ТЕЛЕВИЗОР В КВАРТИРЕ

Место телевизора в квартире. Если гово рить о средней семье, состоящей из трех пяти человек, в средней квартире с обяза­тельной теперь комнатой дневного пребы­вания всех членов семьи, то и место телеви­зора должно быть в этой комнате. Эта комната, по правилам, и самая большая в квартире, так что члены семьи могут вместе смотреть телевизионную программу, что входит в понятие совместного пребывания днем и вечером. Если в семье условия тако­вы, что возникла потребность в еще одном телевизоре (молодые родители и взрослые дети в сравнительно небольшой квартире, где они могут мешать друг другу , или что-нибудь подобное) лучше приобрести еще один портативный телевизор, который легко можно переносить с места на место, так как он не занимает большой площади и не требует специального помещения. В сов­сем маленьких квартирах — однокомнат­ных — телевизор приходится ставить в этой единственной комнате, поскольку другого выбора нет. В этом случае следует выбрать такое положение телевизора, чтобы програм­му можно было смотреть с удобного кресла, а не с постели, так как хорошо известно усыпляющее действие телевизионных прог­рамм на лежащего зрителя. Кроме того, при лежачем положении больше устают глаза.

Положение зрителя телевизионной прог­раммы. Часто можно слышать высказывания о вредном воздействии телевизионных прог­рамм на зрение взрослых и особенно детей. Здесь речь идет не о качестве программ, а о качестве приема. Однако даже если все условия максимально удовлетворительны, плохое положение зрителя может привести к тому, что потенциально плохое действие света и звука еще усилится. Для того чтобы избежать этого, нужно знать некоторые основные правила о горизонтальном и вер­тикальном расстоянии между зрителем и телевизором.

Расстояние между экраном и зрителем должно   определяться   следующим   образом: сначала измеряем экран по диагонали, а затем, умножив этот размер на 5 или 6, получим расстояние между зрителем и экраном. Это значит, что если экран по диагонали имеет d = 59 см, то удаленность зрителя от него должна равняться примерно 3,0 м, а для d = 43 см и d = 36 см расстояние должно быть около 2,0 м.

Кроме того, идеальный угол зрения, который получается если ось места зрителя связать с крайними точками ширины теле­визионного экрана, должен составлять 60—70° по отношению к оси экрана. И наконец, горизонтальная ось экрана должна находиться- на высоте около 1,0 м от пола для зрителя, который сидит в кресле, на стуле или диване нормальной высоты (38—44 см) . Если удастся хотя бы частично создать такие условия для просмотра теле­визионных программ, это будет уже очень много для достижения общего комфорта. Известно, что через телевизионное изобра­жение проходит поле горизонтальных линий (около 500), которые тем крупнее и реже расположены, чем больше экран телевизора. Поэтому удаленность должна быть доста­точно велика, чтобы все горизонтальные линии, которые создают на экране изображе­ние, слились. Кроме того, правильное рас-_ стояние улучшает восприятие зрителя, так как в этом случае и наиболее удаленные части экрана оказываются в фокусе (иначе они не совсем ясно видны) .

Если пренебречь этими правилами, т.е. смотреть программу или с небольшого расстояния, или сбоку, или на неподходящей высоте, то, конечно, телевизор может ока­зать отрицательное влияние на зрение, в особенности если неправильное положение зрителя и место телевизора постоянны.

Освещение в комнате с телевизором. Единственно правильным положением теле­визора по отношению к источнику света является такое, когда он защищен от непосредственного воздействия лучей света. Естественный это свет или искусствен­ный — экран должен быть в тени. Однако это совсем не значит, что он должен быть в темноте. Наоборот, нужно хорошо пони­мать   разницу   между   телевизором  и   кино чтобы поступать соответственно. Неудобства просмотра киноизображений удается избе­жать благодаря тому, что изображения даются большого размера при слабом свете полотна, тогда как зал находится почти в полной темноте. А телевизионный экран не только более светлый, но дает также и гораз­до меньшее изображение. Поэтому если телевизор смотррть в затемненной комнате, глаз фиксируется на концентрированном источнике яркого света, по сравнению с кинозалом. Поэтому отдых от такого визуального    фиксирования    яркой    "цели" очень желателен. Это достигается освещением поверхности около телевизора, что позволяет глазу "убежать" от блеска изображения, а это значит, что глаз может "бродить" по экрану и вокруг него, а зритель даже не будет сознавать этого. Особенно подходит фон нейтральных цветов и грубой текстуры. Нежелательно включение отдельных светиль­ников в комнате с телевизором, особенно тех, которые могут просматриваться с одной стороны поля зрения, так как они очень отвлекают взгляд и внимание. Точно так же блестящие   узоры   от   лампы   на   стенах   над или под абажуром неблагоприятны и отвле­кают внимание. Лучший способ избежать этого в комнате — применить в ней либо ряд ламп слабой мощности либо общее умеренное освещение. Следует также обра­тить внимание на тот случай, когда на экране видны отблески постороннего света. Это верный знак того, что состояние окружающе­го освещения не такое, каким оно должно быть.

Подвижность телевизора. Подвижность те­левизора является одной из его существен­ных характеристик. Существует много способов использования этой подвижности.

Установка телевизора на передвижной столик — подставку с колесиками и т.п. — способствует общему комфорту квартиры, так как обеспечивает приспособление поло­жения телевизора к потребностям зрителя. Это решение особенно важно тогда, когда мебель в комнате расположена так, что фиксированное положение телевизора услож­нило бы возможность смотреть программу или нарушило бы расположение мебели.

Другая возможность поворачивать телеви­зор по отношению к зрителям обеспечивается с помощью вращающейся подставки. Это решение зачастую является и единственно возможным, если мы хотим вставить теле­визор в "стенку" или во встроенный стенной шкаф. Такая установка часто пред­ставляет собой очень хорошее художествен­ное и пространственное решение, с одной стороны, но с другой — не создает особых удобств для зрителя. Если телевизор поста­вить во встроенный стенной шкаф, его под­вижность ограничивается, а тем самым исключается возможность приспосабливать его к потребностям зрителей.

В тех случаях, когда возможности пере­мещения телевизора ограничены, вращаю­щаяся подставка обеспечивает ориентацию и поворот, а тем самым и удовлетворитель­ную видимость из разных углов помещения. Решение очень простое и достигается тем, что дно ниши для телевизора делается двойным, с верхней вращающейся доской. Эта доска вращается вокруг металлического стержня и скользит в желаемом направлении. Таким образом, и угол поворота можно регулировать в зависимости от необходи­мости. Эта доска, на которой стоит и вра­щается телевизор, должна быть очень крепкой и способной выдержать его в тот момент, когда она совсем отойдет от основ­ного положения и превратится в род консоли. В полностью повернутом состоя­нии, т.е. под углом 90°, телевизор должен хотя бы половиной своей ширины опираться и на другую твердую часть поверхности ниши. Кроме того, сама ниша должна быть достаточно широка, чтобы обеспечить беспрепятственный поворот телевизора.