­рых грунт наносится на бумагу одновременно с печатью рисунка,* по внешнему виду и качеству очень похо­жи на грунтованные обои, однако стоимость их немного ниже.

Тисненые обои вырабатываются из плотной загрунто­ванной бумаги, на которую наносится рисунок масляными красками с одновременным тиснением. Эти обои долго­вечны, но стоимость их выше, чем грунтованных. Фоно­вые обои имеют цветной грунт без рисунка или белый для потолков.

Влагопрочные обои, или моющиеся, являются новым отделочным материалом, в состав краски которого вхо­дит эмульсия из синтетических смол. Многокрасочные грунтованные влагопрочные обои выпускаются как пе­чатные, так и тисненые, матовые и лакированные. Эти обои долговечны, их можно мыть теплой мыльной во­дой. Влагопрочные обои можно рекомендовать для пе­редних, кухонь, встроенных шкафов и т. д.

Линкруст — рулонный материал, состоящий из бумаж­ной подосновы, покрытой слоем пластической массы, об­ладает значительной прочностью, водостойкостью. Вы­пускается с гладкой или рельефной лицевой поверхно­стью различных расцветок. Линкруст можно использо­вать для оклейки жилых комнат, хотя обычно он исполь­зуется в отделке общественных зданий, железнодорож­ных вагонов и т. д.

Поливинилхлоридные пленки — новый синтетический рулонный материал различных видов. Рекомендуется для отделки стен в санузлах, встроенной мебели.

Полистирольные плитки изготовляют из пластической массы. Плитки стойки к воздействию холодной и горячей воды и слабых растворов кислот и щелочей. Выпускают­ся квадратной формы размером 10X10 см и 15X15 см и разнообразной расцветки — черные, белые, желтые, зе­леные, голубые и др. Рекомендуются для облицовки стен ванных комнат.

Плитки керамические имеют гладкую, глазурованную поверхность. Наиболее распространены плитки белого цвета. Выпускаются квадратной формы (15X15 и 10Х Х10 см) и прямоугольной (15X10 и 15X1,5 см). Применя­ются для облицовки стен ванной комнаты и участков стен над кухонным оборудованием.

Плитки керамические, или так называемые метлах­ские (для полов), изготовляют с гладкой, шероховатой или тисненой лицевой поверхностью разного цвета. Плит­ки выпускают квадратной, шестигранной и восьмигран­ной формы. Размер плиток 15X15 см, 10X10 см и т. д. Применяются они для отделки полов в санитарных узлах.

Древесноволокнистые плиты (твердые, офактурен­ные водостойкими эмалями) производятся с применени­ем синтетических смол; используются для облицовки ванных комнат, стены над рабочим оборудованием кухни.

Для стен жилых комнат наиболее распространенным и экономичным видом отделки является оклейка обоями или окраска клеевыми красками. При этом следует иметь в виду, что клеевая окраска наряду с хорошими декора­тивными качествами обладает и известными недостатка­ми. Они заключаются в том, что ее шероховатая поверх­ность не имеет достаточной прочности и довольно быстро загрязняется. При соприкосновении с мебелью, постель­ными принадлежностями и т, п. на окрашенной стене мо­гут остаться некрасивые пятна или полосы, устранить которые значительно сложней, чем заменить испачканный кусок обоев новым. Кроме того, отделка клеевыми крас­ками требует больших затрат времени и средств, чем оклейка обоями.

В кухне наиболее целесообразно применить для от­делки стен масляную краску или моющиеся обои (злаго-прочные), а для передней и коридоров предпочтительней моющиеся обои. В ванной комнате Для отделки стен луч­ше всего использовать глазурованную керамическую пли­тку или древесноволокнистые эмалированные плиты, кра­сивые и прочные.

Выбирая цвет и рисунок обоев или цвет окраски для отделки стен и потолка помещения, нужно учитывать це­лый ряд обстоятельств. Прежде всего, следует помнить, что стены в большинстве случаев должны являться толь­ко фоном для находящейся в комнате мебели, декора­тивных тканей, картин и т. д. На таком нейтральном фоне стен все эти предметы будут выглядеть более вырази­тельно. Если же для отделки стен использовать обои с крупным ярким рисунком или такого же характера накат или трафарет при окраске, то это может создать в ин­терьере зрительное беспокойство. От характера и трак­товки стен зависит выбор декоративных тканей, ковров, картин и т. д. Спокойный фон придает предметам убран­ства большую выразительность.

При отделке комнаты важно также учитывать ее раз­меры, т. е. площадь и высоту. Так, например, для не­больших комнат площадью 9—12 м2 целесообразно вы­брать светлые обои с мелким, неярким рисунком типа «сетка» или фоновые. Это как бы расширит небольшую комнату, сделает ее просторней. Если комната имеет площадь 15—20 м2, для ее отделки можно использовать обои и с более крупным рисунком, хотя и в этом случае рисунок не должен быть ярким и контрастным, а выдер­жанным в близких по тону расцветках. При этом, в зави­симости от освещенности, обои для больших комнат можно выбрать как светлых, так и насыщенных тонов.

В комнатах высотой 2,5—2,7 м для зрительного уве­личения их высоты обои (или окраску) нужно начинать на расстоянии 4—5 см от потолка. Значительно лучше до­вести обои непосредственно до потолка. Особенно же­лательно это сделать в комнатах, оборудованных встроен­ными шкафами, а также в мансардных помещениях. Однако следует иметь в виду, что сделать это значительно сложней, так как добиться четкого и ровного сопря­жения потолка и обоев довольно трудно.

Бордюр, обычно заканчивающий обои под потолком (окантовка обоев), должен быть узким, шириной около

Бордюры имеют ширину до 50 см и состоят из одина­ковых многополосных рисунков. Поэтому их легко раз­резать на несколько нужных вам узких полос. Впрочем возможно оканчивать оклейку обоями «под обрез», без бордюра.

Для обоев однотонных и типа «сетка» рисунок бордю­ра можно выбрать также однотонным, но более яркого цвета. Например, золотисто-желтые обои могут быть окантованы вверху узким бордюром светло-коричневого цвета.

Если обои имеют мелкий или средний рисунок, цвет бордюра может быть выбран того цвета, что и фон обоев.

Для окантовки обоев вместо бордюра можно исполь­зовать   также   багет — деревянную   рейку  шириной  2—3 см, которую вы можете окрасить масляной краской внужный цвет или, тщательно обработав и проморив, по­крыть бесцветным лаком.

Следует сказать несколько слов о зрительном вос­приятии габаритов и пропорций помещений в зависимо­сти от приемов отделки стен и потолка.

Так, обои с четко выраженным вертикальным рисун­ком в сочетании с оконными занавесями, доходящими до пола, создают общую вертикальную композицию, спо­собствующую зрительному увеличению высоты комна­ты. И наоборот, обои с узором, расположенным гори­зонтально, совместно с короткими занавесями шириной в оконный проем способствуют тому, что комната ка­жется ниже и шире.

При использовании обоев различного по размеру ри­сунка комната с мелким рисунком кажется более про­сторной.

В узком и длинном помещении, а также в комнате с большой высотой потолка одну треть стены от потолка оставляют белой. Желательно в таких случаях начинать окраску от верхнего наличника двери. В этом случае по­толок будет казаться ниже; пропорции комнаты улучша­ются. Что касается потолков, то их обычно принято бе­лить. Однако и белый  цвет потолка целесообразно согласовать с цветом отделки, придавая ему теплый или холодный оттенок, используя для подцветки синюю или желтую краски. Возможен также вариант окраски или оклейки обоями потолка и стен в один и тот же цвет. Это создаст определенный художественный эффект.

До сих пор мы говорили, по существу, об однотонной отделке стен. Однако совсем не обязательно применять только такую отделку. Возможен и другой художествен­ный прием, предусматривающий комбинированную от­делку, т. е. отделку с использованием не одного, а не­скольких цветов или рисунков. Например, в общей ком­нате одну из стен (торцовую или алькова) можно оклеить узорчатыми обоями, а три другие — однотонными, глад­кими. В этом случае для хорошего цветового сочетания цвет гладких обоев должен соответствовать цвету основ­ного фона рисуночных обоев. Таким же образом можно оклеить узорчатыми обоями две смежные стены, а две другие — однотонными. Возможно также сделать комби­нированную отделку, используя обои с одним и тем же рисунком, но различной расцветки. Так, например, одну из стен можно оклеить обоями с белым рисунком на бе­жевом фоне, а другие — обоями с тем же рисунком, но бежевого цвета на белом фоне.

Однако окраска стен в одном помещении не само­цель, а только средство, помогающее достичь того или иного архитектурного эффекта. Так, например, для вы­деления зоны столовой в торце комнаты этот прием бу­дет уместен. Угловое расположение спальных мест также может быть поддержано цветом. Ни в коем случае нельзя применять этот прием лишь как дань моде. В этом случае, как правило, интерьер «расползается», превращаясь из единого целого в отдельные, ничем не связанные между собой части.

Как мы уже знаем, в современной квартире кухня перестала быть только рабочим помещением для приго­товления пищи. Поэтому при отделке следует стремить­ся сделать кухню красивой и уютной, такой, чтобы в ней было приятно работать. Сделать это вы можете сами без затраты больших средств.

Обычно стены в кухне окрашивают масляной краской в темный «не маркий» цвет на высоту около 1,6 м от пола. Такую окраску нельзя признать удачной, так как панель, расчленяя стены кухни, снижает тем самым ее высоту, придает ей непривлекательный и унылый вид. Значительно лучше, конечно, окрасить стены масляной краской или оклеить моющимися обоями на всю высоту от пола до потолка. Такая отделка более красива и гигиенична.

Для отделки стен кухни всегда следует выбирать свет­лые, чистые цвета. Это будет способствовать тому, что небольшое по площади помещение кухни зрительно бу­дет выглядеть большим, чем оно есть. Например, для отделки хорошо применить светло-голубые, светло-зе­леные, серебристо-серые цвета или светло-кремовые, светло-розовые, лимонно-желтые, светло-оранжевые и другие оттенки теплых цветов в зависимости от ориен­тации кухни.

Наряду с однотонной в кухне вполне допустима и комбинированная отделка стен. Так, если вы решили при­менить для отделки моющиеся обои, стену, к которой примыкает кухонное оборудование, можно оклеить глад­кими обоями светло-голубого цвета, а остальные сте­ны—узорчатыми обоями светлого лимонно-желтого цвета. Здесь будет уместно выбрать обои более яркого тона и рисунка, чем, например, для общей жилой ком­наты. Такой прием можно использовать и для отделки стен масляной краской. При этом весьма желательно, что­бы окрашенные стены имели матовую, а не блестящую, глянцевую поверхность. Этого можно достигнуть окрас­кой стен «под торцовку» и добавлением в краску скипи­дара и мела.

При отделке стен масляной краской желательно обли­цевать глазурованной керамической плиткой часть стен над плитой, мойкой и рабочим столом на высоте не ме­нее 45 см. При оклейке моющимися обоями такую обли­цовку нужно делать обязательно. Плитки для облицовки можно использовать белые, кремовые, черные или по­добрать их в цвет стен.

При выборе того или иного цвета для отделки стен вам следует одновременно решить вопрос о цвете ку­хонной мебели. Необязательно, чтобы она была только белого цвета. Кухня будет выглядеть очень нарядно, ес­ли, например, на фоне светло-желтой стены рабочие сто­лы, навесные шкафы и шкафчик под мойкой будут окра­шены в светло-голубой, светло-зеленый или светло-ро­зовый цвет. Вы можете, конечно, подобрать и целый ряд других интересных сочетаний. Перекрасить в нужный нам цвет готовую кухонную мебель несложно, если пользо­ваться для этого не масляными, а эмалевыми красками.

Кухонную   мебель,   покрытую   полиэфирными   эмалямперекрашивать нельзя.

Наконец, несколько слов об отделке ванной комнаты. Здесь хорошо использовать только светлые, чистые цве­та—розовый, голубой, голубовато-зеленый, лимонно-желтый. Однако в отделке ванной комнаты не следует допускать большого разнообразия красок. Лучше, если цветовая гамма отделки и оборудования будет построе­на, в основном, на двух или даже на одном цвете. Напри­мер, если стены вашей ванной комнаты отделаны белой облицовочной плиткой, то душевой занавес, шторку под умывальником, мыльницы, полотенца и т. п. вам следует подобрать одинакового, предположим, светло-розового цвета. В этот же цвет нужно выкрасить и ящик-табурет для белья, шкафчик для туалетных принадлежностей и т. д. Ванная комната, решенная в такой бело-розовой цветовой гамме, будет выглядеть очень красиво. Вместо розового вы можете выбрать и другой приятный вам цвет.

Может быть и другое решение, когда и для отделки стен и для некоторых предметов оборудования выбира­ют одинаковый, например светло-голубой цвет. В этом случае вместо наиболее распространенной в строитель­стве белой облицовочной плитки стены могут быть окра­шены масляной краской нужного цвета или отделаны дре­весноволокнистыми эмалированными плитами, которые выпускаются самых разнообразных и очень красивых рас­цветок. Такая отделка с белым умывальником и ванной на фоне светло-голубых стен и предметов оборудования будет выглядеть очень эффектно. Если же для отделки ванной комнаты использовать только один белый цвет, ее интерьер будет несколько однообразен.

Передняя в квартире очень часто не имеет непосред­ственного естественного освещения, а пребывание здесь бывает кратковременным. Поэтому для отделки перед­ней можно использовать как различные светлые, так и насыщенные цвета холодного и теплого оттенков.

Рассказав кратко об отделке отдельных помещений, в заключение мы остановимся на некоторых примерах отделки всей квартиры.

В однокомнатной квартире предпочтительна самая скромная как по цвету, так и по рисунку отделка стен комнаты, так как последняя выполняет функции гости­ной, столовой и спальни. Для передней же и кухни можно использовать более яркие цвета и рисунки. Так, напри­мер, если для комнаты вы выбрали жемчужно-серые обои, то переднюю можно оклеить обоями более насы­щенного зеленого цвета, а кухню — лимонно-желтого.

Или другой пример: для комнаты можно выбрать зо­лотисто-желтые обои, для передней оранжевые и для кухни голубые. Понятно, что для этой отделки не обяза­тельно использовать только обои. Так, отделку комнаты и передней можно выполнить клеевыми красками, а в кухне применить масляную окраску.

В двухкомнатной квартире две смежные комнаты можно окрасить в один цвет или оклеить их одинаковы­ми по рисунку и цвету обоями. Такая отделка при откры­тых дверях будет как бы объединять два помещения и зрительно увеличивать их размеры. В некоторых случаях одинаковыми обоями можно объединить общую комнату с находящейся рядом передней, а иногда и всю квар­тиру.

Можно рекомендовать и другой прием, при котором две смежные комнаты отделываются обоями одного ри­сунка, но разного цвета. Например, для общей комнаты можно подобрать золотисто-желтые обои с светло-корич­невым рисунком, а для второй комнаты — светло-корич­невые с золотисто-желтым рисунком. Передняя в этом случае может быть отделана обоями голубого цвета, а кухня окрашена в светло-розовый цвет.

В многокомнатной квартире стены могут быть по цве­ту более интенсивными, чем в однокомнатной. Однако и здесь отделка общей комнаты должна быть по цвету бо­лее сдержанна, чем другие помещения.

Важным элементом интерьера квартиры являются полы. Поэтому, решая вопрос об отделке стен, не следу­ет забывать и о полах. В жилых домах применяется не­сколько видов полов — паркетные (дубовые, буковые и др.), дощатые или реечные, окрашенные масляной крас­кой, из линолеума или плиток из синтетических смол (поливини лхлоридных).

Паркетные полы имеют очень красивый вид и хорошо сочетаются с любой отделкой помещения. Однако пар­кетный пол можно легко испортить , если натирать его яркой по цвету оранжевой или коричневой мастикой. Чтобы сохранить натуральный цвет и текстуру древеси­ны паркета (в этом и заключается его красота), паркет следует натирать очень светлой восковой мастикой, разведенной на скипидаре. Почти такого же хорошего ре­зультата вы достигнете, если вместо воска покроете пар­кет (после циклевки) бесцветным масляно-смоляным ла­ком. Хотя паркет и не будет иметь такого мягкого блес­ка, как натертый воском, но зато уход за ним будет намного легче, так как поверхностный слой лака имеет достаточную прочность, не боится воды и его можно про­тирать влажной тряпкой.

Деревянные дощатые полы обычно окрашиваются в малопривлекательный темно-коричневый цвет. Значи­тельно лучше более светлые цвета — светло-серый, зеле­ный, желтый и другие, согласованные с цветом стен. В отличие от деревянных крашеных, полы из линолеума и плиток бывают самых разнообразных расцветок — синие, голубые, зеленые, бежевые, светло-серые и т. д. Для покрытия полов в жилых комнатах не следует выбирать особенно ярких, насыщенных цзетов, лучше использо­вать светлые нейтральные цвета. Например, бежевые стены и светло-коричневый пол, золотисто-желтые стены и зеленовато-голубой пол, светлые серовато-зеленые сте­ны и светло-серый пол и т. д.

Если для покрытия пола используются поливинилхло-ридные плитки, их следует укладывать одного цвета, не составляя каких-либо рисунков из плиток разного цвета. Линолеум различных видов — рулонный материал для устройства полов, изготовляемый из синтетических мате­риалов /поливинилхлоридный, грифталевый, резиновый и др.). Линолеум выпускается весьма разнообразных расцветок (однотонный и многоцветный).

Полы из синтетических линолеумов гигиеничны, хоро­шо моются теплой водой, имеют красивую лицевую поверхность. Линолеум можно рекомендовать для покры­тия полов в жилых комнатах, кухне, санитарных узлах. Для жилых комнат предпочтителен линолеум однотон­ный, в кухнях и санузлах может быть использован многоцветный. Помимо линолеума на той же основе выпускаются синтетические плитки для полов (поливинил-хлоридные, резиновые и др.), обладающие теми же ка­чествами, что и линолеум. Более подробные сведения о различных видах отделочных материалов можно найти в специальной литературе.

Таковы общие приемы и некоторые закономерности в решении цветовых гармоний в интерьере квартиры. Не­возможно, конечно, предусмотреть все необычайно разнообразные и интересные цветовые композиции, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае. Поэтому нельзя дать и каких-либо готовых рецептов, при­менимых во всех случаях жизни. Каждый новосел при устройстве своего жилища должен выступить и как архи^ тектор, и как художник и создать интерьер в соответствии со своими наклонностями и вкусами.

Различные приемы убранства, в том числе и опреде­ленная расстановка мебели, могут даже исправить не­которые погрешности существующего жилища. Напри­мер, правильная драпировка окон как бы расширяет оконный проем — он будет казаться шире. Правильная расстановка мебели с учетом зонирования помещения, о чем мы говорили выше, может в известной степени улуч­шить зрительное восприятие узкой и длинной  комнаты.

Обстановка комнаты не должна носить только отпе-'чаток утилитарности, хотя мы и договорились считать их главными критериями в оценке современного интерьера. Поэтому комнаты индивидуального жилого дома, обстав­ленные самой удобной мебелью и оснащенные самым совершенным, с точки зрения его полезности, встроен­ным оборудованием, еще не выглядят обжитыми. Доста­точно комфортабельные, но лишенные своей неповтори­мой индивидуальности, связанной со вкусами и эмоцио­нальным восприятием человека, они всегда будут холодны и безлики. Помочь делу здесь призваны раз­личные предметы декоративно-прикладного и народного искусства, правильный и строгий отбор которых создает убранство квартиры.

Итак, в интерьере квартиры важную роль играют так называемые предметы убранства — изделия из керами­ки, фарфора и стекла, декоративные ткани и ковры, кар­тины, эстампы, художественная фотография, скульптура и т. д. Многое из перечисленного выше является произве­дениями народного искусства, творением мастеров ху­дожественных ремесел или промыслов, отличающихся национальным своеобразием. Современные художники декоративно-прикладного искусства черпают в этих тра­дициях неповторимую красоту и прелесть красок и форм.

Многие из «старых», традиционных изделий являются и сегодня, пожалуй, лучшим украшением современного жилища и его интерьера. Это глиняные вятские игрушки и хохломские росписи по дереву, богородские деревян­ные игрушки-скульптуры, украинская, скопинская и грузинская керамика и каслинское художественное литье из металла и др. Присутствие этих вещей дополняет и укра­шает наше жилище, придает ему индивидуальные черты. Особенно важен элемент национального рисунка в ин­терьере сельского жилого дома. Успешно проводимое в жизнь правильное направление на типизацию сельских жилых домов, связанное с применением индустриальных элементов и конструкций, вытеснило из архитектуры фа­сада некоторые присущие только данной республике или данному району народные архитектурные элементы и детали. Попытки, пренебрегая тектоничностью сооруже­ний, украсить современный индустриальный сельский дом национальным архитектурным декором повсеместно терпят неудачу. Несомненно, поиски в этой области долж­ны быть продолжены, однако делать это надо с большим тактом, осторожностью и с чувством уважения к тради­циям.

Значительно лучше читается национальный рисунок в интерьере, особенно в предметах убранства — коврах, мебели, посуде, изделиях из дерева и металла. Сюда и должно быть направлено в первую очередь мастерство народных умельцев и внимание сельских новоселов. Одна­ко, занимаясь убранством как квартиры, так и индивиду­ального жилого дома, нужно соблюдать чувство меры, не перегружать стены картинами, фотографиями, деко­ративными тарелками и т. д., не загромождать серванты случайнее собранными, а нередко безвкусными изделия­ми из хрусталя, фарфора, пластмассы. Даже ценные с художественной точки зрения произведения изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства теряют присущие каждому из них индивидуальные особенности, «мешают» друг другу и даже утомляют, когда их собра­но слишком много. Поэтому, если у вас уже имеется ряд интересных художественных предметов, лучше украшать ими квартиру не сразу всеми, а только некоторыми из них, время от времени заменяя одни предметы дру­гими.

Приобретая те или иные предметы декоративного убранства, не обязательно выбирать только дорогие или антикварные вещи, тем более, что стоимость вещи дале­ко не всегда определяет ее художественные качества.

Для убранства квартиры можно с успехом использо­вать, например, различные керамические изделия — кув­шины, куманцы, вазы, блюда и т. д. Многие из них отличаются изяществом формы, яркими и сочными красками рисунков и орнаментов.

Изделия из керамики хорошо гармонируют с совре­менной мебелью, декоративными тканями и могут слу­жить украшением любого помещения квартиры — общей комнаты и детской кухни, передней или спальни.

В магазинах художественных изделий имеется много разнообразных декоративных предметов из керамики, которые производятся во многих союзных республиках — на Украине, в Латвии, Грузии, Эстонии и др. Трудно от­дать предпочтение какому-либо из них; все они имеют свои художественные достоинства, отличаются своеобра­зием. Вот почему, выбирая то или иное изделие из кера­мики, нужно учитывать конкретную обстановку в кварти­ре.

Часто обычный керамический кувшин для воды может хорошо выполнять роль декоративной вазы для цветов. Как в открытых или застекленных нишах современных секционных мебельных изделий, так и просто на длинных полках для книг из предметов декоративного убранства одно изделие из керамики или их группа образуют как бы цветовое пятно, так необходимое иногда в строгом современном интерьере.

Традиционными предметами убранства квартиры яв­ляются разнообразные изделия из фарфора. Из их числа можно выбрать отличные художественные вещи, которые могут занять достойное место в убранстве квартиры. Для убранства квартиры могут быть использованы и многие другие художественные изделия из разнообразных ма­териалов. Очень эффектно, например, выглядят в совре­менном интерьере оригинальные изделия из стекла, кам­ня или кости. Наконец, это могут быть и предметы до­машнего обихода — шкатулка из бересты или плетеная корзинка для рукоделия из ивовых прутьев, в которую положено несколько клубков яркой разноцветной шер­сти. Очевидно, нет нужды перечислять все художествен­ные изделия, которые могут украсить наше жилище. Каждому нужно выбирать их по своему вкусу, возмож­ностям и с учетом общего решения интерьера.

Декоративные изделия имеют более короткую жизнь в интерьере, чем, например, мебель, не говоря уже о са­мом доме, который призван служить нескольким поко­лениям людей. Следовательно, предметы убранства — наименее постоянный  элемент в нашем  доме.   Поэтому экспериментирование в этой области создания интерьера собственной квартиры неизбежно. Постепенная замена одних изделий другими, замена устаревших или просто надоевших  предметов  новыми — явление   правомерное.

Однако, создавая свой интерьер заново, следует пом­нить о той художественной логике и чувстве меры, кото­рые помогут сделать облик вашей квартиры современ­ным, отвечающим как духу времени, так, безусловно, и возросшим культурным запросам наших людей. Напри­мер, совершенно различный подход должен быть к од­нотонной гладкой стене, окрашенной клеевой краской, и к стене, оклеенной обоями с крупным рисунком, или даже гладкой спокойной по цвету стене, но имеющей раскреповки, пилястры, уступы, ниши и т. д. Если в пер­вом случае стену можно зрительно раздробить при по­мощи эстампов или картины, то во втором случае лучше подумать над тем, как лучше сохранить иллюзию единой плоскости стены.

Предметы убранства следует расставлять в комнате не случайно, а так, чтобы все они создавали живописную композицию. В большинстве случаев это будет, очевид­но, асимметричная композиция, как более характерная для современного интерьера. При расстановке декора­тивных изделий нужно стремиться сочетать различные по размерам предметы. Так, на низком серванте или комо­де уместно поставить высокую, узкую вазу, плоскую та­релку. Та'кое сочетание высокого и низкого будет урав­новешивать общую композицию.

Можно также объединить группу небольших предме­тов с одним более крупным. Например, поставить на сер­вант керамический кувшин вместе со стаканчиками, а с другой его стороны более крупную вазу, завершив ком­позицию небольшим эстампом, повешенным над серван­том.

Особенно внимательно следует отнестись к выбору картин. Лучше всего, конечно, если есть возможность, приобрести одну или несколько подлинных картин. Мож­но также ограничиться и хорошей копией картины. Однако не следует приобретать копии или репродукции слишком известных картин. В художественных магазинах наших го­родов имеется в продаже очень много интересных эстам­пов, гравюр, акварелей. Здесь можно без труда выбрать интересный пейзаж, натюрморт, портрет. Эти вещи бу­дут, безусловно, хорошим украшением квартиры. Можно повесить на стену и хорошую художественную фотогра­фию.

При наличии нескольких картин или эстампов их не следует развешивать на одной стене, чтобы они не ме­шали одна другой. Лучше распределить их в комнате свободно на высоте около 1,4—1,7 м (от пола до центра картины), учитывая при этом высоту мебели, над которой размещается картина.

Большое внимание следует уделять драпировке окон в комнатах. Необходимо помнить, что размеры и форма окон довольно активно влияют на общий вид комнаты. Такими элементами убранства, как занавески, можно зри­тельно исправить некоторые недостатки в размерах, фор­ме и расположении в комнате оконных проемов. Боль­шое значение при этом играют декоративные ткани, раз­личающиеся по своей плотности, цвету и узору.

Известно, что широкое окно всегда украшает интерь­ер. Поэтому даже при небольшом окне занавеси подве­шиваются таким образом, чтобы окно казалось шире. Для этого они должны быть укреплены непосредственно под потолком и не доходить до пола лишь на 5—7 см. Оконные занавеси крепятся к стене на круглых деревян­ных, металлических или пластмассовых штангах с крон­штейнами или без них — «в распор» между двумя проти­воположными стенами. Кроме того, в настоящее время широко применяются современные плоские карнизы из металла или пластмассы с устройством для раздвижных занавесей. Такие карнизы крепятся к стене или к потолку при помощи кронштейнов на винтах, заделываемых на растворе или на деревянных пробках. По имеющемуся в карнизе пазу легко передвигаются обычные ролики, прикрепленные к ткани при помощи нитки, специальных захватов или проволочных крючков. Штанга, или карниз для занавесей, укрепленные по всей ширине комнаты «в распор» между ее стенами, делают комнату и окно как бы шире.

Если в двух одинаковых комнатах одно окно задрапи­ровать занавесями, навешенными на всю высоту стены от потолка до пола и закрывающими оба простенка по обеим сторонам окна, а второе закрыть занавесями только в пределах окна, то мы не отделаемся от впечат­ления, что находимся в разных по размеру помещениях. При первом приеме убранства окна занавеси не задер­живают проникания света в комнату, высота потолка как бы увеличивается, вся комната кажется просторнее. Во втором случае занавеси закрывают часть проема, карниз, на котором укреплены занавеси, повешен у самого края верхнего откоса оконного проема, занавеси не доходят до пола. Несомненно, что этот прием зрительно дробит стену, дает менее благоприятные результаты целостного восприятия пространства, зрительно уменьшает окно, снимая декоративные качества интерьера.

Аналогичным образом решается драпировка двух или трех окон, расположенных на одной стене комнаты. Мно­гооконные комнаты характерны для традиционного рус­ского рубленого дома, однако современный интерьер требует их объединения средствами декоративного уб­ранства. Поэтому описанный выше прием драпировки одного окна подходит и для рассматриваемого случая с той лишь разницей, что днем ткань собирается в преде­лах не только боковых, но и средних простенков. При закрытых занавесях вся наружная стена объединяется тканью в одну спокойную плоскость.

Если окно смещено по отношению к продольной оси комнаты в сторону, драпировка при открытом окне за­крывает более широкий простенок от угла комнаты до оконного проема.

Чтобы улучшить зрительное восприятие окна, распо­ложенного в углу комнаты, рядом с ним на смежной сте­не вплотную к углу прикрепляют большое зеркало. Отра­жение в зеркале создает впечатление широкого углово­го  оконного  проема.

Следует отметить, что во всех случаях драпировки будут выглядеть красиво лишь тогда, когда ткань зало­жена глубокими ровными складками. Вообще закончен­ный эстетический внешний вид квартиры в значитель­ной степени зависит от гардин и занавесей, закрывающих окна и балконные двери. Окно объединяет интерьер комнаты с внешней средой, связывая нас с окружающей природой. В современном жилище с относительно не­большой высотой помещения большое окно не только украшает комнату, но и обеспечивает наиболее благопри­ятные условия естественного освещения и вентиляции. Умелым использованием гардин и занавесей можно ре­гулировать освещение в помещении в дневное и вечер­нее время, акустику; занавеси и гардины защищают помещение от просматривания в дневное и вечернее вре­мя, а также  частично   поглощают   шумы,   проникающие снаружи, служат для защиты от сквозняков в зимнее время и излишней солнечной радиации и перегрева по­мещений летом.

Поэтому, подбирая материал для занавесей и гардин, нужно помнить не только об эстетическом их восприятии в интерьере, но и их функциональном назначении.

Наиболее употребительными для оконных занавесей являются два вида тканей — плотные непрозрачные тка­ни и прозрачные (гардинная сетка, тюль). Занавеси из прозрачной ткани, смягчая резкость освещения и рассеи­вая солнечный свет, делают в то же время комнату днем как бы «невидимой» с улицы. Такие занавеси, очевидно, наиболее целесообразно применять при близко стоящих соседних домах. Поэтому в зависимости от тех или иных условий или просто по собственному желанию вы може­те выбрать для оконных занавесей только одну плотную или одну прозрачную ткань или сделать занавеси из плотной и прозрачной тканей, повесив их в два ряда.

Для смягчения контраста между ярким солнечным светом из окна и тенью комнаты, а также для рассеива­ния световых лучей по всей комнате лучше всего служат гардины из прозрачных легких, тонких тканей, по воз­можности мало поглощающих свет. Это — тюль, сетка. Однако для этого могут быть использованы и более плот­ные льняные и шелковые ткани. Правда, они менее эф­фектны в интерьере, чем синтетические, которые отли­чаются жесткостью, прозрачностью, хорошо сохраняют форму и поэтому всегда смотрятся наиболее нарядно. При выборе цвета гардин нужно помнить об общей цве­товой гамме интерьера. Так, если гардины не белые, а с подцветкой, то дневной свет, проходя через них, прида­ет соответствующий цветовой тон всему помещению. Желательно подбирать ткань для гардин без узоров, ли­бо с едва заметным мелким узором, так как любое уплотнение ткани увеличивает поглощение света.

Гардины могут иметь длину двух видов — короткие, доходящие до подоконной доски, либо длинные, дохо­дящие до пола. По ширине в обоих случаях они должны быть больше ширины проема в 1,5—3 раза. Обычно бо­лее тонкая ткань требует большего количества складок, следовательно, должна быть шире, а более плотная мо­жет быть уже. При выборе длины нужно помнить о ши­рине верхней и нижней кромок, а также о возможной усадке ткани. Измеряется длина от места подвески гардины. Иногда вместо гардин непосредственно на окон-H'.ie створки укрепляют маленькие занавески из полу­прозрачного материала обычного светлого тона. Для их изготовления достаточна ширина ткани в 1,5 раза больше ширины стекла. По высоте они крепятся, как правило, от низа до середины окна. Занавески могут быть свободно висящими, натянутыми вверху на деревянный или метал­лический стержень или натянутые на стерженьки вверху и внизу.

В дневное время, когда появляется необходимость изолировать помещение от яркого дневного света, и осо­бенно в вечернее время используют занавеси. Декора­тивная роль оконных занавесей более значительна, чем гардин. Они являются одним из главных элементов ин­терьера. При входе в комнату привлекает к себе внима­ние прежде всего оконная стена. Поэтому при выборе цвета и фактуры ткани необходимо это учитывать. Зана­веси, сшитые из одноцветной, нейтральной ткани, позво­ляют разнообразить цвета остальных элементов обста­новки комнаты, и интерьер может быть решен с большей свободой. И наоборот, занавеси яркого цвета или круп­норисунчатые подчиняют себе все остальные элементы интерьера.

Подбирая ткань для занавесей, необходимо также помнить, что помимо декоративных качеств их функцио­нальное назначение — оптическая, звуковая и тепловая изоляция" помещения. Зная это, необходимо выбирать ткани плотные, мягкие, способные хорошо закрывать оконный проем и хорошо прилегать к боковым стенам и полу. Например, для хорошего поглощения внутренних шумов необходимо выбирать такие размеры полотнищ, чтобы занавеси имели больше складок.

По условиям звуковой и тепловой защиты необходи­мо применение для занавесей плотных мягких тканей. Однако плотная ткань дорога, собирает много пыли и требует постоянного ухода за собой. Поэтому сейчас ши­роко применяют для занавесей легкие дешевые ткани с набивным рисунком. В летнее время желательно, чтобы занавеси были сделаны из тканей легких или средней плотности, создающих впечатление воздушности. Учиты­вая также гигиенические требования (возможность чистой и быстрой стирки), лучше иметь два комплекта занаве­сей. Зимний комплект может быть сделан из плотной ткани,   обладающей   хорошими    теплоизоляционными   и звукоизоляционными свойствами, а летний комплект — из тонкой плотной ткани соответствующей расцветки, стой­кой против воздействия солнечных лучей. Достигнуть звукоизоляционных свойств в легкой ткани можно путем обилия складок. Применяя два комплекта занавесей, можно при желании менять цветовой климат интерьера по сезонам с учетом таких факторов, как яркие солнеч­ные лучи летом и искусственное освещение зимой, холод­ная зона у окна зимой и свежий воздух летом. Нельзя забывать и о психологическом факторе, о разном вос­приятии вечеров в зимнее и летнее время.

Небольшая стоимость легких декоративных тканей позволяет без больших затрат легко разнообразить и да­же изменять общий вид комнаты, заменив некоторые из имеющихся в ней декоративных тканей на новые. Такую «трансформацию» следует приурочить к началу лета и началу зимы. Сделав чехлы на диван и кресла и подобрав к ним легкие яркие оконные занавеси и диванные подуш­ки, можно получить новый «летний» интерьер.

В убранстве квартиры немаловажное значение имеют ковры. Постеленные на полу они украшают комнату и придают ей особую теплоту и уют. Особенно хорошо со­четаются с современной мебелью и декоративными тка­нями одноцветные ковры или ковры с очень простым спокойным рисунком. Большие ковры, покрывающие всю площадь пола, теперь используются редко, так как уход за ними требует много сил и времени. Поэтому для боль­шой комнаты можно использовать два небольших ковра, гармонирующих друг с другом по цвету и рисунку. На­пример, один из ковров, допустим, синего цвета, можно положить на пол в уголке отдыха, а другой — серого цве­та— у письменного стола.

Рисунки многих ковров имеют ярко выраженный ком­позиционный центр, что обязывает к симметричной рас­становке мебели. Поэтому такие ковры плохо увязыва­ются со свободной расстановкой мебели в современных квартирах. Лучшими коврами считаются ворсовые. Одна­ко необязательно приобретать именно эти ковры. Можно подобрать очень красивые и более дешевые ковры, вы­полненные в узловой технике (без ворса).

В убранстве квартиры можно использовать и настен­ные, более яркие панно, но не ковры. Вешать их нужно только на однотонной стене и подбирать в соответствии со всей обстановкой квартиры.

Не стоит применять вместо ковров разного рода до­рожки, особенно учрежденческого типа с широкой про­дольной полосой посредине и несколькими узкими по краям.

Широкое применение в интерьере имеют декоратив­ные ткани, которые используются для обивки мебели, оконных и дверных занавесей, покрывал для кроватей, скатертей и т. д. Вместе с тем они играют очень важную роль в цветовом решении интерьера. Вот почему выбору фактуры, цвета и рисунка тканей нужно уделить особое внимание.

Из большого количества мебельно-декоративных тка­ней различных видов, расцветок и рисунков, имеющихся в продаже, для оконных драпировок можно использовать как более тяжелые жаккардовые   ткани,   так   и   легкие хлопчатобумажные с набивным   рисунком.   Для   обивки мягкой мебели  лучше  применять  фактурные ткани, та­кие, как ворсовые, букле, бобрик с различным перепле­тением нитей из синтетического и натурального волокна. Большое количество современных   тканей,   выпускае­мых   промышленностью,   одновременно и облегчают,   и усложняют их выбор. В продаже в широком ассортимен­те имеются гладкие, клетчатые и полосатые ткани, ткани с геометрическим, растительным или народным орнамен­том,   различного   рода условными рисунками рыб, цве­тов и т. д. Поэтому выбирая ткани, вам нужно тщательно подбирать их не только по цвету, но и по рисунку, учиты­вая их согласование между собой,  а также с отделкой стен и другими предметами в помещениях вашего дома. В интерьере можно использовать самые разнообраз­ные сочетания рисунков тканей. Так, например, если ваш диван и кресла обиты гладкой тканью,   то для оконных занавесей   лучше   выбрать   узорчатую,    полосатую   или клетчатую ткань. И наоборот, когда мебель обита тканью с рисунком   (предпочтительно, чтобы рисунок был мел­кий), для оконных драпировок следует применить глад­кие ткани. Хорошо выглядят на гладкой обивке дивана или тахты декоративные подушки из клетчатой и полоса­той ткани. Неплохое впечатление производит также соче­тание согласованных по цвету подушек из гладкой и ри­сунчатой ткани. Помимо сочетаний гладких и рисунчатых тканей в некоторых случаях может быть очень интересно и сочетание тканей с одинаковым рисунком. Так, в спаль­не одинаковые по цвету и рисунку занавеси на окнах и покрывало   на   кровати   выглядят   всегда   очень    совре­менно.

Обивка мягкой мебели (дивана, кресел) может иметь самый разный, но всегда согласованный между собой цвет и рисунок (чаще всего одинаковый). Однако такую мебель довольно часто приобретают не всю сразу, а по­степенно, частями. В этом случае лучше выбрать мебель с гладкой обивкой, так как в дальнейшем к ней будет легче подобрать остальные предметы мягкой мебели с подходящей по цвету тканью. Например, если диван и стулья обиты гладкой тканью коричневого или красного цвета, то кресла к ним можно подобрать зеленого цвета, или нейтрального серого. Если же уже имеющаяся у вас мебель имеет обивку с четко выраженным рисунком, к ней нужно подбирать мебель только с гладкой тканью, так как разнохарактерный рисунок на мягкой мебели, стоящей в одной комнате, всегда производит неблаго­приятное впечатление. Желательно согласовать не только рисунок и цвет обивки мебели и занавесей, но вообще всех тканей, которые могут быть в интерьере—портье­ры в алькове, ширма детского уголка и т. д. При этом не следует забывать и об отделке стен. Так, при гладких обоях для занавесей лучше применить ткань с рисунком, а при узорчатых обоях — гладкую, без рисунка.

Очень хорошим украшением жилища являются ком­натные растения различных видов. Однако для их разви­тия необходимы определенные условия. Поэтому очень важно в зависимости от тог<* или иного вида растения найти для него подходящее место в комнате. Такие не­прихотливые растения, как алоэ, драцена, папоротник и другие, можно разместить на подоконнике или вблизи окна, выходящего на северную сторону. Светолюбивые растения — аспарагус, кактусы — лучше поставить на ок­не южной стороны.

На фоне оконного проема красиво выглядят расте­ния, подвешенные при помощи шнура и колец к металли­ческому прутку, укрепленному на потолке вдоль окна и с небольшим отступом от него. Цветы в горшках или каш­по можно передвигать по прутку при открывании окон, а также создавать различные композиции из растений.

Крупное декоративное растение можно разместить на низкой подставке или даже на полу у одной стороны оконного проема. На фоне прозрачной гардины из тюля очень, красиво вырисовывается силуэт   тонкого   рисунка листьев филодендрона или аралии. В сочетании с гори­зонтальными линиями современной низкой секционной мебели стройный высокий цветок, поставленный у стены, создает запоминающуюся композицию.

В комнатах (например, в детской) иногда довольно трудно найти место для больших растений. В этом случае можно рекомендовать свисающие растения. Из наиболее распространенных можно назвать цебрину и аспарагус. Эти неприхотливые растения с красиво спускающимися или вьющимися стеблями и очень декоративными листья­ми прекрасно выглядят в современном интерьере.

Декоративные комнатные растения не всегда следует размещать на подоконниках, Горшки с растениями меша­ют открыванию окна и задерживают весьма много све­та. Если в комнате достаточно места, лучше расположить их возле окна, чуть ниже уровня подоконника, размещая на легких металлических или деревянных подставках с полками из стекла или пластмассы. Очень хорошо также поставить свисающее растение, например традесканцию или цебрину, наверху секретера, книжного шкафа и дру­гой корпусной мебели даже в том случае, если эта ме­бель находится не у окна, а в глубине комнаты.

Однако не следует загромождать комнаты слишком большим количеством комнатных растений. Их обилие вредит современному интерьеру, как и большое количе­ство других предметов убранства. К сожалению, прихо­дится говорить об искусственных цветах из бумаги. Их распространение в быту достаточно частое явление. Это украшение интерьера свидетельствует о плохом вкусе.

Несколько слов о кашпо — декоративной посуде для горшков с живыми цветами. Как правило, керамические кашпо выпускаются двух видов — подвесные и настоль­ные и служат для того, чтобы предохранить мебель и другие предметы убранства от просачивающейся через цветочный горшок воды. Следовательно, такая «одежда» цветочного горшка функционально оправдана. Глазуро­ванные, насыщенные по цвету кашпо могут быть, кроме того, достаточно активным компонентом интерьера, а вместе с красивыми цветами иногда и главенствующим элементом убранства в той или иной части комнаты.

Несмотря на то что в индивидуальном жилом доме связь интерьера с природой обеспечена придомовым участком, все сказанное выше о цветах можно отнести и к дому в сельской местности.

К числу новых предложений относятся и «зеленые комнаты». Глухая стена соседней квартиры (блока) ис­пользуется как ограждение террасы, образуемой за счет взаимного смещения блоков в плане (так называемая ступенчатая блокировка домов). Терраса является есте­ственным продолжением общей комнаты, что как бы расширяет ее, связывает участок с домом, разнообразит интерьер.

В одной книге очень трудно рассказать о всех поисках, которые ведутся в области проектирования жилища. В то же время все больше и больше проектировщиков под­ключается к разработке этой интереснейшей и важной области архитектуры.

К некоторым работам мы можем адресовать архи-текторов-жилищников.