Цвет в интерьере

Свет солнца проникает в квартиру главным образом через оконные проемы. И одновременно с освещением проникает в помещения необходимая для здоровья человека солнечная радиация. На глубину попадания солнечных лучей непосредственно влияет ориентация, высота и ширина окна. Чем оно больше и шире, тем больше попадает человеку благодатных солнечных лучей. Так, окно, обеспечивая естественное освещение квартиры, создает благоприятные условия для проветривания и создания в квартире хорошего, здорового микро­климата.

По конструкции открывания окна бывают разных типов: обычные створчатые на петлях, открывающиеся наружу и внутрь, поворотные с горизонтальной верхней или нижней и вертикальной осями, раздвиж­ные, скользящие в горизонтальном направлении, поднимающиеся вверх и опускающиеся; глухие и комбинирован­ные, а также всякого рода балконные двери и фрамуги.

Преимуществом раздвижных и поворот­ных окон, вращающихся на горизонталь­ной оси, является удобство меблировки. Создавая отличные условия видимости, эти приемы открывания не мешают расстановке мебели и другого оборудования непосредственно под окном. Впечатление пространственности интерьера изменяет характер заполнения проема — вертикальные членения зрительно как бы повышают помещение, а горизонтальные его расширяют, но понижают.

Вертикальное деление проема на 4—6 частей выгодно влияет на восприятие пространства. Деление на две части неприятно, так как ось проема мешает свободной видимости. При делении на три части удобно просматривается вид из окна, но создается центр, влияющий на построение всей композиции интерьера, вызывающий определенные условия размещения оборудования. Остекленные проемы окон и балконных дверей превратились во многих сооружениях современной архитектуры в стеклянные стены. В противоположность старому интерьеру, скрытому за толстыми стенами дома, обеспечившими его изолированность и замкнутость, интерьер современного здания прозрач­ной стеклянной стеной только условно отделен от окружающей среды. Из окна открываются далекие горизонты, в свою очередь, сквозь огромные стекла интерьер великолепно просматривается снаружи.

Непосредственная связь с наружным пространством осуществляется устройством балконов и лоджий. Эркеры, балконы, лоджии. В практике жилищного строительства встречаются балконы разных типов — глубокие и неглубокие. В жилищном строительстве применяют разные типы закрытых остекленных помещений террасы и эркера, в том числе прямоугольные и треугольные. Для использования площади выгоднее прямоугольный эркер, особен­но   тогда,   когда   он   сделан   по   ширине комнаты и является как бы ее продолжением. В этом отношении теугольный менее удобен для расстанов­ки мебели, площадь не увеличивается, имеет он главным образом декоративное значение, является световым фонарем в комнате. Как летние помещения лучше всего лоджии, поскольку в эркерах может быть душно, если не устроено его боковое проветривание.

Иногда эркер бывает соединен с балконом и связан с ним дверью. Такое решение самое выгодное для жильцов, особенно там, где балкон длинный, по всей ширине комнаты. Это — большая добавочная площадь для организации «садика» или летнего помещения. Удобны балконы глубиной не менее 100—120 см, тогда ими можно широко пользоваться в быту. Если на балкон выходит окно, можно использовать подоконник для устройства откидного или пристенного небольшого столика с ящиком для хранения продуктов и овощей, так, чтобы к нему был непосред­ственный доступ из кухни. Тогда имможно будет пользоваться круглый год.На хозяйственных балконах устраиваютпристроенные плоские высокие ящикидля лыж и других предметов зимнегопользования. В южных районах большимихозяйственными балконами и террасамишироко пользуются для сушки фруктови овощей, как летней кухней-столовой дляприготовления пищи.Цвет в архитектуре интерьера. Свет ицвет нераздельны. Все то разнообразиецветов, которое нас окружает, зависит отдействия на глаз сложного световогопотока, пучка солнечных лучей.Установлено, что цвет активно влияет начеловека, а потому к выбору его надоподходить обдуманно. Поэтому правиль­ному применению цвета в интерьерепридается большое значение.Все цвета делятся на теплые и холодные.К теплым тонам относятся желтый,желто-оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый. Кхолодным — фиолетовый, голубовато-фиолетовый, голубой, синий, голубовато-зеленый, зеленый, желтовато-зеленый. Холодные и теплые тона отличаются друг от друга большей или меньшей насыщенностью.

Все разнообразие цветов, их тонов и оттенков построено на комбинациях трех основных — красного, желтого и голубого. От их смешения попарно получаются три основных дополнитель­ных цвета: оранжевый, зеленый и фиоле­товый. Все цвета делятся на хромати­ческие, имеющие определенный цветовой тон, и ахроматические, отличающиеся только по светлоте (от белого   до   черного   через   все   оттенки серого).

Каждый цвет, помимо своих физических свойств, обладает способностью психо­логического и физиологического воздействия на ощущения человека. На этих особенностях цвета основаны и закономерности применения цвета в архитектуре. При подборе тонов для построения цветовой композиции интерьера принимается во внимание назначение помещения и желаемое эмоциональное воздействие с учетом особенностей архитектуры, габаритов помещения, ориентации по странам света.

Активность цветов и их влияние на настроение и ощущения человека, т. е. психологическое и физиологическое действия различных тонов, следует принять как руководящие рекомендации при выборе расцветок для отделки стен в жилых комнатах.

Надо окрасить комнату или подобрать цвет обоев. Прежде всего определим размеры комнаты. Если маленькую комнату окрасить темным цветом, она будет казаться еще меньше. Такой же уменьшенной она станет при окраске в плотные или яркие, сильные по выразительности тона — красный, оранжевый или чистый, насыщенный бирюзовый. Дело в том, что в этом проявляется одно из главных свойств цвета — активность интенсивных, в особенности теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. Одни цвета как бы выступают из повехности стен, они словно придвигают их одну к другой и сдавливают комнату. Но, если их взять в сильном разбеле (светлыми), это ощущение уменьшится, а при малонасыщенных, бледных, несколько приглушенных, очень светлых впечатление тесноты, загруженности и тяжести вовсе исчезнет. Цвета как бы отступают, отодвигаются, уходят, раздвигая стены. Чем светлее цвет стен, тем просторнее кажется комната, тем легче в ней дышится, как будто и воздуха становится больше. Особенно ощутимо это при окраске очень светлыми холодными тонами: нежно-голубыми, голубовато-зелеными, голубовато-сиреневыми и т. д. Эти цвета называются холодными, отступающими. Они вызывают ощущение прохлады и какой-то отдаленности, как цвет далекого небосвода, морского простора, свежести воды. Поэтому комнаты на южной стороне рекомендуется окрашивать в холодные цвета. Холодные цвета, как правило, действуют успокаивающе. В комнате с холодной гаммой расцветок стен и предметов обстановки хорошо можно сосредоточиться, отдохнуть от шума города. Она выглядит серьезной и строгой, но в ней не будет так уютно и тепло, как в комнате розовато-желтых или оранжевых, золотистых расцветок.

Холодные тона — голубые и зеленова­тые — как тона, способствующие состоянию покоя, предназначаются преимущественно для спален. В зависи­мости от ориентации комнаты цвету может быть придан соответствующий оттенок. Например, зеленый цвет в спальне, обращенной на север, следует сделать теплого желто-зеленого оттенка, а выходящей на юг — холодный голубовато-зеленый и т. д. Если неприятен или непривычен голубой, можно взять лимонно-желтый, сиреневый. Каждый цвет может быть в холодном и теплом оттенке, более насыщенным, интенсивным или бледным, малонасыщен­ным, смягченным.

Даже такой сильный по восприятию цвет, как красный, может быть теплее — оранжевато-красные тона и холоднее — малиновые; фиолетово-красный будет теплее, чем красно-фиолетовый, в котором больше синеватого и т. д. Желтые, красные, оранжевые цвета и их оттенки воспринимаются как цвета активные, выступающие и сильно действующие на состояние человека и его настроение.

Желтые цвета золотистого оттенка — солнечные, радостные и веселые. Оранжевые    в    чистых    тонах — яркие    и броские, это нарядные, но вызывающие определенное возбуждение и привлекающие внимание цвета. Например, над обеденным столом часто вешают абажур оранжевого цвета именно из-за его свойства — поднять настроение, создать за столом приятную обстановку. В спальне можно повесить абажур теплого тона, например розовый, но чтобы действие цвета не было сильным, не мешало покою, надо взять тон светлый, неяркий, несколько смягченный: серова­то-розовый, желтовато-розовый, сирене-во-розовый холодноватый. Теплые, красные, энергичные цвета всегда выделяются, как бы выступают из плоскости. Холодные тона, спокойные и пассивные, воспринимаются окупающими, удаляющимися. Поверхности,окрашенные выступающими цветами,воспринимаются как основные, аотступающими — как фон. Этим свойст­вом можно пользоваться для расчлененияповерхностей,  выделения архитектурно-строительных элементов. При этомслишком большое различие по цветовомуконтрасту или светлоте может выделить иуглубить цветовой элемент на поверх­ности. Отсюда и основные принципыцветовой окраски архитектурныхэлементов (столбов и выступов, прогонови ниш): первый — когда элемент хотятвыделить, второй,— когда его желатель­но по возможности спрятать, слить сосновной архитектурной массой. В первомслучае он выделяется цветом: темный насветлом фоне или светлый на темномфоне. Если светлый, то зрительно онвыступает, если темный, то углубляется.Так же, как светлые, выглядят выступаю­щими фигуры, окрашенные в активныецвета (оранжево-красные тона). Детали,окрашенные в пассивные цвета (голубые),выглядят отступающими.Если деталь хотят по возможности сделатьнезаметной, ее окрашивают в основнойтон стены или потолка (если это прогон),используя и тут свойства цвета дляпридания нужного в данном случаеоттенка. Так, пользуясь свойствами цветаотступать и выступать, можно повыситьили понизить помещение, зрительноизменить конфигурацию площадей иобъемов. Можно создать впечатлениебольшого пространства окраской стены в«отступающий», холодный светлыйзеленовато-голубой цвет и, наоборот,уменьшить и сузить его окраской втеплые интенсивные «выступающие»красные тона. В какой-то степени можноукоротить длину коридора, окрасивторец в выступающий активный красныйцвет и, наоборот, сделать его длиннее,окрасив   эту   стену   в   холодный   светло-голубой. Соответственной окраской теп­лыми тонами можно смягчить глубинуниши или увеличить ее холодным тоном, подчеркнуть или сгладить выступ угла и т. д.

Каждый цвет обладает свойством «тяжести» и «легкости». Тяжесть или плотность цвета в большой степени зависит от светлоты. Все цвета, становясь темнее, делаются и более плотными, тяжелыми. Более тяжелыми восприни­маются и цвета поверхностей, имеющих грубую фактуру. Практический вывод заключается в том, что при окраске тяжелые цвета помещают внизу, и чем меньше размер цветовой поверхности, тем меньше и действие тяжести ее цвета.

Цвет всегда связан с фактурой, материа­лом и характером обработки повех-ности, предназначенной для окраски и отделки. С самого начала при выборе цветов должна стоять задача анализа фактуры. Вопрос окраски без учета особенностей поверхности, ее фактуры не даст желаемого качества и в конечном счете приведет к непредвиденным результатам (сравним хотя бы цвет черно­го лакированного дерева и бархата, поверхность натурального дерева и того же дерева полированного или окрашенно­го и т. д.). Фактура влияет на прочность цвета, ее амортизационные сроки и на особенность зрительно осязательных восприятий. Прикосновение рукой к холодному, теплому, шероховатому материалу вызывает различные оценки комфортности окружения, что важно для длительного пребывания в жилье. Не подбор цветов, а подбор материалов со своими фактурными и цветовыми качествами — задача архитектора, художника и любого живущего в данной квартире человека. Цвета обладают свойством «броскости», способностью привлекать и удерживать внимание. Это зависит от насыщенности цвета. В интерьерах небольших помещений большая поверхность броско­го цвета может вызвать раздражение и утомление, а большое количество предметов, имеющих броские, различные по тону цвета, беспокойство и даже нервное состояние. Броские цвета вводятся малыми площадями как акценты в одноцветные сочетания для оживления композиции, избавления ее от утоми­тельной монотонности. Объединение цветов достигается расположением элементов разного цвета на одном фоне близко друг к другу. Другой прием — расчленение цветовой поверхности так, чтобы соединить сходные по тону элементы в одной части. Свойст­вом объединять цвета в большой степени обладает серый цвет во всех его оттенках.

В отличие от холодных и теплых цветов, обладающих определенным цветовым тоном (красный, желтый, голубой и т. д., которые называют хроматическими цветами), белый и черный цветового тона не имеют и изменяются только по светло­те, самый светлый — белый, самый тем­ный — черный. Если их смешивают, получаются серые: от светло-серого почти белого до темно-серого почти черного. Их называют ахроматическими, т. е. бесцветными. Смешиваясь с различными хроматическими цветами, они создают особенно важную для архитектурных расцветок группу нейтральных тонов. Такие цвета со смягченным цветовым тоном не так сильно действуют на физиологию и психологию человека, как чистые спектральные, зато дают разно­образные возможности мягких и красивых сочетаний, легко соединяясь в единой композиции интерьера. Во все времена любимым материалом в отделке и оборудовании было дерево, обладающее (без полировок и окрасок) естественным, приближающимся к нейтральному, цветом, иногда серовато-коричневым, иногда более теплым — желтоватым, а в иной породе и серовато-зеленоватым или красноватым. Нейтральные цвета имеют как бы смягченный приглушенный тон и благо­даря этому легко соединяются с другими цветами отделочных материалов.

Введенные при этом в интерьер чистые цвета отдельных предметов всегда украсят композицию, оживят ее, привле­кут внимание. Серые нейтральные цвета рядом с ними станут выразительнее и приветливее.

Благодаря особым психофизиологическим свойствам цветов созданная в квартире цветовая среда определяет не только художественное восприятие интерьера, но в большой степени и условия жизни в ней, благоприятные для труда или отдыха или мешающие работе, раздражающие и утомляющие.

Цветовой поток обладает способностью отражать, поглощать и пропускать лучи.

От этой способности и зависит цвет тела, так как различные тела по-разному воспринимают и отражают входящие в пучок света цветовые волны. Прозрачные тела пропускают все или почти все лучи. Цвет прозрачного тела зависит от его способности поглощать при этом некоторое количество волн различной длины, а значит разного цветового тона.

Цвет непрозрачных тел определяется свойством его поверхности частично поглощать и частично отражать световые лучи — диффузно, во всевозможных направлениях, или зеркально, т. е. прямо, в одном направле­нии.

Черный цвет тела объясняется тем, что при прохождении светового луча сеет не рассеивается, а целиком поглощается. Белый же цвет тела является результатом свойства тела полностью отражать все упавшие на него световые лучи. Отражательная способность цветов широко используется, в частности, для регулирования освещенности помещений, поэтому коэффициент отражения (отношение отраженного света к падающему лучу) всегда учитывается при подборе тонов окраски. Прямые лучи попадают через оконные проемы прежде всего на пол и другие горизонтальные поверхности, а в зависи­мости   от   величины   проема   и   глубины комнаты — на стену против окна и частично, скользящими лучами, на боковые стены. От горизонтальных поверхностей и противоположной окну стены свет отражается к потолку и обратно на стены и предметы, находящиеся в помещении. Дополни­тельно к естественному освещению (световыми лучами от небосвода) в помещение через оконные проемы попадают отраженные лучи света от земли и того, что на ней находится. Эти лучи непосредственно попадают на потолок. Таким образом, естественное освещение комнаты складывается из прямого попадания света от небосвода, света, отраженного    от    земли    и    полученного первичным и многократно отраженным светом от всех цветовых поверхностей, находящихся внутри помещения. Для освещенности особенно важны отражательные свойства материала и окраска потолка, обеспечивающего равномерность вторичного отражения.

Цветовые поверхности отражают световые лучи различно. Поэтому при выборе окрасок надо руководствоваться не только цветностью и насыщенностью, но и свет­лотой тона, выраженной коэффициентом отражения — КО (табл. 1). Наибольший КО имеет гладкая матовая белая окраска. Абсолютно белый цвет имеет 100% отражения. Наименьший коэффициент отражения у черной поверхности — 3—4%.

В зависимости от освещения окрашенные в один и тот же цвет стены комнаты всегда выглядят по-разному. Светлее всего стена против   окна   и   именно   та   ее   часть,   на которую падают прямые лучи света. Темнее всего простенки между окнами, а наиболее выразительными в своей цвет­ности являются боковые стены, освещен­ные скользящими солнечными лучами.

При небольших размерах комнат отражательная способность примененных окрасок особенно важна, так как средства­ми цвета, окраской и подбором материалов для облицовки стен, пола и потолка можно легко отрегулировать или улучшить освещенность квартиры. Чтобы усилить освещенность помещения, потол­ки окрашивают в цвета с высоким коэффициентом отражения — белый с каким-нибудь оттенком. В чисто белый цвет окрашивают проем окна, который служит своего рода рефлектором-отражателем, усиливающим действие светового потока. Таким экраном, отражающим свет, можно сделать стену против окна, окрасив ее значительно светлее, чем остальные. Отражающие свойства покрытия пола влияют на восприятие интерьера, так как светлый пол заметно подымает освещенность и создает воздушность пространства. Поэтому при расстановке мебели по периметру стен и относительно большой свободной площади посредине комнаты особенно хороши светлые покрытия пола, светлые ковры в группе мебели и т. п. В комнатах, заставленных секционными шкафами и группой мебели с обеденным столом, роль акцента отражающей поверхности может   выполнить    пластик   или   светлое полированное дерево, цвет мебели, в спальне небольшой площадью — белые или светлые покрывала кроватей, а в более просторной — жемчужно-серый линолеум или светлый чуть желтоватый паркет.

Цветовое решение интерьера обычно связывается с ориентацией помещений по странам света. Солнечный свет южной или юго-западной стороны вносит в комнату много теплых желто-красных лучей. Поэтому, если комната окрашена в те же теплые тона, их становится слишком много. Отсюда неприятное ощущение духоты и перегрева помеще­ния этой комнаты в летнее время. Внесение холодных тонов в отделку такой комнаты смягчит зной солнечного нагрева, как будто бы она становится прохладнее и свежее. Поэтому для южной ориентации рекомендуются тона холодные — голубые, сине-зеленые, сиреневые, а для северной ориентации теплые — золотисто-желтые, оранжевые, розовые, красно­ватые. Однако нужно учесть и некоторую корректировку такой рекомендации для каждого отдельного случая. Например, комната первого этажа, обращенная на юг, выходит в густо заросший сад или в узкий, застроенный более высокими зданиями переулок.

В таких условиях крмната не будет перегружена светом солнца, а значит и теплых тонов окраски можно не бояться. Действие цвета в интерьере может быть увеличено цветом стекла. Сквозь желтоватое стекло и пасмурная погода будет казаться солнечной, а голубой смягчит контрасты, создаст свежесть, а иногда даже холод, который при постоянном и длительном влиянии может вызвать состояние не только покоя, но и уныния. То же влияние на цветность воздуха в комнате может оказать цвет занавеси на окне.

Действие освещения, его цветность имеет большое значение, так как влияет на психическое и физиологическое состояние людей. Известно, что красные стекла теплиц вызывают раннее и обиль­ное цветение у многих растений. Есть предположения    о    постоянном    физио­логическом воздействии цветовой среды на организм человека. Наблюдения ученых показали, что красный цвет увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания и способствует повышению кровяного давления. Голубой снижает его и успокаивает, желтый стимулирует умственное напря­жение и успокаивающе действует на некоторые нервные заболевания, а оранжевый, вызывая легкое возбуждение, ускоряет кровообращение и способствует пищеварению, фиолетовый возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивая их сопротивляемость и т. д. Так разные расцветки одного и того же интерьера создают разные впечатления, восприятия и ощущения. В быту приходится постоянно встречаться с необходимостью выбора цвета стен, ковра или линолеума, драпировки мебели,ткани для занавеси. Эти расцветки не самостоятельны, они всегда находятся во взаимодействии с цветами других предметов и поверхностей, а именно:согласование цвета стены как фона с цветом имеющейся мебели, обивочной ткани и древесины, занавеси и стены, покрывала и ковра спальни. Взаимодействие цветов, согласованность их в сочетаниях подчи­нены определенным закономерностям. Так, хроматические цвета обладают способностью обострять, усиливать друг друга, если поместить рядом цвета дополнительные. Например, голубовато-зеленый и красный, желтый и фиолетовый, голубой и оранжевый. И наоборот, каждый цвет смягчается, теряя свою насыщенность, если поместить рядом с ним соседний по своему положению в цветовом круге; желтый возле оран-82    жевого, синий около зеленого и т. д.

По соседству с белыми, черными и серыми (т. е. ахроматическими) цветами хроматические сохраняют свое основное цветовое качество. От влияния цветового тона соседнего хроматического цвета все цвета (хроматические и ахроматические) изменяются по светлоте (светлотный контраст) и цвету (хрома­тический контраст). В цветоведении это влияние называется явлением одновременного цветового контраста и считается главной закономерностью зрительного восприятия. Закономерности согласования цветов основаны на действии светлотных и хроматических контрастов. В практике построения колористической композиции интерьера должны быть учтены следу­ющие основные положения («законы согласования цветов»):

Цвет, окруженный более светлым цветом, темнеет, а более темным светлеет. К цвету, окруженному хроматическим цветом (по закону оптического смещения), как бы примешивается цвет, близкий к дополнительному цвету окружения.

3. Цвет,    находящийся    на   фоне   своегодополнительного цвета (или близкого кнему), приобретает большую насыщен­ность, а на фоне своего цветового тонатеряет ее.

Изменение светлоты цвета под действием окружающего или соседнего с ним тем сильнее, чем больше разница между ними по светлоте. Изменение цвета под действием окружающего   цвета   тем   сильнее,    чем меньше площадь этого цвета по сравнению с площадью окружения.

Для маленьких помещений не следует применять интенсивные и темные тона, но в отдельных случаях они вводятся для получения определенного цветового акцента; например, яркий оранжевый цвет   стен   в   передней,   большую   часть которой составляют выходящие в нее белые двери и белый потолок. В этом случае оранжевый цвет создает сразу впечатление радости, бодрости. Оранже­вый тон станет сильным цветовым акцентом в решении колористической композиции этой квартиры, как бы подготовит дальнейшее ее восприятие. Аналогичное действие окажет плотный

бирюзовый тон передней, сильный, возбуждающий, но холодноватый. Контраст создает благоприятные условия для восприятия светлых и легких теплых тонов окраски комнат, их воздушности, пространственности.

 

В силу особенностей адаптации челове­ческого глаза к цветовым раздражителям восприятие цвета поврехности, на которую смотрят, изменяется под влиянием цвета, который сначала наблюдал глаз, к нему как бы примешивается цвет, контрастный воспринятому раньше. Эти наблюдения должны быть учтены при выборе расцветок для связанных между собой -помещений квартиры (табл. 2). Сила цветового тона в зависимости от смежных цветов может терять свои свойства или, наоборот, яснее их выявить. Это происходит при постановке рядом цветов и в переходе от одной цветовой среды в другую. Светло-зеленая поверхность, окантованная красной полоской, будет казаться зеленее, а рядом с голубой потеряет зеленый оттенок и станет сероватой. Переход от интенсивно­го красновато-терракотового колорита общей комнаты в голубой для спальни создает впечатление еще большего простора и голубизны. Сочетания и согласования цветов могут дать значительные изменения восприятия каждого отдельного цвета и общего впечатления от колористических композиций. Например, приятный относительно нейтральный серо-голубой цвет стены при установке большого количества предметов светло-желтого цвета из ясеня или березы станет как-будто голубее, чище тоном, а если мебель темная, то светлее. Но если в этот интерьер внесут большое количество фиолетовых, синих, ультрамариновых, голубых или зеленых тканей, стены потускнеют, голубой цвет потеряет чистоту и будет выглядеть менее выразительным — грязновато-серым. При любой окраске стен темная полированная мебель теплого золотистого коричневого тона сделает окраску свежее, чище и светлее. Необычайное впечатление воздушности и легкости создаст оборудованию светлый пол, особенно в сочетании с холодными тонами расцветки стендемного цвета в оборудо­вании и деталях. Таково действие контрастов цветовых и светлотных. В создании контрастов огромное значение имеет применение белого или черного цветов. Отсюда рекомендация вводить в современный интерьер белые или черные цвета (плинтуса из пластмассы, от­дельные мелкие детали фурнитуры и другие элементы отделки или обстановки).

Для больших поверхностей рекомендуют­ся не просто светлые цвета, а преиму­щественно нейтральные расцветки. Задача фона в данном случае максималь­но объединить все разнородные элементы. Наиболее эффективно применение серых и сероватых светлых цветов, так как этот цвет обладает свойством создавать цельность впечатле­ния. Серый цвет противоположен черно­му, особенность которого разъединять цветовые поверхности разных оттенков, резко выделяя каждый цвет и все его нюансы.

Хороши в интерьере разнообразные коричневатые цвета беж. Они могут быть холодными, теплыми и нейтральными, поэтому объединению обстановки в интерьере квартиры всегда помогает большое количество предметов деревянной мебели, имеющей в большинстве случаев цвета теплые (нейтральные — желтоватые и более темные коричневые), как и цвет паркетного пола. Коричневатые тона в комнате влияют на ее колорит, повышая силу теплых оттенков и подчеркивая контрастность холодных. Относительно большое количество коричневых тонов помогает созданию атмосферы теплоты и домашнего уюта. Определенно назвать и рекомендовать тот или иной цвет для окраски нельзя по той простой причине, что название — красный, желтый, голу­бой — еще ничего по сути не дает. Каждый цвет имеет множество нюансов и оттенков, и восприятие этого цвета изменяется в зависимости от сочетания его с другими цветами. Имеет важное значение его светлота, величина цветовой поверхности и освещения, наконец, характер и формы этой поверхности и ее материал. Наконец, существуют индивидуальные особенности восприятия цвета — свои художественные вкусы и эстетические требования. Таким образом, возразить против того или иного цвета для отделки квартиры по существу нельзя, как нельзя дать и категоричные указания. Однако можно и должно говорить о закономерностях цветовых сочетаний и определенном действии того или иного цвета в интерьере, а значит некоторым образом установить принципы выбора расцветки помещений для каждого отдельного случая. В новом строительстве, когда будущий жилец еще неизвестен, надо подобрать расцветки так, чтобы внесенными предметами обстановки хозяин легко мог бы скорректировать сделанное строителя­ми уже по своему собственному вкусу и усмотрению. А значит рекомендации нужно давать на основании объективных данных.

Построение колористической композиции. Объективными данными являются свойства цветов, особенности их сочетаний и сопоставлений, наконец, как основа построения колористической композиции или гармонии закономерности цветовых восприятий. Приемы гармоничных построений разнообразны, но всегда зависят от строгой взаимосвязи характера цветов, их оттенков и размеров площадей и предполагают невозможность каких-либо изменений (как разрушение цельности и единства созданной гармонии).

Наиболее распространенными надо считать следующие типы цветовых гармоний: однотонная (тональная); двухцветная (контрастная или  полярная); трехцветная (триада); многоцветная (аналогичная); многоцветная (контрастная).

Однотонная тональная композиция построена на том, что для всех больших поверхностей (стен, пола и мебели) взят один цветовой тон. Строгую, несколько монотонную и даже скучную композицию можно оживить белыми деталями или элементами ярких чистых цветов. Например, в очень светлую общую гамму цветов ввести нейтральный темный цвет полированной Мебели или фрагмента пола — ковра, занавеси, обивки кресел или дивана. Оживить композицию можно и небольшими красочными акцентами в предметах убранства: яркой тканью кресла, диванной подушки, абажура, майолики или панно на стене, вазы на полу. Усилить ком­позицию, ее выразитель­ность и эмоциональ­ность восприятия можно широким введением серого ахроматиче­ского цвета, например, пол сделать серым, что выявит все внесенное разнообразие оттенков и нюансов основного тона, тонкость и органику их сопоставлений в одной композиции. Контрастная композиция может быть построена на сопоставлении двух дополнительных цветов или двух групп дополнительных цветов. Она может быть решена противопоставлением расцветки стен цветам покрытия пола и оборудова­ния. И в том и в другом случае гармония строится не на светлотах, а только на контрастах с введением небольшого разнообразия в оттенках и светлоте расцветок каждой группы. Равновесия можно достигнуть четким выделением главного и подчиненного,второстепен­ного. Для большей выразительности вводятся акценты броских или черного и белого цветов — светильником, доской столика или другими элементами композиции.

Нюансная композиция большой комнаты интересно может быть решена на подборе нескольких рядом стоящих в цветовом круге цветов   например, красный, оранжевый, золотисто-желтый, зеленовато-желтый. Многоцветные композиции могут быть построены на сопоставлении смежных дополнительных цветов. При этом сложные дополнительные цвета вносятся не только небольшими акцентами, но в относительно больших количествах. В этом случае в колористике важно сохранить определенное равновесие тяжелых плотных и легких цветов. Можно использовать активность или броскость одного из цветов для выделения главного по значимости элемента композиции или, пользуясь пассивностью нейтральных тонов, смягчить отдельные места и фрагменты. Каждый прием имеет свои особенности построения, и в каждом можнр получить красивые и гармоничные композиции. При этом один и тот же по расположению и типам мебели интерьер в том или ином приеме будет воспри­ниматься по-разному. Нельзя забывать и о том, что колористическое решение интерьера имеет психологическое значение.

Ощущения утомления, покоя, отдыха, раздражения вызывают не только сами по себе отдельные цвета, но и сопоставление их между собой. Дополнительные цвета при ярком освещении дают резкие контрасты, что так же, как и однообразие, ведет к утомлению и раздражению. При однообразии цветового решения — монотонности — введение дополнитель­ного цвета может вызвать возбуждение. В многоцветных композициях случайное расположение различных цветов вызывает пестроту и цветовое беспокойство, нарушающие единство композиции. Цвета изменяются при искусственном свете и при удалении. Последнее свойство важно при решении расцветок фасадов, в интерьерах же, особенно в жилом, очень важен учет изменений цветов при электрическом освещении (табл. 3). Эти изменения следует знать, подбирая цвета интерьера. Для сохранения его колорита днем и вечером избегать сопоставления трудноотличимых цветов: бледно-желтого и белого; зеленого и голубого и т. д. Необходимо учесть изменения вечером характера сочетаний в таких соединениях, как желтый и голубой, оранжевый и фиолетовый цвета и др.

Таблица   3.

Изменение цветового тона при освещении