СХЕМЫ ТОНОВ

Контрастные схемы тонов. На первый взгляд трудно согласовать по тону все эле­менты оборудования и оформления в одном помещении. Но это будет, представлять мень­шую проблему, если решение начать с самого начала, пока помещение еще пустое.

Так называемые контрастные комбинации(в отличие от гармоничных) интересны иэффектны, и благодаря их правильному применению можно избежать монотонности. Это использование цветов из противополож­ных квадрантов на природном круге цветов. Если успешно применить и сбалансировать употребление теплых цветов по отношению к холодным и наоборот, результат может быть весьма   эффектным.

Какой цвет будет взят в качестве основ­ного для остальных комбинаций, зависит от многих факторов:

если комнаты ориентированы на север, тогда для основных площадей нужно упот­реблять теплые тона, а для деталей холод­ные, если на юг — то эту комбинацию нужно применить в обратном порядке;

если помещение невелико, следует использовать светлые и пастельные оттенки; если очень большое, — можно использо­вать чистые цвета.

Вот несколько примеров контрастных комбинаций цвета:

1. Ковер желто-оранжевый, стены и пото­лок белые, мебельная обивка ультрамари­ново-синяя, занавеси сине-белые (полоса­тые) , дерево коричневое, детали желто-оранжевые.

Пол темно-фиолетовый, стены и пото­лок белые, мебельная обивка оливково-жел-тая, занавеси светло-фиолетовые, детали темно-фиолетовые, дерево окрашено в белый цвет. Если весь спектр зеленого цвета листь­ев — от беловатых бутонов до ярких летних оттенков — использовать в одном помеще­нии, это может создать изысканно нежную и деликатную атмосферу. Но если в эту среду ввести огненно-красные детали (подушечки, узоры на занавесках и пр.), они придадут этой изысканности жизнь и стимул.

Гармоничные схемы тонов. Применение цветов было бы для нас легче, если бы мы знали некоторые основные свойства их психологического воздействия на человека в жилом интерьере.

Так называемые гармоничные комбина­ции представляют собой применение цветов из одного квадранта на природном круге цветов или комбинацию с родственными цветами из соседних квадрантов. Хотя таким образом очень легко достигается равновесие, приятное для глаза, эти комби­нации не очень интересны и оригинальны. Во всяком случае, если "переборщить" в этом, то могут, среди прочих, получиться и два следующих случая:

Если неумеренно использовать цвета из квадранта холодных тонов (синий, бирю­зовый, зеленый), вместо чувства спокойст­вия и свежести получится среда, воздейст­вующая депрессивно. Если неумеренно пользоваться цветами из квадранта теплых тонов (желтый, оранже­вый, красный), вместо чувства веселости и подъема можно получить среду, которая, будет действовать раздражающе да, кроме того, будет еще и вульгарной.

Это положение можно исправить, приме­нив нейтральные цвета — такие, как белый или черный, в качестве основных для по­мещения. Вот несколько примеров гармо­ничных комбинаций цвета:

1. Пол темно-серый, стены светло-серые,потолок белый, мебельная обивка желтаяи желто-оранжевая, занавеси, подушечки и де­тали оранжевые, дерево — натуральныйдуб, лампы белые или оранжевые.

2. Пол светло-серый, стены и потолокбелые, мебельная обивка бирюзовая, занаве­си бирюзовые и зеленые (с узором), детализеленые, дерево окрашено в белый цвет,лампы зеленые или белые.

3.  Смелая комбинация, включающая всеоттенки плода ежевики: от деликатно розо­вого цвета бутона, через тона зрелого плодадо  пурпурного  оттенка  сока ежевики.   Все это на фоне жемчужно-белого цвета дает уравновешенную, тихую, немного меланхо­личную, но элегантную атмосферу.

КОРРЕКТИРОВКА НЕДОСТАТКОВ ПОМЕЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТА

С помощью цвета можно исправить прост­ранственные недостатки всех помещений в квартире.

1. Если комната маленькая, тесная имрачная, для нее лучше всего употребитьсветлые тона. Это значит, что только дляпола можно применить несколько болеетемный тон, для стен — очень светлые ипастельные цвета, а потолок обязательнодолжен быть белым. В то же время мебельдолжна   быть   из   одноцветных   материалов (деревянные части и обивка) .

Если помещение продолговатое, даль­нюю стену нужно окрасить несколько более темным цветом, особенно если эта стена в то же время хорошо освещена. Таким образом можно "приблизить" стену, а комната утратит впечатление вытянутости. Вместо темного тона можно употребить обои с рисунком, но обязательно по тону согласовать их цвет с цветом остальных стен, чтобы добиться впечатления целост­ности. Если боковые стены помещения сильно удалены друг от друга (что случается очень редко в современных квартирах) , их тоже можно * приблизить", если употребить обои с рисунком или окрасить их в темный тон. Однако этого следует избегать в помещениях  нормальных пропорций, так как можно создать видимость коридора, что произ­водит очень неприятное впечатление.

4. Потолок, по правилам, следует окраши­вать в белый цвет, так как если темный тон дает впечатление стабильности, то свет­лый потолок создает впечатление простора и воздуха. Несколько более темный тон для потолка можно употребить только когда он очень высок, что также весьма редко встречается в современных квартирах. В помещении нормальных размеров темный потолок создает впечатление, что он "давит сверху". Только если помещение очень уз­кое и высокое, можно решиться на этот эксперимент, но и тогда сделать это следует очень осторожно.