Отделка поверхностей

Какие задачи выполняет отделка квартиры! Впечатление от интерьера квартиры определяется внешним качеством ограждающих поверхностей: цветом и отделкой стен, полов, перего­родок и других архитектурно-строитель­ных элементов.

Форма, конструкция и материал стен, полов, дверей, окон, радиаторов отопления и других деталей должны отвечать не только эксплуатационным — бытовым, но и эстетическим требованиям. Обеспечивая удобство жизни в квартире, они активно участвуют и в создании художественной композиции ее интерьера. И если конструкция и материал ограждений обеспечивают тепло- и звукоизоляцию жилища — отделка поверхностей гладких, блестящих, матовых и шероховатых своими эстети­ческими качествами в большой степени определяет выразительность и своеобразие интерьера. Качественная отделка требует прежде всего чистоты устройства сопряжений вертикальных и горизонтальных плоскостей, отделки ребер наружных и входящих углов и др. Конструктивные детали в виде столбов или колонн в квартирах встречаются редко, но наличие выступающих конструкций заставляет каждый раз внимательно относиться к выбору приема отделки, чистоте работы и расцветке.   Тем   более,   что   эти   детали могут нарушить цельность композиции, раздробить и так небольшой объем комнаты. Нельзя забывать при отделке и всевозможных, казалось бы мелких, но нужных в быту, деталей обстановки и устройств.

Крепление карнизов. Важным вопросом при оборудовании квартиры является устройство удобного крепления к стенам и перегородкам оконных    занавесей    и всевозможных предметов и приборов в кухнях, санузлах, передних и других помещениях квартиры. Там, где это возможно, надо сделать в бетонных панелях и других конструкциях из твердых материалов для массового жилищного строительства специальные закладные приспособления для установки стационар­ного оборудования. Например, для навесного кухонного оборудования, туалетного шкафчика или зеркала и полок в ванной комнате необходимо определить места, которые должны быть установлены проектом интерьера. В жилых комнатах можно устроить специальные детали для навески бытового и декоративного убранства, напр*имер, установить деревянные или металлические рейки-карнизы вверху стены у потолка, к которым можно было бы навешивать предметы на шнурах или прозрачной леске любой высоты и в любом месте. Для навески занавесей и штор можно установить и щиток, к которому крепятся направляющие ролики и кольца. Закры­вающий конструкцию карниз может быть деревянным, окрашенным в цвет стен или потолка, или легким декоративным из пластмассы. Конструкция может быть использована и для устройства скрытого освещения.

Расшивка швов панелей потолка не портит общего впечатления, наоборот, подчеркивает конструкцию, а швы и подрезки у стены даже могут придать особую выразительность легкости этой конструкции. В то же время расшивка швов на поверхности потолка в панельном доме позволяет скрыть трещины, которые образуются даже при самом тщательном выполнении отделочных работ и не украшают потолок. Когда говорим о значении    цветовой   среды    в    квартире, нельзя забывать о том, что основными цветовыми поверхностями в комнате являются законченные отделкой стены и потолки, покрытие пола и облицовка дверей, а в оборудовании отделка древесиной и тканью мебельных изделий. Таким образом, именно отделочные материалы, способы их применения, сочетаний и фактур практически являются основными средствами построения не только объемно-пространственной, но и художественной композиции интерьера.

Фактура материалов отделки и текстура естественных материалов всегда будет непосредственно связана с художествен­ным восприятием цветовых поверхностей. Один и тот же по тону красный или голубой цвет выглядит иначе в клеевой или в масляной окраске, в пеноплене и ледерине, в грубой штукатурке или тисненых обоях.

Современное строительство обеспечено широкой цветовой палитрой, буквально неисчерпаемой по разнообразию комбинаций, которые дают матовые и глянцевые, гладкие и шероховатые цветные окраски в сочетании с деревом, металлом, стеклом, пластмассами и другими новыми и старыми материалами, а также сочетания различных материалов между собой. Ассортимент готовых изделий заводского изготовления, всевозможных деталей для внутренней отделки помещений, в том числе плиточные, щитовые и рулонные материалы, доступны и имеются в прода­же. Важная задача выбора материала заключается в том, что, решая отделку одной из поверхностей или отдельного элемента, надо иметь в виду все помещение. Каждый отдельный элемент должен как-то ответить на общие, поставленные композицией, задачи организации интерьера — раскрытие и расширение ее пространства или изоляция и создание замкнутости, объединение с пространством смежных помещений или выделение и расчленение ее отдельных частей. Стоит ли повысить помещение или сделать зрительно ниже, шире, длиннее или уже, живым и радостным или спокой­ным и т. д.

Особенное значение в восприятииповерхности имеет выбор фактурыматериала: шероховатая или гладкая,ворсовая или грубая, полированная илиблестящая. Фактура зависит от характеранеровностей поверхностей материалов,различаемых глазом человека.Шероховатая фактура хороша в насыщен­ных, интенсивных и теплых тонах. Онавыглядит богаче, глубже и выразительнееглянцевой и гладкой. Достаточновспомнить еще не совсем устаревшиеспособы окраски стен. Применяютсяразличные способы разделок окрашеннойповерхности — торцевание, набрызг,тушевка, накатка, отделка песчанымиприсыпками, рельефная отделка левкасоми другие приемы. В интерьере фактурнаяповерхность   хороша   и   тем,    что   легчесвязывает разные по цвету предметы инаиболее четко отвечает назначениюповерхности — служит фоном, объеди­няющим пространство. Материалы сгрубой фактурой в отделке квартирприменять не следует. Они не масштабнынебольшим помещениям квартиры,слишком тяжелы для нее. Свойствотяжести присуще всем фактурнымматериалам, и это надо учитывать привыборе, причем фактурность менеезаметна в светлых, бледных и холодныхтонах и выразительнее в цветах плотных итеплых.    Поэтому    там,    где   желательноусилить восприятие архитектуры, хорошоввести более интенсивные цвета с ярковыраженной фактурой поверхности, а там,где хочется смягчить формы,— светлыефактурные. В комнатах хорошо смотрятсяотдельные фрагменты стен иной фактуры,примененные для выделения ниш иальковов, эркеров, отдельных по назначе­нию зон, тупиков коридора, шлюзов.Таким образом, в отделке наряду сактивностью цвета — способностью выступать и отдаляться, можно пользо­ваться сочетаниями гладких и узорных, полированных и рельефных шероховатых поверхностей, матовых и блестящих, по-разному отражающих свет и усилива­ющих восприятие другого, не теряя своих качеств и не выходя из задуманного общего колорита. Применением гладких поверхностей   можно   усилить   естествен­ное освещение, а фактурными смягчить его.   Создание   контрастов    по    фактуре обогащает интерьер, делает его более живым, эмоциональным. Пользуясь свойствами материалов, можно получать разные эффекты при их сопо­ставлении.    Например,    если    в    комнате стены оклеены гладкими обоями с широкими контрастными по цвету и светлоте полосами, светлая полированная мебель четко выделяется на темной матовой поверхности пола. В другом случае можно использовать прием тонального решения, когда цветовые  сочетания   поверхностей   мягко отличаются только фактурой материала, дерева и ткани, коврового покрытия пола и гладко окрашенной стены. Данное колоритом ощущение покоя и тишины усиливают горизонтальные линии основных низких предметов мебели. Акцент дан вертикальными складками ажурной занавеси и картиной на стене.

В   обоих   случаях   в   отделке   интерьера можно применить синтетический материал   в   виде   тонкой   пленки   лаки­рованных обоев и низковорсовой и фактурной ткани мягких покрытий. Фактура материала разнообразна и непременно должна быть учтена. Так, гладкий пластик всегда имеет открытый цвет. Противоположна ему структура естественного материала, в цветовых сочетаниях обладает более или менее выраженной структурой с глубокими и сложными тонами расцветки, например, зернистая поверхность камня или текстура древесины. Богатство оттенков древесины создает условия гармоничной связи мебели и архитектур­ных элементов с другими цветными поверхностями: покрытием пола и стен, тканями обивок и драпировок, керамикой и др.

Гладкие большие поверхности синтетического материала труднее согласовать между собой. Однотонное сочетание скучно и сухо, а полихромное — контрастно, резко и грубо. Поэтому вводить их следует в относительно небольшом количестве, рядом с другими по характеру материалами. Выигрывают синтетические     отделочные     материалы светлых мягких тонов, особенно при выделке под ткань или кожу, с мелким рисунком зернистой фактуры. Она образует на поверхности множество мелких теней и создает своими освещен­ными и затененными частицами игру светотени, глубину нюансов и оттенков. Выбирая синтетический материал для покрытия пола, надо помнить об его активном участии в композиции. Гладкий однотонный рулонный материал, особенно светлый, внесет свежесть пространственного восприятия интерьера, но он всегда холоден, а потому чужд атмосфере жилища. Это ощущение можно несколько погасить настилкой не рулонного материала, а светлых плит теплого оттенка. Большой эффект дает в этом случае и внесение ворсового ковра в одну из групп мебели. Контраст фактуры нивелирует ощущение холодности тем сильнее, чем выразительнее фактура ковра и сочетание расцветок. Блестящая поверхность открытого посередине пола отражает свет окна вглубь комнаты на стены и потолок. Мягкая ворсовая ткань обивок, подчеркнутая крупным рисунком и пластичностью складок занавеса, как и отражение стоящих на полу предметов, смягчает холодность этой поверхности. Она переходит здесь в иное качество, способствуя большему раскрытию пространства объема и его освещенности. На зрительное восприятие формы комнат влияет членение поверхности,  вызванное тем или иным приемом отделки: устрой­ство тяг, фризов, филенок, панелей и т. п. Как правило,-горизонтальные деления снижают и расширяют, вертикальные — повышают и укорачивают помещение. Действие это может быть усилено или смягчено пропорциями, расположением, а также цветом и фактурой материалов. Горизонтальные   панели,   как   и   полосы, зрительно   изменяют   высоту   и    ширину помещения. Поэтому панели следует вводить в отделку только там, где они практически необходимы, например, водо- и паростойкие панели в ваннах и кухнях.

Панель, установленная на половину высоты помещения, как бы режет его на две части, и зрительно оно становится ниже. Особенно сильно это впечатление там, где фактура материала разная — шероховатая    штукатурка    или    узорные обои вверху, а гладкая блестящая масляная окраска внизу (следует всегда помнить, что блестящая поверхность облицовок, глянцевая, полуглянцевая выявляет все неровности,плоскости, а матовая их скрадывает). Высокая панель, связанная цветом с остальной частью стены, при удачном сочетании тонов не нарушит единства объема. Как правило, более тяжелый тон должен быть связан с цветом пола внизу, а более легкий со светлым потолком вверху. Например, при оклейке рельефным линкрустом стены на 2/3 и 3/4 остаток ее рекомендуется сделать   гладким,   окрашенным   тем   же слегка разбавленным тоном, переходя­щим в осветленную гладкую облицовку потолка.

Последовательность связи материала в отделке поверхностей пола, стен и потолка по силе тона и его тяжести может дать гармоничное цветовое решение и создать выразительность и статичность восприятия единства всего объема, в отдельных случаях иллюзорно исправить его пропорции. Окраска стен. Основным видом отделки стен жилых помещении современных квартир служат окраски, имеющие матовую фактуру поверхности. В этом отношении хороши казеиновые составы, которые дают прочные и красивые по фактуре красочные слои. Но казеиновые краски требуют сложных подготовитель­ных работ так же, как и силикатные. К подготовительным работам (перед окраской) относится, кроме обычной очистки, сглаживание, расшивка трещин, частичная подмазка шпатлевкой, сплош­ная шпатлевка за два раза и шлифовка (после каждой из трех шпатлевок). Наиболее распространены краски для малярных работ, изготавливаемые на эмульсионной основе. Они обеспечи­вают хорошую прочность соединения с окрашенной поверхностью, хорошо укрывают поверхность, быстро высыхают. При окраске поверхностей легко наносятся кистью, валиком, распылителем. Окрашенную поверхность можно мыть водой и моющими средствами. Водоэмульсионные краски могут применяться для покрытия деревянных, шпоночных, бетонных, штукатурных, кирпичных, асбестоцементных поверх­ностей, а также пористых, полутвердых и твердых древесностружечных плит, картонных и бумажных поверхностей. Существует мнение, что водоэмульсион­ные краски препятствуют вентиляции помещений — не дают потолку, стенам «дышать». Это не совсем верно. При однослойном покрытии многочисленные водные пузырьки, содержащиеся в краске, высыхая, образуют хорошую инфильтрационную поверхность. При многослойном покрытии эти качества снижаются. Поэтому при отделке комнат водоэмульсионной краской потолки лучше белить мелом. При покраске стен и потолка водоэмульсионной краской потолок лучше покрывать в один раз после тщательной подготовки и размывки или снятии старой краски или набела. Многие знают, каким трудоемким процессом является очистка поверхности стены от многослойного старого покрытия водоэмульсионными поли-винилацетатными красками. Особенно неудобно делать это в ванной, туалете, на кухне, в затесненных условиях небольших помещений, встроенного оборудования. Процесс можно упростить, предваритель­но создав условия пропарки помещений. Для этого необходимо выкипятить ведро или больше воды, закрыв при этом окна и двери помещения. После пропарки слой краски будет легко сниматься металлическим шпателем или проволочной мочалкой для мытья посуды.

Также распространенной в массовом типовом строительстве надо считать клеевую окраску. Производится она после высыхания штукатурки двумя способами: обычная — непосредственно по штукатурке, а более высококачественная — по шпатлеванной и шлифованной поверхности. Текущий ремонт может быть проведен самими хозяевами, так как особой квалификации для этого не требуется. Но и в домашних условиях подготовка проводится обяза­тельно, так как в качестве окраски она имеет решающее значение. Для обычной клеевой окраски ограничиваются тщательным сглаживанием и огрунтовкой поверхности за два раза. Для высококачественной окраски после первой огрунтовки проводится шпатлевка с шлифовкой два раза и еще две огрун­товки, последняя (третья) с подцветкой, после окраски делают торцевание. Окраска колером после такой подготовки дает совершенно ровную, матовую, бархатистую по фактуре поверхность. Окраска стен производится под самый потолок (ниже на 20—40 мм), который может быть окрашен тем же, но очень сильно разбавленным колером. Такая окраска при выборе светлых мало­насыщенных тонов создает впечатление раскрытого пространства, как бы увеличивает объем. Иногда можно рекомендовать и введение в композицию второго цвета, отличающегося от основного тоном, для одной из стен. Так, более светлая окраска стены даже того же цветового тона напротив окон создает дополнительную, отражающую свет, поверхность и тем фактически повышает освещенность комнаты. Светлая окраска стены с проемами окон смягчит разницу светлот в окраске комнаты, таким образом будет способствовать объединению всего пространства.

Второй цвет в окраске может действовать по-разному. Так в описанных ранее примерах он служил объединению помещения светом и цветом, но может быть и другой случай, когда, наоборот, желательно выделить какую-то часть архитектурного объема или какой-то фрагмент интерьера. В этом случае выделение стены или части стены более активным цветом или орнаментированной поверхностью может сыграть определен­ную положительную роль как выделение главного акцента в интерьере. Окраской стен в два цвета можно иллюзорно как бы раздвинуть стены узкой небольшой комнаты, но подбирать эти цвета нужно очень внимательно. Опасен может быть и резкий контраст, которым будет внесено известное беспокойство и разрушено единство объема в целом, невыразительным и недейственным может оказаться и подбор слишком близких по тону цветов. Следует рекомендовать в таких случаях соединения    контрастные    по    цвету,    но близкие по светлоте, не прямо с допол­нительным (цветом), а со смежным дополнительным и светлыми тонами. Например, к голубому дополнительный оранжевый, так лучше взять  не чисто голубой, а светлый синевато-голубой, более холодный и к нему смягченный охристый, но не золотой. Прием может оказать положительное действие только тогда, когда третий тон служит как бы переходным для двух других цветов и связан в тоне с цветом пола и потолка. Если, например, при дубовом, т. е. холодноватом коричневатого тона, паркете две параллельные стены в спальне окрашены в разные по светлоте, яркости и цветовому тону, а торцевая стена представляет собой блок встроенных шкафов, облицованных таким же светлым дубом, нейтральность этого тона, непосредственно продолженного цветом покрытия пола, свяжет всю композицию в единое целое.

Для общей рекомендации по окраске квартиры можно предложить тональную спокойную гармонию. Цвета взять светлые и очень светлые, но соответствен­но ориентации по странам света — теплые   для   северной   и   холодный   для южной стороны. Для каждого помещения выбирают свой оттенок и колер. Кухни следует окрашивать в тона более холод­ные, согласовывая цвет стен и пола с расцветкой оборудования (или подбирая оборудование в тон стены), передние лучше окрасить в более чистые и интен­сивные цвета. При подборе колеров надо помнить,    что    клеевые    окраски    сильно светлеют, а синтетические и масляные краски темнеют. Составляя колер в домашних условиях полезно сделать пробу на стекле и проверить колер на следующий день. Помните, что цвет пробы будет казаться темнее окрашенной большой поверхности стены. Масляная окраска в квартирах типового строительства применяется в небольшом количестве, главным образом для панелей санузлов и кухонь. Способ окраски маслом относительно дорог, но прочен и обходится дешевле, чем облицовка. При подборе тонов следует помнить, что от высыхания и под влиянием времени окрашенные масляной краской поверхности сильно темнеют. В последнее время масляные краски вытесняют более эффективные силикат­ные и синтетические (краски), изготов­ленные из полимеров. Поливинилацетат-ные и стиролбутадионовые краски прочные, легкие и прозрачные. Они создают эластичную пленку пористой структуры, не мешающую воздухообмену, и обладают хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами. В облицовке кухонь и санузлов жилых домов с повышенным качеством отделки наибольшее распространение сегодня имеют керамические плитки (для панелей и полов). Отечественные заводы выпускают плитки гладкие и рифленые, в том числе фаянсовые глазурованные плитки разных форм, цветов и размеров. Изготовляют их в комплекте с фасонными плитками: угловыми, для выступающих и внутренних углов, карнизными и плин­тусными. В ассортимент входят встроен­ные в облицовку детали: мыльницы, полочки, подстаканники, крючки. Облицовку ванных керамической плиткой часто выполняют сами жильцы, поэтому следует остановиться на производстве этой работы. Прежде всего надо после сортировки и разборки плиток подготовить поверхность стены и установить маяки. Маяки определяют поверхность будущей облицовки и потому должны быть строго вывешены, выверены и увязаны с примыкающими поверхностями с помощью рейки, уровня и веска. Маячные плитки первого ряда устанавливаются в углах, в начале и конце облицовываемой поверхности. У верхнего края маячной плитки забиваются гвозди, по которым натягивается шнур, проверя­ющий горизонтальность рядов. Для определения вертикальности и провешивания стены пользуются отвесной доской. Если при облицовке применены плинтусные плитки, соприка­сающиеся с полом, то одна сторона этих плиток будет первым, нижним рядом облицовки пола.

Керамические детали оборудования укладывают одновременно с рядовыми плитками.

Установка плиток производится понатянутому шнуру. Крайние плиткиставят на растворе, а остальные сначалаподбираются насухо, снизу вверх и влево ивправо к углам для того, чтобы определить необходимость притески, приточки или доборных элементов. Рекомендуется при укладке плиток хорошо смачивать самое основание, но не плитку, на заднюю сторону которой положен цементный раствор 1.2. Облицованную поверхность по окончании работы смачивают, протирают тряпкой и прочищают швы.

Для укладки плиток пола всю поверхность разбивают по рисунку. Определяется положение фриза, если он предполагает­ся, прямоугольность углов проверяется деревянным угольником; после проверки устанавливаются маячные угловые плитки и между ними натягиваются шнуры-причалки, по которым укладываются на растворе промежуточные маяки; после подбора плиток по рисунку заполняют промежутки между маячными плитками (по натянутым шнурам). Горизонтальность поверхности проверяется правилом и уровнем. Перед укладкой на раствор делается проверка укладкой насухо и пригонка по рисунку. При излишке раствора    под    плитками    их    осаживают легким ударом рукоятки мастерка. По окончании укладки следует заделать швы, затем производится очистка от остатков раствора и до затвердения раствора, как только он схватился в швах, поверхность пола засыпают опилками. После окончания работ пол поливают водой и протирают тряпками. Для устройства панелей в кухнях и санузлах жилых домов можно рекомен­довать новые виды искусственных водонепроницаемых облицовок, в том числе: глянцевые или полу матовые плитки из асбестоцемента, обработанные декоративным асбестоцементным слоем или бумажно-смоляным покрытием, полированные и окрашенные водостойкими силикатными или синтетическими эмалями и красками, а также полистирольные белые и цветные.

Для облицовки санузлов и кухонь выпускают обладающие хорошей водостойкостью стеклянные эмалированные плитки разных цветов. Уход за панелью из таких плиток несложен и в гигиеническом отношении этот материал особенно ценен.

Обои в отделке квартиры. Обои вносят в интерьер не только цвет, фактуру, но и орнамент, рисунок и узор, что значительно расширяет декоративные возможности облицовки стен.

При   выборе   обоев    надо   учитывать    не только расцветку, но обязательно и рисунок, соотношение рисунка и фона, расположение и масштаб отдельных элементов, величину раппорта, направле­ние линий и характер построения. Резкость сочетания цвета рисунка (букета, цветка, полосы) с цветом фона всегда будет несколько беспокоить, утомлять и раздражать живущего, постоянно наблюдающего рисунок на стене.

Для обоев в небольших комнатах современной квартиры рекомендуются спокойные ритмы рисунков, мягкость и гармония сочетаний расцветки с цветом фона. Хороши обои с мелкими по масш­табу рисунками, силуэтными или контур­ными, свободно размещенными на светлых фонах, они зрительно расширяют пространство.    Сплошные    полихромные, ковровые рисунки так же, как и интенсив­ные плотные и темные тона, зрительно уменьшают объем. Задачей подбора цвета для стены типовой квартиры всегда является получение оптимального фона. Для создания уюта рекомендуются преимущественно теплые веселые тона, например, в комнатах на южную сторо­ну — лимонного, голубого, синего оттенка, а на северную — золотистого. Также могут быть приятны и нарядны для цвета стен светлые, мягкие аквамарино­вые, зеленовато-голубые и серо-голубые тона, светло-бежевые и сероватые всех оттенков, холодные и теплые. Для больших общих комнат неплохи более интенсивные цвета: бежевые, серо-зеленые, терракотовые. Серые тона особенно хороши, но следует помнить, что это цвета трудные и применимы они только в сложных составах, дающих глу­бину и сочность цвета. Рисунок следует выбрать невыразительный, мелкий, ковром покрывающий всю поверхность, а если крупный, то едва отличимый по цвету, чтобы рисунок служил только фактурному обогащению поверхности. Фактурность создает лучшие условия для цветовой выразительности стены, хотя снижает величину отражения света. Там, где надо усилить общую освещенность помещения, рекомендуются рельефные обои.

Характер самого узора, направленность линий, ритм и масштаб построения действуют на восприятие объема. Так, вертикальные равномерно расположен­ные полосы повышают, а горизонтальные зрительно снижают высоту; косо расположенные диагональные полосы дезорганизуют конфигурацию объема, а правильные фигуры в построении узора (ромбы, квадраты) оставляют его статичным.

Обои могут выполнять роль акцента в решении интерьера, например, для выделения одной из стен комнаты, торца коридора или ниши. Типы обоев. Кроме обычных бумажных обоев разного типа, имеются и влаго­стойкие, в том числе грунтованные, печатные и фактурные, пленочные глянце­вые и матовые, с рельефной печатью и тисненые. Выпускают и моющиеся обои с готовым клеевым слоем, очень удобные для ремонта своими силами. Выпускают обои и с особой декоративной отделкой: бархатистые, атласные, муаровые, обои рельефные с выпуклым рисунком, скрывающим все недостатки стены, звукоизолирующие, ворсовые, моющиеся и др.

Самые дешевые обои — негрунтованные, с рисунком в одну или несколько красок. Печатают их на бумаге, цвет которой и служит фоном. Эти обои недолговечны, так как цвет бумаги от света быстро меняется. Прочнее грунтованные обои, в которых обойная бумага до нанесения рисунка покрывается ровным слоем краски.

Тисненые и лакированные обои изготов­ляют из плотной высокосортной обойной бумаги.

Лакированные обои часто делают с тиснением. Эти обои можно изредка вытирать влажной тряпкой. Влагопрочные обои (моющиеся)— это грунтованные обои, обработанные водостойкими красителями, изготовленными из синтетических смол. Недостаток этих обоев — плохая воздухопрони­цаемость.

Все виды обоев могут быть использованы в интерьере квартиры, соответственно назначению помещений и свойству самих обоев. Негрунтованные — в помещениях, слабо освещенных солнечным светом, грунтованные — в жильш комнатах, более дорогие сорта (тисненые и лакирован­ные)— в кабинетах и общих комнатах, влагостойкие — в местах наиболее загрязненных, например,   у обеденного стола кухни-столовой, в передней, но не в спальнях и не в детских. Наклейку обоев производят после проведения всех других малярных работ, кроме последней окончательной окраски столярки. Поверхность стены предварительно должна быть подготов­лена, хорошо очищена от старого набела или оклейки соскабливанием при помощи шпателя или металлической щетки, даже простым столовым ножом. После соскабливания всю поверхность надо еще раз хорошо прочистить лещадью. При этом, если имеется толстый слой старых обоев и большая часть его держится крепко, срывают только те, что отклеи­лись или вздулись, возле карнизов, наличников, плинтусов. Потом эти места надо отдельно тщательно заклеить, вровень с остальной поверхностью стены. Для оклейки применяется специальный обойный клей, имеющийся в продаже. Наклейка обычных обоев производится внахлестку так, чтобы кромка обоев была обращена к свету, в сторону окна. Толстые тисненые обои наклеивают впритык. При подготовке самих обоев самым сложным будет точная разметка и разрезка рулона, при которой важно подогнать полосы по рисунку и отрезать каждый кусок точно под прямым углом, так как именно этот край попадает под карниз. Кромку обоев рекомендуется обрезать после намазывания клейстером нижней части. Этим обеспечивается чистота кромок при наклеивании. Кромки обоев должны быть строго вертикальны. Верхняя кромка должна отстоять от потолка на 20—40 мм. У дверной коробки кромка обязательно перекрывается наличником, у пола — плинтусом. Синтетические материалы в облицовке и отделке. Тонкие обои из пленок мягкого поливинилхлорида с подкладкой из прочной бумаги водо- и воздухонепрони­цаемы. Они наклеиваются специальным клеем по тщательно высушенным стенам. Для жилых комнат они не годятся. Рекомендуются только для коридоров и передних.

Пленки или облицовочные листы из мягкого поливинилхлорида можно применять и без бумажной подкладки на быстро схватывающемся специальном клее, поэтому применение их для больших поверхностей затруднительно. Они удобны для покрытия отдельных небольших деталей и полотнищ дверей. Гладкие, хорошо моющиеся, они красивы и гигиеничны. Изготовляются различной расцветки, с пленкой, отделанной той или иной фактурой. Окантовывают такое полотнище двери профилями из того же материала и устанавливают с гладким нешироким наличником и плинтусом из пластмассы. В современном строительстве для облицовки стен и потолков применяют разного типа плиты, в том числе твердые древесноволокнистые, древесно­стружечные и бумажнослоистые пластики.

Древесноволокнистые плиты для отделки офактурены искусственными смолами и пластмассами или накрывочным слоем из шпона ценных пород. Выпускают плиты светлых тонов с выраженной текстурой дерева,  защищенной  прозрачным лаком, с твердым и гладким накрывочным слоем, а иногда с покрытием цветной пленкой. В древесностружечных плитах для облицовок можно сохранить поверхность    с    естественной    текстурой стружек,    иногда   слегка    подкрашенной. Прозрачные и полупрозрачные материалы применяют для ограждений: стекла разных видов и назначения, в том числе силикатное и синтетическое, а также разного рода стеклопластики и стеклянные блоки. Эффективно приме­нение в ограждении балконов оргстекла, плексигласа и цветного стеклопластика. Красиво смотрится лента стеклопластика или стеклянных блоков, установленная вместо обычной фрамуги между кухней и ванной.

Новые материалы для покрытия пола. Применение новых эффективных материа­лов создало условия для нового отношения к характеру цвета покрытия пола. В старом строительстве для полов применялось дерево. Этим как бы создавалась привычная человеку среда, крепкая основа под ногами. Сам материал цветом, фактурой и структурой вызывал ощущение прочности и тяжести.

Новые материалы дают возможность получить совершенно гладкие, наилучшим образом отражающие свет покрытия полов и потолков, они создают условия максимального наполнения помещения светом й иллюзорного раскрытия пространства, создают в интерьере маленькой комнаты атмосферу прозрачности и чистоты воздуха.

Цвет пола участвует в композиции архитектурного объема как один из основных ее элементов наравне с расцвет­кой стен и других поверхностей. Строительная промышленность предла­гает сегодня для полов широкий ассортимент плиточных, рулонных и листовых материалов с рисунком и гладких цветных покрытий и облицовок, в том числе ковровые полы — теплые и звукоизоляционные. Полы из синтетических материалов с легким рисунком практичнее, чем гладкие, так как на них менее заметны царапины, пятна и вмятины. Но для комнат все же красивее гладкие. Комнаты наших квартир иногда слишком заставлены и крупный рисунок на полу может внести пестроту, а читаться не будет. Как исключение, в комнатах могут быть полы по рисунку, имитирующему естественные материалы, крапчатые и мозаичные, но выполненные в мягких тональных соче­таниях, без резких контрастов. Выбирать по цвету в этом случае надо преимущест­венно теплые тона, постараться избежать окрасок, вызывающих ассоциации с холодным полом вестибюлей и лестниц,— в квартире это может быть очень неприятно.

В зависимости от высоты помещений подбирается цвет пола от интенсивных красных, темно-зеленых и глубоких синих тонов до очень светлых, жемчужно-серых теплых и холодных голубоватых, особенно нарядных и подходящих к низким комнатам панельных домов. В комнатах, где относительно большая площадь дает возможность более свободной расстанов­ки мебели, а значит, предполагаются группы (мебели) различного функцио­нального назначения, деление на зоны может быть подкреплено и цветом пола. В высоких и просторных помещениях можно смелее вводить многоцветность в сочетании окраски стен и полов. Широко распространены для покрытия полов различные полихлорвиниловые плитки. Примыкание плиточного покрытия к стенам и перегородкам не представляет трудностей и при настилке их в домаш­них условиях. Плиточные полы прочны и хорошо чистятся после натирки специальной мастикой и воском. В интерьере больших, относительно свободных комнат красивы полы очень светлые, сероватых теплых и холодных тонов, и насыщенные, серовато-зеленых, голубых или терракотово-красных, в том числе выложенные в два тона с легким узором, полученным от вкрапления мелких плиток, свободно разбросанных на более темном или светлом по цвету общем фоне. Резко выраженные рисунки пола с контрастными цветовыми сочета­ниями хороши для передних, коридоров, кухонь.

Художественные возможности цветового узорчатого пола из полихлорвиниловых плиток обладают широкой палитрой светлых тонов. В сочетании со светлыми стенами такие полы создают интересное пространственное восприятие интерьера. Пол и стены составляют как бы единый объем, объединяющий всю композицию и выгодно оттеняющий рисунок мебельных изделий, фактуру и цветовую насыщенность тканей. Такой прием цветового решения выгоден для отделки типовых квартир, особенно если площадь ее заставлена оборудованием. Устройство мягких плиточных и рулонных полов требует высокого качества подготовительных работ. Прочность и долговечность плиточного пола прежде всего зависят от основания. Оно должно быть крепким, абсолютно ровным и гладким, без вмятин, каверн из заметных бугров, так как плитки пластичны и уже через несколько дней эксплуатации скажутся дефекты основания. Особое значение для прочности наклейки полихлорвиниловых покрытий имеет сухость основания. Деревянное основание выравнивается остругиванием, расклини­ванием и шпатлевкой, а также укладкой выравнивающего слоя (из фанеры или твердой древесноволокнистой плиты).

Приклеивают покрытие специальными клеящими составами КН-2 и др. Плинтус делают также пластмассовым (рекомен­дуют белый и черный цвет). Перед установкой плинтус прирезается: для стыкования вдоль стены под прямым углом, а в углах под 45°. Крепление гвоздями не рекомендуется, плинтусы надо приклеивать тем же составом мастики, что и плитки. Клеящее вещество наносится   после   прирезки    на   тыльную сторону плинтуса. При укладке линолеума надо соблюдать определенную последовательность: раскатанные рулоны выдерживать 2—3 суток, а у стыков укладывать с напуском в 10—15 мм. Толщина слоя мастики 15 мм, листы приклеиваются по всей площади, за исключением краев (10 мм). Для лучшего приклеивания желательно пригрузить стыки листов мешочками с песком. При укладке насухо полотнища сваривают, предварительно подрезав края. Покрытие пола должно быть устойчивым к истира­нию, гигиеничным, красивым, стойким к воздействию химических веществ и достаточно водо- и теплостойким. Отечественная промышленность выпускает много разных видов рулонных материалов на основе синтетических смол, некоторые из них изготовляются безосновными или с основой из другого материала:  картона, грубой ткани, кардельной, джуто-канатной и др. Новые виды цветного относительно дешевого релина (розовые, зеленые, голубые, серые) дают возможность ввести красочное покрытие в интерьер типовой квартиры.

Релин — материал двухслойный,  верхний слой, декоративный, изготовляется из синтетического каучука, а нижний (основа в 2—2,5 мм) из отходов измельченной резины, асбеста, каолина и битума. Большим преимуществом релина, как и всякого рулонного материала, является возможность его широкого использования при индустриальных методах строи­тельства. Недостаток его — малая эластичность. Как и в других мягких полах этого типа, в нем легко образуются вмятины и царапины от стоящих предме­тов мебели.

Линолеум бывает гладкий и с рисунком. В местах, где больше ходят, следует укладывать гладкий линолеум, так как рисунок быстро стирается. Можно сделать комбинированное покрытие: посреди­не — гладкий линолеум, а поближе к стенам — бордюр из рисунчатого. Когда линолеум настилается на деревянный пол, его надо по сторонам, отступив на 1,5 см от края, прибить обойными гвоздями, с расстоянием между ними 20—25 см. При настилке на каменный пол отдельные куски линолеума на стыках рекомендуется скрепить с изнанки лейкопластырем, широкой изоляционной лентой или полосами из плотной ткани (мешковина, бортовка, льняной тик и т. д.) на столярном клее.

Бывают   случаи,    когда    после    покрытия линолеумом пол остается холодным. Особенно чувствуется через линолеум холод каменного пола. Прежде чем покрывать линолеумом каменный пол, следует равномерно посыпать его слоем мелких опилок толщиной 1 —1,5 см. Это предохраняет от сырости и холода. Время от времени опилки нужно менять.

Мыть линолеум рекомендуется мылом (не очень щелочным), причем мыльный раствор потом смыть и насухо вытереть. Раз в два-три месяца надо протирать линолеум натуральной олифой, которую затем тщательно стереть мягкой тряпкой. Это не только придаст полу более свежий, обновленный вид, но и предохранит линолеум от пересыхания и трещин.

Выпускают линолеумы с основой из специальной ткани, предохраняющей перекрытие от ударного шума. Высокими звукоизоляционными качествами обладает теплый линолеум с подстила­ющим   слоем   в   2,5   мм   или   войлочной основой. Слой мягкого полихлорвинила на ней иногда имеет рельефный рисунок.

Главным преимуществом ударозвуко-поглощающих и обычных рулонных материалов, изготовленных размеров на комнату, является простота укладки. Она не требует особой подготовки основания, ковер кладется на перекрытие без наклейки    и    укрепляется    плинтусом    по периметру. Цветовая гамма линолеумов и релинов чрезвычайно разнообразна и может быть очень велика. Имеется ряд предложений по устройству новых индустриальных видов деревянных покрытий для полов, изготовленных на основе синтетических смол из отходов деревообрабатывающей и сельско­хозяйственной промышленностей. К таким видам покрытий относятся листовые покрытия полов из особо твердых древесноволокнистых плит и полы из щитового паркета и паркетных досок. Паркет. Верхнюю и нижнюю стороны щитов и паркетных досок облицовывают с лицевой верхней стороны ножевым шпоном или тонкой паркетной клепкой твердых или мягких упрочненных пород древесины; с тыльной нижней стороны — любым недорогим шпоном. Сердечник доски делают из мелких отходов древе­сины или других органических веществ, спресованных и склеенных на смоляных клеях, или из твердой древесноволок­нистой плиты.

Размеры паркетных щитов обусловлены технологией производства и удобством применения в строительстве, т. е. кратностью строительным типоразмерам. Щитовые паркеты делают квадратными с величиной сторон 400, 600, 800 мм и прямоугольные с кратными сто­ронами.

Для подготовки основания под щитовой паркет необходимо устроить выравни­вающий слой в виде цементной стяжки толщиной 5—10 мм.

Основным требованием к устройству полав санузлах и кухнях является водостойкость, что требует создания защитно­го облицовочного слоя, образующего гигиеническую ровную и гладкую поверхность. В современной строительной практике чаще всего для покрытия полов в этих помещениях применяют керамику в виде плиток, прежде всего метлахскую с одноцветной или узорчатой поверхностью. Предприятия отечественной промыш­ленности изготовляют плитки квадратные шести- и восьмигранные белого, желтого, серого, красного и коричневого цветов размером 100X100 и 150X150 мм. Укладывают их в рисунок или одноцветными с фризами и без них. В комплект входят и плинтуса. Имеются и мелкие керамические плитки для мозаичных по­лов. Такие плитки размером 48X48X6 мм набирают в узоры, закладывают с лицевой стороны бумагой и сушат в матрицах набранные ковры до укладки их на месте.