ТЕХНИКА РАБОТЫ КИСТЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Работа маховыми кистями. Кисть опускают в кра­ску только до подвязки, а излишки ее отжимают о края посуды (рис. 16). Во время работы кисть необходимо периодически вращать в руках, чтобы она срабатыва­лась равномерно со всех сторон и приобретала форму факела, а не лопаты.

Работать кистью надо размеренно без нажимов и послаблений. При слабом нажиме на кисть краска ложится узкими полосами, толстым слоем, при силь­ном — может стекать, образуя потеки. Поэтому сначала на кисть надо делать легкий нажим, а по мере рас­ходования краски усиливать его.

Время от времени краску необходимо взбалтывать той же кистью, поворачивая ее в руках два-три раза, веселкой или палкой. От этого состав получается одно­родным как по густоте, так и по цвету, а на дне посуды не образуется осадка.

Кисть следует держать перпендикулярно или с не­большим наклоном к окрашиваемой поверхности.

При окрашивании стены краску наносят сперва горизонтальными штрихами, а затем вертикальными, тщательно растушевывая ее. Можно работать вдвоем — один наносит краску горизонтальными штрихами, вто­рой— за ним — вертикальными (рис. 17), или одному сначала наносить горизонтальные штрихи на какую-то часть стены и тут же растушевывать вертикальными или полностью покрывать всю стену краской в одном направлении, затем в другом. При двойном покрытии пропусков неокрашенных мест не бывает.

Окрашенные кистями места можно выравнивать тонким слоем краски с помощью краскопульта или пульверизатора пылесоса.

Работа флейцами и макловицами. Назначение этих инструментов — флейцевать или торцевать окра­шенные кистями поверхности. Но флейцами и макло­вицами можно окрашивать. В этом случае действуют точно так же, как и маховой кистью, но не поворачивая их. При работе одному — сначала со стола, табурета или стремянки окрашивают верх стены полностью или частями, а затем низ, тщательно растушевывая краску; при работе вдвоем — один окрашивает верх стены, второй идет за ним и красит низ, тщательно растуше­вывая краску в местах стыковки.

Флейцевание и торцевание окрашиваемых поверх­ностей. Окрашивание под флейц или торцовку лучше всего выполнять вдвоем — один красит, а второй вслед за ним флейцует или торцует. После флейцевания краска становится гладкой, ровной, без просвечиваю­щих мест, а после торцевания приобретает вид шагреня, т. е. становится шероховатой, состоящей из мельчай­ших бугорков.

Для торцевания краску приготовляют немного гуще, чем для обычной окраски. Если она будет жидкой, то после торцевания начнет сливаться, что придает по­верхности весьма некрасивый вид.

Техника фл ейцева ни я. Правой рукой берут флейц, а левой — сухую тряпку (тряпка нужна для периодического протирания волоса флейца). Легким нажимом на инструмент (волос должен слегка касаться поверхности) сравнивают полосы, оставленные от по­краски. Постепенно волос флейца пропитывается крас­кой и его надо промыть и просушить. Желательно пользоваться двумя-тремя флейцами и поочередно их менять. Флейцевание делает окрашенные поверхности более гладкими, без отдельных сгустков краски и сле­дов кисти (рис. 18, а).

Техника торцевания. Правой рукой берут торцовку, а левой — чистую тряпку. По свежеокрашен­ной поверхности торцовкой наносят слабые удары. Нельзя наносить удары по одному и тому же месту два и более раза. От ударов краска разравнивается, об­разуя на поверхности фактуру под шагрень. Удары должны быть одинаковой силы, что дает возможность получить совершенно одинаковую фактуру. Если сила ударов будет меняться, то на поверхности краски могут образоваться отдельные пятна.

Каждый удар должен строго приходиться рядом с ранее обработанной поверхностью (рис. 18, б).

Пропитанный краской волос торцовки не образует шагрени. Поэтому ее надо систематически вытирать тряпкой, а после каждого дня работы промывать, вы­тирать и просушивать.

 

а — флейцем; б — торцовкой; в — ручником.

 

Для работы желательно иметь две-три торцовки.

Отводка филенок. Филенка — узкая полоска краски шириной от 5 до 30 мм, которую проводят по стыку двух красок разного цвета, например, от­деляя панель от верха стены. Филенка должна гармо­нировать с общей окраской, закрывать неровности стыкуемых красок и придавать помещению закончен­ный вид.

Филенку отводят по ровно отбитой линии с помощью шнура, который натирают мелом или какой-либо сухой краской, например ультрамарином или охрой.

Для работы применяют филеночную кисть нужного диаметра, круглую или плоскую. Филенку отводят по линейке, у которой с двух сторон сняты фаски, или по трафарету (рис. 19). Линейку прикладывают точно по отбитой линии фаской к стенке и прочно прижимают.

Филенка на всем своем протяжении должна иметь одинаковую ширину и цвет. Поэтому кисточку следует систематически обмакивать в краске, отжимая ее из­лишки, приставлять к линейке и с равномерным нажи­мом отводить линию. Чтобы линия была ровной, необ­ходим навык. Поэтому для тренировки можно про­вести филенки на стене до окраски.

Для отводки филенок применяют клеевые и масля­ные краски. Если, например, панель масляная, а верх стен — клеевая краска, филенка отводится клеевой краской, а если верх стен — масляная краска, филенка вытягивается масляной краской. Краски применяют более жидкие. Масляные разбавляют скипидаром. Клее­вые готовят на обычном клею или разводят на квасе или пиве. Такие краски ровнее ложатся на поверхность.

Работа ручниками. Ручники обычно применяют дляокрашивания масляными красками. Краску набираютнебольшими порциями, погружая в нее кисть на 1—2 см,избыток краски отжимают о мешалку или край посуды(см. рис. 16).              ?

Наносят краску широкими ровными мазками. Расту­шевку ведут сначала в одном, затем в другом направле­нии. Принятый порядок растушевки следует соблюдать до окончания всей окраски в одном помещении. Тща­тельной растушевкой добиваются втирания краски в по­ры  поверхности  и  лучшего  ее  сцепления  с  грунтом.

Кисть следует держать перпендикулярно к окраши­ваемой поверхности, но нажим должен быть такой силы, чтобы волос слегка выгибался (рис. 18, в).

Работа малярными валиками. Для работы необходим валик, ванночка или ведро, отжимные сетки (доски, фанера, пластмассовая пластина с отверстиями диа­метром 12—25 мм) для снятия излишков краски. Валики производительнее кистей. Ими можно грунто­вать и окрашивать различные поверхности клеевыми, известковыми и масляными красками.

При окраске стен валиком углы, места около на­личников, плинтусов и т. д. следует предварительно покрасить кистью и хорошо растушевать краску.

Техника окраски валиком следующая. Валик обма­кивают в краску и прокатывают им по сетке для отжима излишков краски. Затем приставляют к по­верхности стены или потолка и ведут в нужном направ­лении: на стенах — сверху вниз, на потолках по на­правлению световых лучей. При этом полосы от краски должны перекрывать одна другую на 4—5 см. Вначале валик наносит более толстые слои краски, тогда по одному и тому же месту прокатывают им два или более раз. По мере расходования краски силу нажима на валик увеличивают.

Окрасить стены можно и за один прием вертикаль­ными движениями или за два, когда сначала краску наносят горизонтально, затем вертикально.

В любом случае краску необходимо тщательно рас­тушевывать. Если обнаруживаются дефекты, то красят повторно.

Иногда краску наносят на поверхность кистями, хорошо растушевывая, а затем прокатывают валиками. Можно потренироваться немного валиком, окрашивая стену, лист фанеры или картона. Только приобретя некоторые навыки, можно приступить к работе (рис. 20, 21).

Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку желательно применять подкра­шенную, т. е. такого же цвета, как и краска.

Срок службы валиков большой.

Окончив работу, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, удаляя всю краску. От извест­ковых составов валики быстро приходят в негодность.